Дело № 2а-1367/2021
УИД 56RS0033-01-2021-002706-67
Решение
Именем Российской Федерации
г. Орск 13 октября 2021 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Смирновой Н.В., при секретарях Корнелюк Е.Ю., Торопчиной Е.В.,
с участием представителей истца – помощников прокурора Советского района г. Орска Толстошеева И.С, ФИО1, ФИО2, представителей ответчика администрации Советского района г. Орска ФИО3, ФИО4, представителя заинтересованного лица - администрации г. Орска ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о.прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Советского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеназванным иском указав, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры области, проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве, организации пляжного отдыха администрацией Советского района г. Орска.
В ходе проверке установлено отсутствие на территории Советского района г. Орска пляжей соответствующих законодательству РФ. Администрацией района не определены места массового отдыха в границах водных объектов на территории Советского района г. Орска.
Население района 67 тыс. человек, которые посещают зоны купания в районе несанкционированных пляжей (п. Крыловка, на р. Орь в районе п. Нагорный, на р. Урал –«база моржей», «взрослый пляж» и т.д.), где отсутствуют информационные знаки, обозначающие запрет купания на водном объекте.
Оповещение населения о запрете использования водных объектов для купания в неустановленных местах, через средства массовой информации не осуществлялось.
Указанное является нарушением требований Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Водного кодекса РФ, Положений об администрации района г. Орска.
С учетом уточненных требований, просит суд:
-признать бездействие администрации Советского района г. Орска по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей Советского района г. Орска и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, незаконным;
-обязать администрацию Советского района г. Орска до 01.05.2022 года опубликовать в средствах массовой информации об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Советского района г. Орска.
В судебном заседании представители истца поддержали требования по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика - администрации Советского района г. Орска исковые требования прокурора не признали. Суду пояснили, что на территории района нет организованных пляжей, поскольку это обязанность администрации г. Орска. Работа по установке запрещающих аншлагов администрацией района начата 26.05.2021 года, т.е. до открытия купального сезона, однако жителями района данные таблички уничтожались. Администрацией повторно выставлялись запрещающие знаки в местах несанционированных пляжей. Совместно с представителя администрации, МЧС, полиции проводились рейды и профилактические мероприятия, раздавались памятки по соблюдению мер безопасности. По итогам рейдов составлено 6 административных протоколов по ст. 7.8 Закона Оренбургской области № 489/55-111-ОЗ от 01.10.2003 года за купание в местах, где выставлены аншлаги с запрещающими знаками, КДН и ЗП администрации района рассмотрено 4 административных протокола по ст. 5.35 КоАП РФ в отношении родителей, чьи дети находились без присмотра на водных объектах. Проводились совещания с участием представителей МЧС по вопросам предотвращения несчастных случаев на воде. В средствах массовой информации, а именно: на сайте администрации, в газете «Орская хроника» ограничения и запреты посещения водных объектах доводятся до населения, всего размещено 11 информаций.
Действующими нормативными актами не установлено организации количество пляжей на территории каждого района муниципального образования или исходя из численности населения.
Национальным стандартом РФ (ГОСТ Р 55698-2013) предусмотрены определенные требования в строительству и организации пляжей. При этом необходимо учитывать климатические, ландшафтные и санитарно-гигиенические условия. По своим ландшафтным и санитарно-гигиеническим условиям территория Советского района г. Орска не соответствует предъявляемым требованиям к оборудованию пляжей. Просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица- администрации г.Орска просил отказать в удовлетворении требований прокурора Советского района г. Орска. Пояснил, что Советский район г. Орска является территориальной единицей муниципального образования г. Орск, поэтому в обязанности района строительство и организация пляжа на территории района не входит.
Постановлением администрации г.Орска от 07.05.2018г. № утверждены меры по предотвращению несчастных случаев на водных объектах МО г. Орск. Пунктом 1 названного постановления утвержден перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, который состоит из 4 объектов из которых 3 расположены на территории Ленинского района, 1 объект пос. Ударник.
Также данным Постановлением предписано Октябрьскому, Советскому и Ленинскому районам г. Орска организовать мероприятия по подготовке водных объектов к купальному сезону, определить необорудованные места массового купания людей и установить знаки безопасности и запрещающие купание.
Все мероприятия по обеспечению безопасности пребывания людей на водных объектах (несанкционированных пляжей) на территории района выполняются, что подтверждается представленными доказательствами.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 05.08.2021 года прокуратурой района на основании задания прокуратуры области, проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве, организации пляжного отдыха администрацией Советского района г. Орска.
Согласно акту ст. помощника прокурора от 05.08.2021 года, в ходе проверке установлено отсутствие на территории Советского района г.Орска пляжей соответствующих законодательству РФ, имеются зоны купания (несанкционированные пляжи) в районе пос. Форштадт р. Орь, карьер в пос. ОЗТП, р. Урал «база моржей», р. Урал «взрослый пляж», где отсутствуют информационные знаки, обозначающие запрет купания на водном объекте.
В обосновании своих требований прокурор ссылается, в том числе на Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), который определяет перечень вопросов местного значения городского поселения, предусматривающий обязанность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения, который корреспондируется соответствующее право жителей поселения.
Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.27 Водного кодекса РФ установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений.
В соответствии с п. п. 15, 24 и 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочего, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно п. 32 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131, к вопросам муниципального, городского округа относится осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Статьей 4 Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 4 июня 2012 г. № 23-362 «Об Уставе муниципального образования «город Орск Оренбургской области» определено, что общая структура местного самоуправления г. Орска обусловлена функционированием города как единого муниципального образования. Территориальными единицами города являются районы, образованные с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующей территории, численности населения, возможности решения вопросов местного значения с учетом интересов населения.
В целях реализации полномочий муниципального образования определены и обустроены санкционированные места – пляжи: «Детский» р. Урал и пляж «озеро Песчаное в парке «Строителей», которые получили разрешение Роспотребнадзора на работу и прошли подготовку к летнему сезону.
Постановлением администрации г. Орска от 7 мая 2018 г. №1919-п утверждены меры по предотвращению несчастных случаев на водных объектах МО г. Орск.
Пунктом 1 названного постановления утвержден перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, который состоит из 4 объектов из которых 3 расположены на территории Ленинского района, 1 объект пос. Ударник в районе муниципального автономного учреждения «<данные изъяты>».
Пунктом 9 Постановления № предписано Октябрьскому, Советскому и Ленинскому районам г. Орска организовать мероприятия по подготовке водных объектов к купальному сезону, определить необорудованные места массового купания людей и установить знаки безопасности на воде, предупреждающие и запрещающие купание, обеспечит их сохранность в течение купального сезона.
Аналогичные мероприятия рекомендованы руководителям предприятий, учреждений, организаций, лагерям отдыха, Управлению образования города и т.д. (пункты 6,7 Постановления № 1919-п).
Пунктом 11 Постановления Управлению по делам ГО, ПБ и ЧС администрации г. Орска поручено организовать: контроль за установкой предупреждающих и запрещающих знаков по безопасности на воде, их наличием в течение купального сезона; через СМИ доведение до населения правил поведения на водных объектах, недопущение купания в неорганизованных местах.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, территориальные единицы – районы г. Орска, в частности Советский район г. Орска не является муниципальным образованием, который осуществляет полномочия в области водных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на территории <адрес> отсутствуют пляжи, т.е. оборудованные места водного объекта в соответствии с ГОСТом Р 55698-2013 и разрешенные к эксплуатации Роспотребнадзором.
Следовательно, требования прокурора о проведении мероприятий по созданию условий для массового отдыха жителей Советского района г. Орска, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, не может быть предъявлено к административному ответчику. В связи с чем, суд считает необоснованным требования прокурора о признании бездействия администрации Советского района г. Орска по неисполнению указанных мероприятий.
Кроме того, представленные административным ответчиком доказательства опровергают доводы административного истца о бездействии Советского района г. Орска, выразившихся в предупреждении граждан о безопасности на водных объектах, запрете купания в местах несанкционированных пляжей.
Так, из фотоматериалов следует, что на территории Советского района г. Орска размещались информационные таблички о запрете купания в местах несанкционированных пляжей, в том числе пос. Крыловка, на реке Орь пос. Нагорный, на реке Урал «база моржей» и «взрослый пляж».
Информация об ограничении водопользования на водных объектах опубликовывались периодически на официальном Интернет-сайте администрации г. Орска, который является общедоступным. При этом следует отметить, что у Советского района г. Орска отдельного Интернет-сайта не имеется. Информационные таблички с запретом купания в местах общего пользования на водных объектах размещались до купального сезона, который объявлен с 01 июня по 30 августа 2021 года, в зависимости от погодных условий ( п.5 постановления № 1919-п).
Представлены графики работы объединенных патрульных групп для обеспечения безопасности на водных объектах, из которых следует, что представитель администрации Советского района г. Орска совместно с представителями ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку и МУ МВД России «Орское» еженедельно проводились рейды по водным объектам.
По итогам рейдов привлечено 6 граждан к административной ответственности по ст.7.8 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» за купание в местах, где имеются запрещающие знаки, а также 4 гражданина – по ст. 5.35 КоАП РФ за оставление детей без присмотра на водных объектах.
Согласно ч.1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3). При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (часть 5).
Учитывая вышеуказанные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства противоправного бездействия со стороны администрации Советского района г. Орска, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Смирнова
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 года