В окончательной форме решение суда принято 26 октября 2018 года Дело № 2а-1366/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ялта 23 октября 2018 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Зайцевой М.О., с участием истицы – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Крымской таможне о признании незаконными и отмене решений, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене решения Крымской таможни по результатам таможенной проверки от 27.02.2018 года № 10010000/210/270218/Т0009 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных налогов в отношении автомобиля «OPEL» VIVARO, государственный регистрационный знак №, 2005 года выпуска,№№, признании незаконным и отмене требования Крымской таможни об уплате таможенных платежей от 05.03.2018 года № 10010000/ТР2018/0000024; признании незаконным и отмене акта камеральной проверки Крымской таможни от 27.02.2018 года № 10010000/210/270218/А0009. Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной ответчиком камеральной проверки было установлено нарушение ею требований, установленных пунктом 3 ст. 358 ТК ТС, выразившихся в передаче права управления временно ввезенным на территорию таможенного союза транспортным средством иному лицу, в связи с чем было принято решение об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении транспортного средства - «OPEL» VIVARO, государственный регистрационный знак АА9827МА и выставлено требование об их уплате. С указанными решениями ответчика истец не согласна, поскольку право управления транспортным средством было ею передано своему супругу. На момент проведения проверки подлежали применению нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статья 264 которого позволяет передачу декларантом транспортного средства для личного пользования своему супругу, без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования. Истица в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. Представитель ответчика против иска возражала. Возражения мотивированы тем, что 29 апреля 2017 года гражданкой Украины ФИО1 было ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство «OPEL» VIVARO, срок временного ввоза которого был установлен до 29 апреля 2018 года. 27 декабря 2017 года в многосторонний автомобильный пункт пропуска «Армянск» Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни, в целях убытия с таможенной территории ЕАЭС прибыл вышеуказанный автомобиль под управлением иного лица – ФИО3. В связи с передачей истицей права пользования временно ввезенным транспортным средством иному лицу без разрешения таможенного органа, ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникла у ФИО1 с момента регистрации пассажирской таможенной декларации, то есть с 29 апреля 2017 года. В целях проверки соблюдения требований, установленных законодательством о таможенном деле, Крымской таможней была проведена камеральная проверка, в ходе которой не было установлено наличия предусмотренных законом оснований для прекращения возникшей у ФИО1 до вступления в силу ТК ЕАЭС обязанности по уплате таможенных пошлин, в результате чего было принято оспариваемое решение. Поскольку таможенные платежи истицей не оплачены, ей было выставлено требование от 5 марта 2018 года № 10010000/Тр2018/0000024. Заслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 29 апреля 2017 года ФИО1 ввезла на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобиль марки «OPEL» VIVARO, государственный регистрационный знак № 2005 года выпуска, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией № 10010012/290417/В0032426 от 29.04.2017 года, согласно которой срок временного ввоза был установлен до 29.04.2018 года. 27 декабря 2017 года, в многосторонний автомобильный пункт пропуска Армянск Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни, с целью убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза прибыло транспортное средство - «OPEL» VIVARO, государственный регистрационный знак № года выпуска, под управлением гражданина Украины ФИО3. 27 декабря 2017 года главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Красноперекопского таможенного поста был составлен протокол изъятия транспортного средства, свидетельства о его государственной регистрации и ключа зажигания. Постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя от 18 июня 2018 года ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, которое выразилось в передаче права пользования временно ввезенным физическим лицом транспортным средством для личного пользования без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. Решением Верховного суда Республики Крым от 15 августа 2018 года постановление судьи Железнодорожного районного суда гор. Симферополя от 18 июня 2018 года было оставлено без изменения. 22.02.2018 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление о проведении камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения требований права Евразийского экономического союза по факту временного ввоза транспортного средства марки «OPEL» VIVARO, с обязательством обратного вывоза с таможенной территории в установленные сроки, которое было получено истицей 03.03.2018 года. По результатам проведенной проверки был составлен Акт № 10010000/210/279218/А0009 от 27.02.2018 года, из которого следует, что в результате камеральной таможенной проверки было выявлено нарушение ФИО1 требований, установленных пунктом 3 ст. 358 ТК ТС, выразившееся в передаче права пользования временно ввезенного транспортного средства без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза, без соблюдения условий, установленных правом Евразийского экономического союза, что повлекло неуплату таможенных платежей, налогов в размере 556 906,94 рублей. Рекомендовано принять решение о не предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с передачей права пользования временно ввезенного физическим лицом транспортного средства, таможенное декларирование которого произведено на МАПП Армянск Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни и уплатить ФИО1 таможенные пошлины, налоги в размере 556906,94 рублей ввиду возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 3 ст. 358 ТК ТС. По результатам рассмотрения акта камеральной таможенной проверки, 27 февраля 2018 года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Крымской таможни было принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства марки «OPEL» VIVARO, временно ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза для личного пользования, в связи с установленным фактом передачи права пользования временно ввезенного физическим лицом транспортного средства без соблюдения условий, установленных правом Евразийского экономического союза, что повлекло наступление обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза в размере 556 906,94 рублей. 05 марта 2018 года ФИО1 выставлено Крымской таможней требование № 10010000/Тр2018/0000024, согласно которому за ней числится задолженность по уплате сумм в виде таможенных платежей в размере 556 906,94 рублей и пени в сумме 49 058,86 рублей. В соответствии со ст. 