ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1369/2022 от 08.04.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а – 1369 / 2022 г.

УИД 23RS0002-01-2021-012270-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Адлерский район города Сочи 29 марта 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2022 г.

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2022 г.

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Горова Г.М.,

при секретаре Саакян Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кегяна Андрея Андрониковича, Кегяна Хачика Андрониковича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Кегян Андрей Андроникович, Кегян Хачик Андроникович обратились в Адлерский районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения.

В обоснование заявленных административных исковых требований административные истцы указали, что Кегяном Андреем Андрониковичем и Кегяном Хачиком Андрониковичем в Департамент имущественных отношений Краснодарского края посредством почтового отправления, было подано заявление об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов. В общей долевой собственности у административных истцов находится объект недвижимости - незавершенный строительством магазин литер А, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 335,4 кв.м.. Территориально данный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 10622 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, собственником является субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Также правообладателем (постоянное (бессрочное) пользование) является Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Россия". ООО «Проект Адлер Строй» был произведен расчет минимальной площади земельного участка для функционирования магазина, расположенного по <адрес>. Согласно «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр.ред от 19.12.2019), расчетная площадь земельного участка, необходимая для обслуживания объекта - Магазин (торговой площадью 100 кв.м.), составляет для «Предприятий торговли» торговой площадью до 250 кв.м. - 0.08га/800кв.м. Таким образом, минимальная площадь земельного участка для эксплуатации объекта - магазин, торговой площадью 100 кв.м., составляет - 800 кв.м.. К заявлению были приложены следующие копии документов: схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.01.2020; сведения ИСОГД города-курорта Сочи от 02.12.2019; свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АА от 10.01.2006; свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АА от 10.01.2006; письмо от 12.11.2019 (ответ сельхозпредприятия «Россия»); копия паспорта Кегян А.А. (заявитель); копия паспорта Кегян Х.А. (заявитель). Однако Департаментом весь пакет документов был возвращён без рассмотрения по существу в связи несоответствия заявления требованиям пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ. Указано, что отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; не приложены документы, подтверждающие право заявителей на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждённые приказом Росреестра от 02.09.2020 , где в соответствии с подпунктом 6 Перечня к документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, относится в том числе сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю (Сообщение заявителя). С решением Департамента об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов» административные истца не согласны, считают его незаконным и необоснованным. Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 02.09.2020 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению приложены копии документов, подтверждающих личность заявителей. В заявлении о предоставлении земельного участка указано, что на образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером . К заявлению была приложена копия схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в которой имеется каталог координат характерных точек границ земельного участка и полная информация об образуемом земельном участке и расположенном на нём объекте недвижимости. Других объектов недвижимости, принадлежащих заявителям на испрашиваемом земельном участке, не имеется. Считают, что все требования, предъявляемые к оформлению заявления об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов выполнены в полном объёме; действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов» являются незаконными, нарушающими их права и законные интересы. Просили признать незаконным полностью решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.09.2021 об отказе в рассмотрении заявления Кегяна Андрея Андрониковича и Кегяна Хачика Андрониковича о предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов». Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть по существу заявление Кегяна Андрея Андрониковича и Кегяна Хачика Андрониковича о предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов».

Административные истцы Кегян Андрей Андроникович, Кегян Хачик Андроникович в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, считая их необоснованными.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Кегяна Андрея Андрониковича, Кегяна Хачика Андрониковича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.12.2021 года объект незавершенного строительства с кадастровым номером , проектируемое назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 335,4 кв.м. зарегистрирован на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) за Кегяном Андреем Андрониковичем, Кегяном Хачиком Андрониковичем.

Согласно Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 02.12.2019 года земельный участок с кадастровым номером в соответствии с генеральным планом городского округа города Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 № 89 расположен в границах городской черты, согласно Правилам землепользования и застройки города-курорта Сочи, утв. решение Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 года № 210 земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж2" – малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров. Разрешенное использование земельного участка (по сведениям ЕГРН) – для сельскохозяйственного использования, площадь земельного участка – 10622 кв.м..

Как следует из расчета минимальной площади земельного участка для функционирования магазина по ул. Урожайная д. 122 в Адлерском районе г. Сочи, выполненного ООО "Проект Адлер Строй" по заданию на проектирование объект – магазин, общей площадью 335,4 кв.м.. из них – торговой площадью 100 кв.м. Согласно "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр. ред. от 19.12.2019), табл. Д.1 приложения Д (нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков): расчетная площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта – магазин (торговой площадью на 100 кв.м.), составляет для "предприятий торговли" торговой площадью до 250 кв.м. – 0,08 га/800 кв.м. Минимальная площадь земельного участка для эксплуатации объекта – магазин, торговой площадью 100 кв.м. составляет 800 кв.м.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.12.2021 г. земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 10622 кв.м., кадастровые номера объектов, расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости , , , категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Россия".

Кегян Андрей Андроникович, Кегян Хачик Андроникович обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в порядке и на основании ст.ст. 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ.

По результатам рассмотрения заявления Кегяна Андрея Андрониковича, Кегяна Хачика Андрониковича об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером , для эксплуатации объекта недвижимости письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка" от 22.09.2021 года возвращено заявление с приложенными документами. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя. Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень) утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». В соответствии с подпунктом 6 Перечня к документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ относится в том числе сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю (далее - Сообщение заявителя). В представленном заявлении не указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заявителей. Кроме того, к представленному заявлению не приложено Сообщение заявителей.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

Согласно ч. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 по основанию предоставления земельного участка без проведения торгов, установленному согласно подпункту 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлен следующий перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (документы представляются (направляются) в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в копиях, заверяемых должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление о приобретении прав на земельный участок):

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок)

- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю

- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке)

- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке)

- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения)

- *выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем

- *выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из следующего:

Решение "О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка" от 22.09.2021 года принято уполномоченным органом (Департаментом имущественных отношений Краснодарского края), в установленном положениями ст. 39.15 ЗК РФ порядке, содержит причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Поскольку при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Кегяном А.А., Кегяном Х.А. не указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заявителей, к представленному заявлению не приложено сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителям, Департаментом имущественных отношений Краснодарского края правомерно принято решение о возвращении заявления Кегяна А.А., Кегяна Х.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемое решение "О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка" от 22.09.2021 года не противоречит нормам действующего законодательства, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

На основании исследования и оценки в совокупности предоставленных суду доказательств, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Кегяна Андрея Андрониковича, Кегяна Хачика Андрониковича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кегяна Андрея Андрониковича, Кегяна Хачика Андрониковича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 08.04.2022 г.

Председательствующий: Г.М. Горов