Дело № 2а-1367/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017г. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Синельниковой Т.В. при секретаре Выскубовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Новокукинское» к администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным и отмене приказов Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» № 22-пд от 30.05.2017г., №23-п.д. от 28.06.2017г. обязании предоставить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение 2017г.
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, указав следующее:
Советом муниципального района «Читинский район» 27.04.2017г. было утверждено Положение №319 «О межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Читинский район» в новой редакции согласно приложения. Данное решение было опубликовано на сайте Администрации муниципального района Читинский район» 28.04.2017г. и вступило в силу с момента опубликования.
В силу п.2 ст.6 указанного Положения межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района «Читинский район» бюджетам муниципальных городских и сельских поселений (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах РФ и Забайкальского края, нормативно-правовых актов муниципального района «Читинский район».
Согласно абз.2 ч.1 ст.8 Положения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района «Читинский район» предоставляются поселениям, входящим в состав муниципального района «Читинский район» в соответствии с муниципальными правовыми актами Совета муниципального района «Читинский район», принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Законом Забайкальского края от 20.12.2011г. №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» на основании, заключаемых администрацией муниципального района «Читинский район» с администрациями городских и сельских поселений соглашений, содержащих условия предоставления дотаций, предусматривающих меры, направленные на снижение уровня дотационности поселения и рост доходов консолидированного бюджета Забайкальского края, а также на оздоровление муниципальных финансов поселения.
Условия при которых городским (сельским ) поселениям муниципального района «Читинский район» заключается соглашение об условиях предоставления дотации, условия предоставления и использования дотации, обязательства городского (сельского) поселения и меры ответственности за невыполнение городским (сельским) поселением, указанных обязательств, устанавливаются администрацией муниципального района «Читинский район».
Согласно ч.2 ст.9 Положения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений из бюджета муниципального района «Читинский район» предоставляются бюджетам поселений с соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством.
Администрацией муниципального района «Читинский район» было принято постановление от 2 мая 2017 г №888 «О соглашениях, заключаемых с руководителями городских и сельских поселений, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» и мерах ответственности за невыполнение городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» указанных соглашений.
Постановление размещено на сайте администрации муниципального района «Читинский район».
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района «Читинский район» бюджету городского или сельского поселения муниципального района «Читинский район» заключается Администрацией муниципального района «Читинский район» с руководителем исполнительно- распорядительного органа городского (сельского ) поселения муниципального района «Читинский район», являющегося получателем дотации на 2017г., пункт 7 оспариваемого постановления гласит, что соглашение не заключается в случае направления руководителем исполнительно- распорядительного органа городского (сельского ) поселения муниципального района «Читинский район» до 10 мая 2017г. в администрацию района официального отказа от получения в 2017г. дотации.
Согласно п. 8 в случае непредоставления до 10 мая 2017г. подписанного указанным должностным лицом соглашения предусматривается срок сокращения размера дотации в 2018г. на 10 процентов размера дотации, предусмотренной на 2017г.
На основании Постановления №888 от 2 мая 2017г. Комитетом по финансам администрации муниципального района «Читинский район» 30 мая 2017г. издан приказ №22-пд «Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район»из бюджета муниципального района «Читинский район» в соответствии с п.4 которого основанием для приостановления( сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов в том числе прочих, указано незаключение в установленный действующим законодательством срок соглашений с администрацией муниципального района «Читинский район» о предоставлении дотаций из бюджета района. Таким образом, данный приказ противоречит изданному ранее Постановлению №888 от 2 мая 2017г. Кроме того, законодательством срок заключения соглашений о предоставлении дотаций из бюджета муниципального района не установлен.
Ссылка на ст. 136 БК ПФ и положения Закона Забайкальского края от 20.12.2011г. №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» также не вносят достаточной ясности и не дают однозначно определить, в чем именно состоит нарушение бюджетного законодательства со стороны сельского поселения.
Во исполнение выше указанных нормативных документов комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» 28 июня 2017г. издан приказа № 23-пд «О приостановлении предоставления некоторых межбюджетных трансфертов бюджетам сельских и городских поселений из бюджета муниципального района «Читинский район», согласно которому было приказано приостановить с 28 июня 2017г. до заключения главами сельских поселений Читинского района администрацией муниципального района «Читинский район» соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
На основании данного приказа приостановлено предоставление дотаций бюджету сельского поселения «Новокукинское» с 28.06.2017г.
Данная мера существенно нарушает права и законные интересы муниципального образования. В настоящее время в бюджете поселения отсутствуют денежные средства даже на выплату заработной платы и других социально значимых выплат сотрудникам администрации и сельского поселения и подведомственного ей учреждения культуры, что несомненно повлечет предусмотренную законом ответственность для работодателя администрации с.п. «Новокукинское» существенно затронет права и законные интересы сотрудников администрации и бюджетного учреждения МБУК ДИЦ «Багул».
Полагает вышеуказанные приказы Комитета по финансам не соответствующими действующему бюджетному законодательству, а также нормативным актам Забайкальского края, а именно положениям ст.142.1 БК РФ, а также порядку предоставления дотаций поселениям из бюджета муниципального района, установленному Законом Забайкальского края от 20.12.2011г. № 608–ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае»
Просит суд признать незаконным и отменить приказ Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район» № 22-пд от 30.05.2017г. «Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район»из бюджета муниципального района «Читинский район»,
Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район»
№23-п.д. от 28.06.2017г. «О приостановлении предоставления некоторых межбюджетных трансфертов бюджетам сельских и городских поселений из бюджета муниципального района «Читинский район»
обязании администрации муниципального района «Читинский район»предоставлять дотации бюджету сельского поселения «Новокукинское» на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение 2017г. Решение обратить к немедленному исполнению
Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3 иск не признала.
Суд, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить частично, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям ст. 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ. В соответствии со статьей 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами этих субъектов.
В данном случае таким законом субъекта является Закон Забайкальского края от 20.12.2011г. №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае»,
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, определены ст. 142 БК РФ. Согласно статье 142.1 БК РФ финансовая помощь из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, может предоставляться в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями названного Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Забайкальского края от 20.12.2011г. №608-ЗЗК, следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений. Исходя из этого, порядок и условия предоставления трансфертов могут предполагать предоставление или непредоставление трансфертов из бюджета муниципального района поселениям, а также приостановку их предоставления в случае невыполнения соответствующих условий. При этом указанный порядок и условия должны быть регламентированы соответствующим правовым актом представительного органа муниципального района.
Судом установлено, что Советом муниципального района «Читинский район» 27.04.2017г. было утверждено Положение №319 «О межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Читинский район» в новой редакции согласно приложения. Данное решение было опубликовано на сайте Администрации муниципального района Читинский район» 28.04.2017г. и вступило в силу с момента опубликования.
Администрацией муниципального района «Читинский район» было принято постановление от 2 мая 2017 г. №888 «О соглашениях, заключаемых с руководителями городских и сельских поселений, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» и мерах ответственности за невыполнение городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» указанных соглашений.
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района «Читинский район» бюджету городского или сельского поселения муниципального района «Читинский район» заключается Администрацией муниципального района «Читинский район» с руководителем исполнительно- распорядительного органа городского (сельского ) поселения муниципального района «Читинский район», являющегося получателем дотации на 2017г., пункт 7 оспариваемого постановления гласит, что соглашение не заключается в случае направления руководителем исполнительно- распорядительного органа городского (сельского ) поселения муниципального района «Читинский район» до 10 мая 2017г. в администрацию района официального отказа от получения в 2017г. дотации.
Согласно п. 8 в случае непредоставления до 10 мая 2017г. подписанного указанным должностным лицом соглашения предусматривается срок сокращения размера дотации в 2018г. на 10 процентов размера дотации, предусмотренной на 2017г.
Как видно из материалов дела, основанием вынесения оспариваемого постановления явилось Постановление Правительства Забайкальского края от 28.02.2017г. №76 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов (городских округов) Забайкальского края, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края и мерах ответственности за невыполнение муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края указанных соглашений».