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. На момент ввоза истцом транспортного средства на территорию Российской Федерации, порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском был определен Таможенным Кодексом Таможенного союза и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение). Согласно п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза. В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК ТС, таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (п. 3 ст. 355 ТК ТС). Согласно п. 2 ст.358 "Таможенного кодекса Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года N 17) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (п. 3 ст. 358 ТК ТС). Согласно пункту 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) передача иным лицам права пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год, допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. В силу пунктов 4, 6, 7 названного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза. Исходя из приведенных выше положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения, передача иным лицам права пользования транспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства и временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами, допустима только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин. Таким образом, в связи с передачей иному лицу права пользования таким транспортным средством возникает обязанность по таможенному декларированию и уплате таможенных пошлин. Исходя из вышеизложенных требований законодательства, обязанность по уплате таможенных платежей возникла у ФИО1 с момента регистрации ею 29 апреля 2017 года пассажирской таможенной декларации. С 1 января 2018 года правоотношения по вывозу декларантом транспортного средства регулируются нормами ст. 264 Таможенного Кодекса ЕАЭС, в соответствии с пунктом 8 которого без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования: 2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, - его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке; 3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, - иным иностранным физическим лицам. В обоснование своих исковых требований истица ссылается на то, что ввезенное ею для личного пользования транспортное средство было ею передано своему супругу – ФИО3, который также является иностранным физическим лицом. Вместе с тем, на момент совершения ФИО1 правонарушения и возникновения у нее обязанности по уплате таможенных пошлин действовал Таможенный Кодекс Таможенного Союза, в соответствии с которым передача временно ввезенного транспортного средства иному лицу допускалась только при условии его таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин. Статьей 457 Таможенного Кодекса ЕАЭС предусмотрены Переходные положения в отношении товаров для личного пользования и припасов, в соответствии с пунктом 4 которой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, возникшая и подлежащая исполнению до вступления настоящего Кодекса в силу в связи с передачей таких транспортных средств, ввезенных иностранным физическим лицом, иному иностранному физическому лицу без разрешения таможенного органа или передачей таких транспортных средств, ввезенных физическим лицом государства-члена, родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке, не исполненная на дату вступления настоящего Кодекса в силу, прекращается в размере сумм таможенных пошлин, налогов, не уплаченных (не взысканных) на дату вступления настоящего Кодекса в силу. Таким образом, ТК ЕАЭС предусматривает возможность прекращения ранее возникшей обязанности по уплате таможенных пошлин в следующих случаях: - ввезенное иностранным физическим лицом транспортное средство передано без разрешения таможенного органа иному иностранному физическому лицу; - передача транспортного средства, ввезенного физическим лицом государства-члена, в том числе супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке. В соответствии с пп. 11, 16 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС лицо государства - члена союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члена союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена союза, относятся к категории "иностранные лица". Согласно положениям подп. 9, 14 ст. 4 ТК ТС, лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена Таможенного союза, относятся к категории "иностранные лица". Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является не наличие гражданства одного из государств - членов Таможенного союза с фиксацией в паспорте регистрации по месту жительства, а факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами. При этом, в соответствии с п. 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" гражданство физического лица не имеет определяющего значения. Между тем, согласно пассажирской таможенной декларации от 29.04.2017 года, ФИО1 ввезла транспортное средство как иностранное физическое лицо, не имеющее право передавать транспортное средство родственникам. Согласно паспорту гражданина Украины ФИО1, с 30.03.2016 года она зарегистрирована по месту проживания в городе Киеве. При этом при проведении ответчиком камеральной проверки было установлено, что ФИО3 является гражданином Российской Федерации и зарегистрирован по месту проживания в гор. Ялта, пгт. Кацивели, ул. Академика В.В.Шулейкина, дом, кв. 1А, то есть не является иностранным физическим лицом для целей таможенного регулирования. В тоже время, наличие у ФИО1 постоянной регистрации в Российской Федерации по адресу: гор. Ялта, пгт. Кацивели, ул. Виткевича, дом 9, кв. 22 не свидетельствует о том, что она является физическим лицом государства члена - союза и имеет возможность передачи ввезенного транспортного средства родственникам без оплаты таможенных пошлин. В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС и п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС и подпункта 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров представляет собой действия таможенных органов, разрешающие декларанту использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедурой. При оформлении пассажирской таможенной декларации на ввезенное иностранное транспортное средство ФИО1 сама определила основания декларирования ввезенного транспортного средства: указала страну постоянного проживания «Украина», тем самым подтвердила статус иностранного гражданина, а не статус лица государства - члена союза. Учитывая вышеизложенное, у Крымской таможни отсутствовали правовые основания для освобождения ФИО1 от обязанности по уплате таможенных пошлин и платежей, возникшей в связи с передачей ею временно ввезенного транспортного средства иному лицу, в связи с чем обжалуемые истцом решения приняты в соответствии с действующим законодательством, а исковые требования ФИО1 не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Крымской таможне о признании незаконными и отмене решений. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова |