2а-1365/2022
50RS0033-01-2022-000905-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2022 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе федерального судьи Судаковой Н.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению административного истца Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной прокуроры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной информацией. Требования мотивированы тем, что в ходе мониторинга сети Интернет на сайте <данные изъяты> размещена информация о продаже лекарственного препарата «рилутек» (рилузол), который не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств и не может реализовываться на территории Российской Федерации. Вход на данные страницы Интернет–сайта является свободным, можно ознакомится с содержанием Интернет-ресурса и оформить заявку на приобретение данного препарата. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, системы здравоохранения. Последующее использование лекарственных препаратов, не включенных в государственный реестр лекарственных препаратов, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Установить лицо, осуществляющее данную деятельность, не представляется возможным, адрес, наименование организации на сайте отсутствуют, доступ к данному ресурсу осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, в том числе мобильных. Блокировка доступа к указанной информации возможна только через Роскомнадзор. Просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По ходатайству административного истца дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктами 1 и 6 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 названного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.3 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно ч.2 ст. 6.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу или ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными на территории Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.Ведение государственного реестра лекарственных средств осуществляется Министерством здравоохранения РФ. Государственный реестр лекарственных средств имеется в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ. В ходе проведенного административным истцом мониторинга сети Интернет на сайте https://b.zapteka2.ru/pohudenie/kupit_rilutek-riluzol_v-moskve.html размещена информация о продаже лекарственного препарата «рилутек» (рилузол), который не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств и не может реализовываться на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 названного Федерального закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 названного Федерального закона в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 названного Федерального закона основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения сетевого адреса: <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Судакова Н.И.