ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1366/2022 от 27.04.2022 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

№ 2а-1366/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А. М.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Фонду содействия развития гражданского строительства «Керченский мост» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к Фонду содействия развитию гражданского строительства «Керченский мост» (ИНН 5905051674) (далее – административный ответчик, организация, фонд) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Требования мотивированы тем, что в нарушение положений пункта 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и других нормативно-правовых актов, в силу которых некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период (за <адрес> г. срок перенесен до ДД.ММ.ГГГГ) обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, организация за ДД.ММ.ГГГГ г. не выполнила требования закона, на предупреждения Управления от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представления документов не реагировала, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации. До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила (л.д. 3-7).

Административный истец, заинтересованное лицо: МИФНС России по <адрес> – извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей не направили. В письменных заявлениях представитель Управления и представитель налогового органа просят рассмотреть дело без их участия, Управление на требованиях настаивает.

Административный ответчик в суд представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании пунктов 2 и 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), отчеты и сообщения о продолжении своей деятельности ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, некоммерческие организации размещают на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет). Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

В соответствии с приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ) срок представления отчетности некоммерческими организациями за ДД.ММ.ГГГГ г. перенесен и установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> административный ответчик (организация) зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ, ОГРН – (л.д. 13-15). Организация действует на основании Устава (л.д. 9-12).

Уставом организации предусмотрено, что целью создания Фонда является формирования имущества и средств на основании добровольных имущественных взносов, направленных на развитие строительства Керченского моста, а также иных объектов гражданского строительства и транспортной инфраструктуры в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, оказания содействия в обустройстве территории при строительстве, участие в подготовке и проведении благотворительных мероприятий и концертов в поддержку предприятий строительства Керченского моста (л.д.9-10).

Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ» от ДД.ММ.ГГГГ Управление (административный истец) определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

В ходе осуществления контроля за деятельностью организации Управлением выявлены следующие нарушения.

В частности, в нарушение пункта 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и постановления Правительства РФ организация не представила в уполномоченный орган информацию, содержащую отчет за ДД.ММ.ГГГГ г. в автоматизированной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО (л.д.16-17).

В учетном деле отсутствуют документы организации, содержащие отчет по формам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено предупреждение о предоставлении отчетности за ДД.ММ.ГГГГ г. со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по адресу, указанному в Уставе и ЕГРЮЛ: <адрес>, <адрес>. Предупреждение не вручено и возвращено адресату «по истечении срока хранения» (л.д. 20-23).

Таким образом, организацией не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила. Процедуру ликвидации не инициировала.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

В силу п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер (сведения не представлены и после вынесения предупреждений), подтверждаются доказательствами, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление от президента административного ответчика поступило заявление об оказании содействия в ликвидации Фонда в связи с отсутствием деятельности и имущества у организации (л.д. 24). Из этого письма усматривается, что организация деятельность не ведет. Изложенное свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

При таких обстоятельствах требование о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежит удовлетворению.

Требование об исключении записи в отношении организации из ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежит, поскольку оно предъявлено к ненадлежащему лицу – организации, у которой в силу закона отсутствуют полномочия по реализации данного требования. Между тем на основании пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В силу статьи 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Согласно пункту 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, …, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. …. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица.

Учитывая, что возможность распределения заинтересованными лицами имущества административного ответчика (в случае его обнаружения) после его ликвидации прямо предусмотрена законом, суд считает, что вступившее в законную силу решение суда о ликвидации недействующей организации будет являться основанием для внесения записи об исключении организации из ЕГРЮЛ без завершения процедуры ликвидации, предусмотренной статьями 62 и 63 ГК РФ.

Возможность взыскания госпошлины по административным искам о ликвидации некоммерческих организаций главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не урегулирована, поэтому суд этот вопрос не разрешает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 264, 292 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск удовлетворить частично.

Ликвидировать Фонд содействия развитию гражданского строительства «Керченский мост» (ИНН , ОГРН

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения записи об исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья – подпись – А. М. Перевалов