РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2016 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Галиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1366/16 по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, указав, что между ООО «<данные изъяты>» (застройщик) и ООО «<данные изъяты>» (участник долевого строительства) был заключен договор участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. предметом которого является обязательство застройщика построить <данные изъяты> комнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., входящую в состав дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, <данные изъяты>х уровневым поземным паркингом, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ФИО1 был заключен договор уступки права требования, согласно которому к истцу перешли все права и обязанности по договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные договора были зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по <адрес>.
Строительство секции <данные изъяты> данного жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ действие которого было продлено до ДД.ММ.ГГГГ
Все основные запланированные строительно - отделочные работы по жилому дому и подстанции были выполнены к ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время жилой дом и подстанция готовы на 100%.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением к застройщику с заявлением о передаче ему по акту приема-передачи построенной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ. истцу был дан ответ ООО «<данные изъяты>», что строительство указанного жилого дома завершено, что подтверждается актом итоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и заключением № ГИСН <адрес> о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в.т.ч. требованиями энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета энергетических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ. застройщик обратился в администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, однако ДД.ММ.ГГГГ. было получено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с тем, что застройщиком не предоставлены документы на земельный участок. По указанной причине застройщик не имеет возможности передать истцу квартиру по акту приема-передачи.
Истец ссылается на то, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является незаконным и необоснованным, нарушает права истца, так как у него отсутствует возможность осуществить государственную регистрацию права собственности на свою квартиру в построенном жилом доме, у истца как следствие отсутствует возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своей квартирой.
Являясь участником долевого строительства объекта, построенного в настоящий момент, истец не может реализовать свои права собственника и осуществить в должной мере принадлежащие ему права собственника, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
ООО «<данные изъяты>» как застройщик, перед получением разрешения на строительство, в ДД.ММ.ГГГГ., и перед неоднократным продлением его действия, предоставлял правоустанавливающие документы на земельные участки, необходимость их повторного предоставления отсутствовала.
ООО «<данные изъяты>» обладает правами аренды всех земельных участков, на которых расположена подлежащая вводу в эксплуатацию секция <данные изъяты> Притязания третьих лиц на данные земельные участки отсутствуют.
Завершение строительства объекта и соответствие объекта всем необходимым нормам и правилам подтверждается актом итоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и заключением № ГИСН <адрес>.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным Уведомление Главы администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: «первая очередь жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (секция <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ., Обязать Главу администрации городского округа Самара вновь рассмотреть по существу заявление ООО «<данные изъяты>» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию первой очереди жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (секция <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Н.В., действующий на основании доверенности, поддержал требование по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Самара В.В., действующая на основании доверенности, решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Н.В., действующая на основании доверенности, также решение данного вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому требования ФИО1 просил удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что между ООО «<данные изъяты>» (застройщик) и ООО <данные изъяты>» (участник долевого строительства) был заключен договор участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. предметом которого является обязательство застройщика построить <данные изъяты> комнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., входящую в состав дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, <данные изъяты> уровневым поземным паркингом, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «<данные изъяты>» и ФИО1 был заключен договор уступки права требования, согласно которому к истцу перешли все права и обязанности по договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные договора были зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обратился в администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В частности, как видно из заявления от ДД.ММ.ГГГГ к нему были приложены следующие необходимые документы:
- Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. б/н, от ДД.ММ.ГГГГ Ог б/н, от ДД.ММ.ГГГГ. б/н, от ДД.ММ.ГГГГ. б/н.
- ГПЗУ №.
- Разрешение на строительство №№ от ДД.ММ.ГГГГ
- Акт итоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
- Заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии построенного объекта.
- Справка ФГУП «Ростехвинветаризация - федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
- Технический план здания.
- Распоряжение о присвоение адреса № от ДД.ММ.ГГГГ.
- Акт о соответствии параметров законченного строительством объекта требованиям проектной документации, в том числе энергетической эффективности.
- Акт подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованием техническим регламентам.
- Акт приемки объекта капитального строительства.
- Схема отображающая расположения построенного объекта капитального строительства.
- Свидетельство о допуске к определенному виду работ №.
- Акт приемки сети газопотребления.
- Акт приемки наружных сетей МП «<данные изъяты>» (Ф12).