Между Министерством финансов Забайкальского края и администрацией муниципального района «Читинский район» заключено соглашение №29 от 09.03.2017г. о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из краевого бюджета бюджету муниципального района «Читинский район», предусматривающее достижение показателей экономического развития муниципального района «Читинский район», реализацию мер, направленных на бюджетную консолидацию, а также мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципального района «Читинский район».
Согласно п.4 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района Читинский район», утвержденного приказом Комитетом по финансам администрации муниципального района «Читинский район» от 30.05.2017г. №22пд.
основаниями для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов являются незаключение в установленный срок соглашений с администрацией муниципального района «Читинский район» о предоставлении дотаций из бюджета района ( при отсутствии отказа от получения дотации).
Комитетом по финансам администрации муниципального района «Читинский район» 28 июня 2017г. издан приказ № 23-пд «О приостановлении предоставления некоторых межбюджетных трансфертов бюджетам сельских и городских поселений из бюджета муниципального района «Читинский район», согласно которому было приказано приостановить с 28 июня 2017г. до заключения главами сельских поселений Читинского района администрацией муниципального района «Читинский район» соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
На основании данного приказа приостановлено предоставление дотаций бюджету сельского поселения «Новокукинское» с 28.06.2017г.
Доводы истца о нарушении прав сельского поселения приказом председателя Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» № 22-пд от 30.05.2017г. суд считает несостоятельными.
Пунктом 1 данного приказа был утвержден Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района Читинский район», пунктом 2 признан утратившим силу приказ Комитета по финансам от 25.04.2013г. № 18-пд.
Пунктом 3 оспариваемого приказа возложен контроль за исполнением приказа на заместителя председателя комитета по финансам
Поскольку истцом не оспариваются законность положений вышеуказанного Порядка само по себе административное действие Председателя Комитета по финансам об утверждении порядка данного Порядка прав и законных интересов истца не нарушает.
Про этим же основаниям суд считает неподлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным и отмене приказа от №23-п.д. от 28.06.2017г. обязании предоставить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение 2017г..
Доводы прокурора о том, что законом не предусмотрена такая мера бюджетного принуждения как приостановление выделения межбюджетных трансфертов заслуживают внимания суда.
Данный приказ принят на основании Положения от 2 мая 2017г №888 «О соглашениях, заключаемых с руководителями городских и сельских поселений, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» и мерах ответственности за невыполнение городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» указанных соглашений.
Согласно п. 8 в случае непредоставления до 10 мая 2017г. подписанного указанным должностным лицом соглашения предусматривается срок сокращения размера дотации в 2018г. на 10 процентов размера дотации, предусмотренной на 2017г.
Пунктом 4 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района Читинский район» установлено, что незаключение в установленный срок соглашении с администрацией МР «Читинский район» о предоставлении дотаций из бюджета района является основанием для приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Читинского районного суда от 24 августа 2017г. административное исковое заявление администрации сельского поселения «Новокукинское» к администрации муниципального района «Читинский район» о признании недействующим постановления администрации муниципального района «Читинский район» № 888 от 2 мая 2017г. оставлено без удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
При таких условиях представительный орган местного самоуправления вправе определять порядок предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусматривать меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства, поскольку приостановление предоставления дотаций по существу означает изменение порядка их предоставления.
С учетом приведенного положения пункта 6 статьи 2 Закона N 120-ФЗ установление мер ответственности городских и сельских поселений не противоречит статье 142.1 БК РФ.
Кроме того, суду учитывает доводы представителя административного ответчика ФИО3 о том, что приказом заместителя руководителя администрации председателем Комитета по финансам №47-пд от 18 сентября 2017г. отменено приостановление предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету сельского поселения «Новокукинское» из бюджета муниципального района «Читинский район» с 18.07.2017г.
18 сентября 2017г. между администрацией МР «Читинский район и Администрацией сельского поселения «Новокукинское» заключено соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений муниципального района «Читинский район» из бюджета муниципального района «Читинский район» бюджету сельского поселения «Новокукинское».
Таким образом, не усматривается оснований для понуждения административного ответчика предоставить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение 2017г.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Поскольку стороны освобождены от уплаты госпошлины суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий: Подпись Д.Б. Санданова