ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-136/2021 от 02.03.2021 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2а-136/2021

УИД 66RS0039-01-2020-001793-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги «02» марта 2021 года

Судья Нижнесергинского районного суда Свердловской области Глухих Г.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-136/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области к К.А.Ю. о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области обратилась в Нижнесергинский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением к К.А.Ю. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование исковых требований инспекция указала, что административному ответчику был исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы, где объектом налогообложения являлась квартира по адресу: <адрес> Сумма налога к уплате составила: за 2015 год - 90 руб., за 2016 год - 105 руб. Также ответчику был исчислен и предъявлен к уплате земельный налог за 2016, 2017, 2018 годы, произведен перерасчет налога за 2014 год, где объектом налогообложения являлся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Сумма налога к уплате составила: за 2014 год – 170 руб., за 2016 год – 170 руб., за 2017 год – 85 руб., за 2018 год – 85 руб. Вследствие нарушения срока уплаты налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: по налогу на имущество физических лиц в размере 36 руб. 82 коп., по земельному налогу в размере 12 руб. 11 коп. К.А.Ю. с 23.11.2015 подключена к электронному сервису «Личный кабинет налогоплательщика физического лица», дата последнего посещения 19.11.2020. 04.12.2020 ею написано заявление об отказе использования личного кабинета. Налоговым органом К.А.Ю. по почте заказным письмом направлено налоговое уведомление № 564891 от 24.04.2015, через личный кабинет направлены налоговые уведомления № 70745626 от 25.08.2016, № 12645534 от 10.07.2017, № 20519984 от 03.07.2019, с указанием объекта налогообложения и расчета предъявленного налога с предложением произвести уплату налога. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику через личный кабинет направлены требования об уплате налога и пени № 20210 от 20.11.2018 со сроком исполнения до 20.11.2018, № 26378 от 30.06.2020 со сроком исполнения до 03.08.2020. По состоянию на 05.11.2020 в карточке расчета с бюджетом имелась задолженность по земельному налогу в размере 595 руб. и пени в размере 120 руб. 65 коп., по налогу на имущество физических лиц – в размере 195 руб. и пени в размере 56 руб. 90 коп.

20.11.2020 К.А.Ю. произвела погашение задолженности по земельному налогу в размере 340 руб. и пени в размере 36 руб. 82 коп., указанные суммы зачтены в уплату задолженности за 2014 год в размере 170 руб., и частично за 2016 год – в размере 85 руб. Также 20.11.2020 К.А.Ю. произведено погашение задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 105 руб. и пени в размере 12 руб. 11 коп., которые зачтены в уплату задолженности за 2016 год.

Налоговая инспекция обращалась за выдачей судебного приказа о взыскании указанных сумм. Определением от 12.11.2020 мирового судьи судебного участка № 1 Нижнесергинского судебного района судебный приказ, выданный 23.10.2020, отменен.

Задолженность, подлежащая взысканию по земельному налогу составляет: 284 руб. 08 коп. (за 2016 год – 85 руб., за 2017 год – 85 руб., за 2018 – 85 руб.) и пени в размере 29 руб. 08 коп. По налогу на имущество физических лиц сумма задолженности составляет 90 руб. за 2015 год и пени в размере 9 руб. 20 коп.

Просит взыскать с К.А.Ю. недоимку по земельному налогу в размере 255 руб. 00 коп. и пени в размере 29 руб. 08 коп., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 90 руб. и пени в размере 9 руб. 20 коп.

Определением судьи от 31.12.2020 административное исковое заявление принято к производству, возбуждено административное дело, по которому проведена подготовка до 29.01.2021. Определение направлено сторонам. Поскольку общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

28.01.2021 от административного ответчика К.А.Ю. в суд поступил отзыв на административный иск, в котором указано, что 20.11.2020 через личный электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» была оплачена недоимка по земельному налогу за 2016-2018 годы в сумме 340 руб. и начисленные пени в размере 36 руб. 82 коп., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 105 руб. и начисленные пени в сумме 12 руб. 11 коп. В связи с тем, что в электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» отсутствует возможность при оплате писать назначение платежа, не было указано за какие периоды произведена оплата недоимки и пени. В 2015 году при обращении за услугой в ФНС была подключена к электронному сервису «Личный кабинет налогоплательщика физического лица», но никогда до 20.11.2020 им не пользовалась, так как был потерян пароль, требования ФНС об оплате налога не получала и не знала о начисленных налогах. Просит отказать административному истцу во взыскании с недоимки по земельному налогу за 2016-2018 годы в размере 255 руб., пени в размере 29 руб. 08 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 105 руб. и пени в размере 9 руб. 20 коп. в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности (л.д. 47-52).

Изучив доводы административного искового заявления, отзыв административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что К.А.Ю. на праве собственности принадлежит:

- 1/3 доли в праве собственности на квартиру <адрес>

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>» с 25.02.2011 (л.д. 51-52).

Налоговым органом К.А.Ю. был исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы, где объектом налогообложения являлась квартира по адресу: <адрес> Сумма налога к уплате составила: за 2015 год - 90 руб., за 2016 год - 105 руб.

Также ответчику был исчислен и предъявлен к уплате земельный налог за 2016, 2017, 2018 годы, произведен перерасчет налога за 2014 год, где объектом налогообложения являлся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Сумма налога к уплате составила: за 2014 год – 170 руб., за 2016 год – 170 руб., за 2017 год – 85 руб., за 2018 год – 85 руб.

Перерасчет К.А.Ю. земельного налога за 2014 год налоговым органом был произведен правомерно, поскольку согласно налоговому уведомлению № 564891 от 24.04.2015 (л.д. 15) при расчете была применена налоговая ставка 0,150%, а не 0,3% как это предусмотрено Решением Думы Нижнесергинского городского поселения от 05.12.2013 № 20 «Об установлении налога на землю на территории Нижнесергинского городского поселения на 2014 год».

К.А.Ю. подключена к электронному сервису «Личный кабинет налогоплательщика физического лица». 17.03.2016 она осуществляла вход в личный кабинет, производила редактирование профиля, 24.12.2017 вновь осуществляла вход в личный кабинет, формировала ПД для оплаты задолженностей (л.д. 25). Дата последнего посещения 19.11.2020 (л.д. 27-28).

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что с 2015 года до 20.11.2020 таковая никогда не пользовалась электронным сервисом «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» в связи с утратой пароля. Доказательств тому, что ответчик обращалась в налоговый орган с целью уведомления последнего об утере пароля, а также с просьбой о направлении ей налоговых уведомлений по почте, К.А.Ю. не представлено.

МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области в адрес К.А.Ю., на основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, через личный кабинет были направлены налоговые уведомления (л.д. 29):

- № 12645534 от 10.07.2017 (л.д. 16),

- № 20519984 от 03.07.2019 (л.д. 21).

Доказательств направления К.А.Ю. по почте заказным письмом налогового уведомления № 564891 от 24.04.2015 (л.д. 14), а также через личный кабинет налогоплательщика налогового уведомления № 70745626 от 25.08.2016 (л.д. 15), административным истцом не представлено.

Поскольку обязанность по уплате налогов административным ответчиком к указанным в уведомлениях срокам не была исполнена, в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации К.А.Ю. А.Ю. были выставлены и направлены через личный кабинет требования об уплате налогов и пени (л.д. 29):

- № 20210 от 20.11.2018 со сроком исполнения до 24.12.2018 (л.д. 17-18),

- № 26378 от 30.06.2020 со сроком исполнения до 03.08.2020 (л.д. 22-23).

Вследствие нарушения сроков уплаты налогов К.А.Ю. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:

- по налогу на имущество физических лиц в размере 12 руб. 11 коп.,

- по земельному налогу в размере 36 руб. 82 коп., что подтверждается представленными налоговым органом расчетами (л.д. 19, 20, 30).

Поскольку требования об уплате налогов и пени К.А.Ю. не исполнены, образовалась недоимка по налогам, что послужило основанием для обращения МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области 07.10.2020 к мировому судье судебного участка № 1 Нижнесергинского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 8-12).

Определением мирового судьи от 12.11.2020 судебный приказ, вынесенный 23.10.2020, отменен в связи с поступившими от К.А.Ю. возражениями (л.д. 13).

Согласно представленному налоговым органом скриншоту электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» пользователя К.А.Ю. (л.д. 27), последней 19.11.2020 произведена уплата следующих сумм налога: 105 руб., 12 руб. 11 коп., 340 руб., 36 руб. 82 коп., при сравнении требований, изложенных в административном исковом заявлении следует, что К.А.Ю. произвела погашение задолженности по земельному налогу в размере 340 руб. и пени в размере 36 руб. 82 коп., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 105 руб. и пени в размере 12 руб. 11 коп.

В своем отзыве К.А.Ю. указала, что оплатила недоимку по земельному налогу за 2016-2018 годы в сумме 340 руб. и пени в размере 36 руб. 82 коп., а также недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 105 руб. и пени в сумме 12 руб. 11 коп., но связи с отсутствием в электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» возможности при оплате указывать назначение платежа, ею не были указаны периоды за которые она уплатила недоимку и пени.

Суд считает, что у административного истца отсутствовали законные основания для зачета уплаченных К.А.Ю. сумм налога и пени в счет ранее образовавшейся у налогоплательщика, но своевременно не взысканной налоговым органом задолженности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что К.А.Ю. уплачены в полном объеме недоимка по земельному налогу за 2016-2018 годы в сумме 340 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 105 руб., а также подтвержденные расчетом налогового органа и включенные в требования № 20210 и № 26378 пени по земельному налогу в размере 36 руб. 82 коп. (29 руб. 80 коп. + 7 руб. 02 коп.) и по налогу на имущество физических лиц в размере 12 руб. 11 коп. Также налоговым органом не представлено доказательств тому, что К.А.Ю. было выставлено требование об уплате суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 90 руб. (налоговое уведомление № 70745626 от 25.08.2016).

Срок исковой давности по налогам физических лиц установлен ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи искового заявления – 29.12.2020), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Административным истцом соблюден срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а также соблюден срок для обращения в суд с административным иском, поскольку срок уплаты по требованию № 20210 - 24.12.2018, а значит, срок исковой давности для обращения с административным иском по данному требованию истечет лишь 24.12.2021, срок исковой давности по требованию № 26378 также не истек, поскольку срок уплаты по нему - 03.08.2020.

Платежи были произведены К.А.Ю. 19.11.2020, то есть до получения ею административного искового заявления (л.д. 36) и до подачи налоговым органом административного искового заявления в суд – 24.12.2020 (л.д. 37).

Поскольку К.А.Ю. уплачена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 105 руб. и пени в размере 12 руб. 11 коп., задолженность по земельному налогу за 2016, 2017, 2018 годы в размере 340 руб. и пени в размере 36 руб. 82 коп., налоговым органом не подтверждено наличие оснований для взыскания с административного ответчика суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 90 руб., с К.А.Ю. подлежит взысканию лишь задолженность по земельному налогу за 2014 год, перерасчет по которому произведен в 2017 году, в размере 170 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета Нижнесергинского муниципального района государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области к К.А.Ю. о взыскании недоимки по налогам, пени, удовлетворить частично.

Взыскать с К.А.Ю., <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области (ИНН <***>) задолженность по земельному налогу физических лиц за 2014 год в размере 170 (сто семьдесят) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с К.А.Ю., <данные изъяты> в доход бюджета Нижнесергинского муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Г.А. Глухих