- Акт о присоединении к инженерным сетям МП «<данные изъяты>».
- Акт о присоединении к инженерным сетям ООО «<данные изъяты>».
- Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
- Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
- Акт выполнения ТУ МП «<данные изъяты>».
- Справка о выполнении ТУ филиал «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>».
- Справка о выполнении ТУ ЗАО «<данные изъяты>».
- Справка о выполнении сетей наружного освещения.
- Справка о выполнении ТУ <данные изъяты>.
- Справка МП <данные изъяты>.
Как установлено п.З ст.55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
правоустанавливающие документы на земельный участок;
градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
разрешение на строительство;
акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения (при их наличии);
схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
ДД.ММ.ГГГГ. застройщиком было получено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. В качестве основания к отказу указано на то, что заявителем, не представлены все необходимые документы, а именно не предоставлены документы на земельный участок.
Согласно п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п.2 статьи для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен п. 3 указанной статьи Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.3.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, запрашиваются органами, указанными в части 2 статьи 55, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Пункт 3.3. предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Порядок межведомственного взаимодействия определён Федеральным законом от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со статьей 7.1. Закона предоставление документов и информации, а также предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
В случае непредставления заявителем всех необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документов, заинтересованное лицо обязано самостоятельно запросить указанные документы в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. В то же время, заинтересованное лицо не предприняло никаких действий для сбора необходимых для принятия решения документов. Так, заинтересованными лицами не направлены в компетентные органы межведомственные запросы.
Согласно п.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Осмотр построенного объекта уполномоченным органом не производился.
Пункт 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ указывает в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Пункт 6.1. ст.55 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2. и 3.3. настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по основанию отсутствия документов перечисленных в отказе Главы г.о. Самара неправомерен, так как заинтересованные лица были обязаны в силу закона предпринять действия по сбору всех необходимых документов.
В соответствии с п.2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган обращается застройщик.
Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Квартирой, согласно п.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с указанным определением объект является многоквартирным домом. Согласно положениям ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом установлено, что постановлением главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «<данные изъяты>» было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, в границах улиц <адрес> для строительства четырех односекционных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, двухуровневым паркингом и трансформаторной подстанцией.
ООО «<данные изъяты>» как застройщику выдано разрешение на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства первой очереди жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, <данные изъяты> уровневым подземным паркингом и трансформаторной подстанции - жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (секция 1Г). Разрешение на строительство неоднократно продлевалось в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Строительство жилого дома осуществляется на основании проекта, прошедшего государственную экспертизу проектной документации и с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Договоры участия в долевом строительстве по данному жилому дому (как секция <данные изъяты>, так и иные секции) прошли государственную регистрацию в органах Управления <адрес>.
За ходом строительства жилого дома осуществлялся строительный надзор уполномоченным государственным органом - ГИСН <адрес>.
Строительство объекта жилищного строительства (секция <данные изъяты>) фактически завершено к ДД.ММ.ГГГГ. В течение последующих двух лет устранялись замечания уполномоченных государственных органов к объекту строительства.
ДД.ММ.ГГГГ объект принят ГИСН <адрес>. Согласно полученному заключению жилой дом соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, все необходимые документы были представлены в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, а также ранее представлялись перед получением разрешения на строительство и неоднократным продлением действия разрешений на строительство.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что заинтересованное лицо не предприняло каких-либо действий, направленных на истребование необходимых для принятия правильного решения документов, суд считает, что отказ Главы г.о. Самара в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, в связи с чем, требования ФИО1 в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, поскольку, заявление застройщика надлежащим образом по существу не рассмотрено, было отказано в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию без истребования необходимых документов, суд считает, что требования ФИО1 о возложении на Главу г.о. Самара обязанности рассмотреть заявление застройщика о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома, также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данным отказом нарушаются права истца как собственника жилого помещения, входящего в состав жилого дома.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным Уведомление Главы администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: «первая очередь жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (секция <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>» о ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Главу администрации городского округа Самара вновь рассмотреть по существу заявление ООО «<данные изъяты>» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию первой очереди жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (секция <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в апелляционном порядке в течение месяца.
Решение принято в окончательном виде 28.03.2016г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья