ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-136/2021 от 28.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-136/2021

(УИД 91OS0000-01-2021-000319-76)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2021 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Медведевой А.М.,

при участии представителя истца – Охотской Л.П.; представителя Симферопольского городского совета Республики Крым – Гинали О.А.; представителей Администрации города Симферополя Республики Крым – Быковской С.Ю., Мухтарова Р.Я.; прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Текуевой Дианы Александровны к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Симферополя Республики Крым; ИП Шуляр Александр Владимирович; Торгово-архитектурная комиссия по вопросам внесения изменений в схему дислокации НТО; Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым, о признании решения 20-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 18 июня 2020 года № 189 «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20 августа 2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» недействующим в части,

установил:

Индивидуальный предприниматель Текуева Диана Александровна обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором просила признать недействующим решение 20-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 18 июня 2020 года № 189 «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20 августа 2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Симферополь Республики Крым нестационарных торговых объектов, предоставленных ИП Текуевой Д.А. на основании договоров на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по адресным ориентирам в соответствии со Схемой размещения НТО, (утвержденной решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ): <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, 6; <адрес> соответственно.

Исковые требования мотивированы тем, что между административным истцом и Администрацией города Симферополя были заключены договоры на размещение НТО от 08.04.2016 года. На обращения истца с заявлениями о продлении действующих договоров Администрацией города Симферополя дан отказ на основании решения 11-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 17.01.2020 года № 88, обоснованный тем, что НТО заявителя (торговые палатки) пунктом 1.7.2 указанного решения отнесены к сезонным НТО, в связи с чем, договоры продлены не будут. Схема размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденная решением 26-ой сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 20.08.2015 года № 361, предусматривающая размещение НТО истца по вышеуказанным договорам с указанием типов торговых объектов палатка, период функционирования – круглогодично, действовала как на момент заключения договоров о размещении НТО и дополнительных соглашений к ним, так и на момент предъявления заявления о продлении договоров от 23.12.2019 года, а также предоставления отказа Администрации. Согласно Решению от 18.06.2020 года № 189 Приложение 2 к решению «Список адресов размещения НТО (кроме объектов развозной и разносной торговли) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» изложено в новой редакции, в которой места для размещения НТО, ранее предоставленные на основании договоров ИП Текуевой Д.А., в Схеме отсутствуют. Истец считает, что Решение от 18.06.2020 года № 189 в части исключения из Схемы размещения НТО мест для размещения НТО, ранее предоставленных на основании договоров ИП Текуевой Д.А., противоречит положениям статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем подлежит признанию недействующим в указанной части. По мнению истца, истечение срока договора на право размещения НТО, само по себе не может служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения НТО, что согласуется с пунктом 3.2.2 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 года № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 года и период до 2020 года». Истец просит принять во внимание, что место в схеме НТО, которое истец занимал на основании договора, расположенное по адресу: <адрес>, без конкурсных процедур предоставлено иному субъекту хозяйствования, при этом тип и размер НТО был изменен. Исключая Решением от 18.06.2020 года № 189 из Схемы размещения НТО места, занимаемые ранее истцом на основании соответствующих договоров, без наличия предусмотренных оснований, без уведомления субъекта хозяйствования за 6 месяцев и предоставления ему компенсационного места, ответчик нарушил требования Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым № 402 от 23.08.2016 года.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 08 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены ИП Шуляр Александр Владимирович; Торгово-архитектурная комиссия по вопросам внесения изменений в схему дислокации НТО; Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрация города Симферополя Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного истца Охотская Л.П. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям, указанным в иске и дополнительных пояснениях. Пояснила, что решение от 18.06.2020 года № 189 не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, а основания для исключения НТО истца из Схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь отсутствовали.

Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А. возражала против удовлетворения исковых требований, по мотивам, изложенным в возражениях на иск. Считает, что на момент принятия обжалуемого решения срок действия договоров истек, а пролонгация договоров на размещение НТО является правом, а не обязанностью Администрации. Обжалуемое решение принято в соответствии с действующим законодательством, процедура принятия данного решения была соблюдена.

Представители Администрации города Симферополя Республики Крым Быковская С.Ю. и Муратов Р.Я. возражали против удовлетворения исковых требований, по мотивам, изложенным в возражениях на иск. Считают, что требования ч.6 ст.10 Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не применимы к данным правоотношениям, так как договора на размещение НТО истца были заключены после утверждения схемы НТО от 20.08.2015, а истец ранее воспользовался своим правом на продление договора и с ним были заключены дополнительные соглашения от 04.04.2019г. Исключение адресных ориентиров, по которым ранее размещались НТО административного истца из Схемы размещения НТО не может расцениваться как нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку при прекращении законных оснований для размещения временных сооружений на спорных местах положения ч.6 ст.10 Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не применимы. Кроме того, следует учесть, что НТО истца были расположены с нарушением требований к размещению НТО, что выявилось при обследовании мест размещения НТО. Администрацией города Симферополя в адрес постоянного комитета по бюджетно-финансовым вопросам Симферопольского городского совета Республики Крым было направлено письмо об исключении торговых мест из Схемы размещения НТО, что послужило основанием для рассмотрения Симферопольским городским советом вопросы о внесении изменений в Схему и принятия решения по данному вопросу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, с учётом положений пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитал возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённом в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование город Симферополь наделён статусом - городской округ Симферополь.

Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования, что предусмотрено частью 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 № 61 (далее – Устав) (т. 1 л.д.198-271).

Статьёй 37 Устава предусмотрено, что к полномочиям Симферопольского городского совета Республики Крым относится, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов.

Частью 1 статьи 21 Устава установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Симферопольским городским советом, председателем Симферопольского городского совета могут проводиться публичные слушания.

Часть 3 статьи 21 Устава предусматривает перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания, данный перечень не содержит вопроса об утверждении Схемы размещения НТО и внесение в нее изменений (т. 1 л.д. 218-219).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава установлено, что к полномочиям председателя Симферопольского городского совета относится, в том числе, подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых Симферопольским городским советом Республики Крым (т.1 л.д.237).

Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Симферопольского городского совета, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 258).

Частью 1 статьи 57 Устава установлено, что Симферопольский городской совет по вопросам своего ведения принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Симферопольского городского совета открытым или тайным голосованием (т. 1 л.д.259).

Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым регламентирован статьёй 58 Устава (т.1 л.д.260-261).

Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте или действующим законодательством не установлено иное. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (части 1 и 3 статьи 58 Устава).

Муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие общеобязательные нормы, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное (часть 4 статьи 58 Устава).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом (часть 9 статьи 58 Устава).

Согласно части 10 статьи 58 Устава в случае отсутствия в городском округе периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в городском округе, официальным опубликованием может признаваться соответствующая публикация в ином печатном издании, которое обеспечивает населению городского округа и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Муниципальные правовые акты и соглашения, заключенные между органами местного самоуправления, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления городского округа. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым, организация и ведение которого осуществляется органом государственной власти Республики Крым в порядке, установленном законом Республики Крым (части 13 и 14 статьи 58 Устава).

Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов» (http://simgov.ru/norm_baza/resheniya-gorsoveta/?page=231).

В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: газета «Южная столица Крым»; журнал «БИБЛИОПОЛИС» (пункт 1 решения Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов») (http://simgov.ru/static/writable/documents/2015/04/09/232_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf).

Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 31 октября 2014 года № 60 утверждён Регламент Симферопольского городского совета Республики Крым.

В соответствии со статьёй 20 Регламента, заседание Городского совета является правомочным, если в его заседании принимают участие более половины депутатов от общего состава Городского совета (т. 1 л.д.136).

Согласно статьи 61 Регламента Городской совет принимает нормативные и иные акты в форме решений. Решения Городского совета принимаются большинством голосов от общего состава Городского совета, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа, настоящим Регламентом или иным решением Городского совета (т.1 л.д. 152).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Городского совета, Председателем Симферопольского городского совета, иными выборными органами местного самоуправления, прокурором города Симферополя, главой администрации города Симферополя, постоянными комитетами, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан (часть 1 статьи 75 Регламента) (т. 1 л.д.157).

Процедура рассмотрения проектов решений постоянными комитетами Городского совета установлена статьей 78 настоящего Регламента, Положением о постоянных комитетах Симферопольского городского совета, иными нормативными правовыми актами Городского совета. Завизированный и согласованный проект решения является основанием для включения данного вопроса в повестку дня очередной сессии при формировании повестки дня в соответствии со статьей 14 настоящего Регламента (части 7 и 8 Регламента) (т.1 л.д. 157).

Проекты правовых актов Городского совета проходят обязательное обсуждение в профильном постоянном комитете (часть 1 статьи 78 Регламента) (т.1 л.д.163).

В Городском совете образован, в том числе, постоянный комитет по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности и безопасности (пункт 3 части 1 статьи 97 Регламента) (т.1 л.д.173).

Заседания постоянных комитетов правомочны, если на них присутствует более половины состава постоянного комитета. Все вопросы в постоянном комитете рассматриваются простым большинством голосов от общего состава присутствующих на заседании членов постоянного комитета (статья 99 Регламента) (т.1 л.д.173-174).

Поручением Главы Республики Крым от 20 декабря 2019 года № 1/01-32/8927, было поручено «представить «дорожные карты» по оптимизации (сокращению) количества нестационарных торговых объектов (с учётом летнего периода) на территории городских округов в 2020, 2021 годах, согласованные с Главным архитектором Республики Крым и Министерством промышленной политики Республики Крым. Обеспечить выполнение мероприятий «дорожных карт» (пункт 75).

Постановлением Администрацией города Симферополя Республики Крым от 25.01.2019 года № 311 «Об актуализации схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», утверждено Положение об актуализации схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым согласно приложения 1 (пункт 1); создана временная комиссия по актуализации схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и утвержден ее состав согласно приложению 2 (пункт 2); утверждена форма акта обследования НТО, функционирующих на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым согласно приложению 4 (пункт 4) (т.4 л.д.121).

Вышеуказанным постановлением управлению торговли и бытового обслуживания населения администрации города постановлено:

с целью недопущения нарушения законных прав и интересов субъектов правоотношений в сфере размещения нестационарных торговых объектов при осуществлении в установленном порядке полномочий по подготовке проектов дополнительных соглашений по продлению договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь, учитывать положения настоящего постановления (в том числе сроки проведения актуализации) и проводить мероприятия по ознакомлению субъектов хозяйствования с его положениями;

в срок до 01.09.2019 года обеспечить разработку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Симферопольским городским советом проекта решения Симферопольского городского совета по внесению изменений в решение Симферопольского городского совета от 20.08.2015 №361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» с учетом подготовленных Комиссией предложений по актуализации;

в срок до 01.12.2019 года провести необходимые мероприятия с целью надлежащего обеспечения реализации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым схемы размещения нестационарных торговых объектов по результатам её актуализации.

Поручением председателя Совета министров Республики Крым ФИО21 от 27.02.2020 года № 1/01-60/1159 установлено с целью приведения деятельности НТО в соответствие с установленными требованиями разработать и внести на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления изменения в схемы размещения НТО и объектов по предоставлению услуг, предусматривающие исключение из схем размещения НТО мест, договора на размещение НТО по которым не заключены (за исключением мест для товаропроизводителей, а также мест по реализации фруктов и овощей и печатной продукции) (пункт 1) (т.4 л.д.117).

Распоряжением Администрации г. Симферополя РК от 08.04.2020г. №66-с «О внесении на рассмотрение Симферопольского городского совета РК проекта решения «О внесении изменений в решение 26 –й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015г. №361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь РК» вышеуказанный проект внесен на рассмотрение Симферопольского городского совета РК, управлению торговли и бытового обслуживания населения администрации г. Симферополя РК поручено обеспечить подготовку и согласование, приложение всех необходимых документов.

Согласно листу согласования к вышеуказанному Проекту, коррупционных факторов не выявлено (т.9.л.д.73).

Согласно пояснительной записке к проекту решения сессии Симферопольского городского совета «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», предлагается внести изменения в Схему НТО с целью приведения Схемы НТО на территории МОГО Симферополь Республики Крым к нормам действующего законодательства, упорядочения облика города, соответствия размещения НТО техническим требованиям, предъявляемым к размещению НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь, внесения новых мест для осуществления предпринимательской деятельности. Специалистами администрации города Симферополя проведен мониторинг НТО, расположенных на территории муниципального образования на предмет соответствия их размещения утвержденным схемам и архитектурным решениям. В ходе проведенной работы выявлены НТО, размещенные с грубыми нарушениями, несоблюдением условий договоров (нарушение специализации, утвержденного архитектурного решения). В то же время при рассмотрении заявлений субъектов хозяйствования на заседаниях Торгово-архитектурных комиссий администрации города был принят ряд решений о включении в Схему НТО новых мест, соответствующих техническим требованиям, предъявляемым к размещению НТО. В основном предлагаются к включению места для товаропроизводителей и для реализации книгопечатной продукции. Предлагаемый проект решения подготовлен с учетом проведенной работы по актуализации Схемы НТО, заявлений субъектов хозяйствования и по итогам заседаний Торгово-архитектурной комиссии администрации города №1 от 25.02.2020г., №2 от 02.03.2020г., №3 от 16.03.2020г. Проект решения сессии Симферопольского городского совета подготовлен с учетом недопущения нарушений законных прав, интересов предпринимателей юридических лиц, сохранения правового регулирования в области размещения НТО, а также недопущения неблагоприятного воздействия на правовое положение граждан (т. 2 л.д. 174-175, т. 4 л.д. 102-103).

Письмом от 14.04.2020 года (исх. № 724/04/01-12) Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым обратилось к председателю постоянного комитета по бюджетно-финансовым вопросам Симферопольского городского совета Республики Крым ФИО11, в котором просило рассмотреть на заседаниях постоянных комитетов по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности и экономической политике, по вопросам обеспечения жизнедеятельности и безопасности, и по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений список адресных ориентиров (приложение 2 – 132 адресных ориентира; приложение 3 – 120 адресных ориентиров), предлагаемых к исключению из схемы размещения НТО муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т. 9 л.д.75).

Согласно протоколу №21 совместного заседания постоянного комитета по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности и экономической политике, постоянного комитета по вопросам обеспечения жизнедеятельности и безопасности и постоянного комитета по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений от 24.04.2020г., на заседании слушали информацию ФИО13, ФИО12 о рассмотрении письма управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя от 14.04.2020г. №724/04/01-12 ( список адресных ориентиров предлагаемых к исключению из схемы размещения НТО МО ГО Симферополь РК). Решили единогласно «за» - 15: информацию принять к сведению. Считать нецелесообразным исключение из Приложения №2 и Приложения №3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов МО ГО Симферополь РК объектов с учетом изменений (площади, порядка предоставления, типа объекта, уточнения адреса), список которых указан в Приложениях 2 и 3 к протоколу.

Согласно Заключению об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта от 14.05.2020г., за подписью первого заместителя главы администрации города Симферополя ФИО13, требования, предусмотренные Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов МОГО Симферополь РК, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, органом-разработчиком соблюдены.

Согласно протоколу №20 заседания президиума Симферопольского городского совета 2-го созыва от 17.06.2020г. депутаты единогласно («за»-7 голосов) решили поручить Администрации города Симферополь РК (ФИО13) доработать проект решения Симферопольского городского совета «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 20.08.2015г. №361 «Об утверждении схемы размещения НТО на территории МОГО Симферополь РК с учетом замечаний депутатского корпуса.

Согласно протоколу №20 заседания очередной 20-й сессии Симферопольского городского совета 2-го созыва от 18.06.2020г. на заседании слушали доклад первого заместителя главы администрации г. Симферополя ФИО13 о внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», голосовали: «за» -32, «против» -0, «воздержались» -0.

Решением 20-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 18 июня 2020 года № 189 внесены изменения в решение 26-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 20 августа 2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Решение от 18.06.2020 года № 189). Решение №361 дополнено пунктом 2.1 следующего содержания: «2.1. Определить администрацию города Симферополя Республики Крым органом местного самоуправления МО ГО Симферополь РК, ответственным за сохранность и использование Графической части Схемы размещения НТО на территории МОГО Симферополь РК, утвержденной пунктом 1 настоящего решения.» Приложения №№1,2,3 к решению №361 изложены в новой редакции согласно приложениям №№1,2,3 к настоящему решению.

Текст документа 22 июня 2020 года опубликован в журнале «Библиополис» № 9 (108) (т. 4 л.д. 83-117) и 10 июля 2020 года размещён на официальной странице Симферопольского городского совета Республики Крым (http://simgov.ru/norm_baza/resheniya-gorsoveta/).

Проверяя соблюдение процедуры принятия Решения от 18.06.2020 года № 189, суд пришел к выводу, что указанный нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, при соблюдении требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия, при наличии кворума, опубликован в установленном порядке и введен в действие.

Проверяя соответствие содержания Решения от 18.06.2020 года № 189 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, исходя из следующего.

Согласночастям 1-2,5и6 статьи10Закона N381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года № 402 утверждён «Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым» (далее Порядок №402).

Согласно пункту 1 раздела II Порядка №402, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Утвержденные Схемы носят бессрочный характер (пункт 2 раздела II Порядка №402).

Размещение НТО на территории муниципальных образований не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта, благоустройство территории и застройки (пункт 7 раздела II Порядка №402).

В соответствии с пунктом 9 Порядка №402 (в редакции на момент принятия обжалуемого нормативного правового акта) органы местного самоуправления, определенные в соответствии с уставом муниципального образования, с целью социально-экономического развития территорий, развития торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли, с учетом Требований к размещению, принимают решение о внесении изменений в Схему. Вопросы о необходимости внесения изменений в Схему рассматриваются органами местного самоуправления, определенными в соответствии с уставом муниципального образования, не менее одного раза в квартал.

Исчерпывающий перечень оснований для внесения в схему НТО установлено пунктом 10 Порядка №402. Основанием для внесения изменений в Схему является, в том числе, предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым (абз.6.п.10 Порядка №402).

Внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения НТО не может повлечь за собой прекращение права на размещение НТО до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение НТО или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных органом местного самоуправления, и не внес предложений относительно компенсационного места в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка (пункт 11 раздела II Порядка №402).

Об исключении места размещения НТО из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО, но не ранее шести месяцев после проведения конкурса, за исключением необходимости переноса НТО в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций. Порядок предоставления компенсационных мест определяется администрациями органов местного самоуправления (пункт 12 раздела II Порядка №402).

Договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения НТО, переоформляются органом местного самоуправления на компенсационное место в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о выделении компенсационного места (пункт 14 раздела II Порядка №402).

Пунктом 18 раздела II порядка №402 определено, что не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, а также исключение из Схемы существующих НТО на основании решения о нецелесообразности их функционирования.

В случае окончания срока действия (если договор не продлен), досрочного расторжения договора на размещение НТО, самовольного размещения НТО такой НТО подлежит демонтажу в течение семи календарных дней (пункт 13 раздела VI Порядка №402).

Сроки действия договоров на размещение НТО, заключенных в соответствии с решениями органов местного самоуправления, которые приняты после вступления в силу настоящего Порядка: для размещения торговых павильонов и киосков должны составлять не менее семи лет; для размещения торговых палаток - не менее трех лет; определяются решениями органов местного самоуправления для размещения сезонных торговых объектов (лотков, торгового оборудования для реализации мороженого, автолавок, автоцистерн, торговых тележек, бахчевых развалов, елочных базаров и др.). На меньший срок договоры на размещение НТО могут заключаться по заявлению заказчика (пункт 15 раздела VI Порядка №402).

Договор на размещение НТО может быть продлен без проведения конкурентных процедур на срок и условиях, указанные в договоре, в случае отсутствия нарушений условий договора (пункт 16 раздела VI Порядка №402).

Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 16.02.2017 года № 1107 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» утверждено «Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Положение).

Администрация имеет право продлить на новый срок Договор на размещение НТО на срок, не превышающий 5 (пять) лет, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- истечение срока действия ранее заключенного Договора на размещение НТО, в период с 01.11.2019 до 14.02.2020;

- отсутствие фактов допущения нарушений хозяйствующим субъектом условий ранее действовавшего Договора;

- место размещения НТО, являющегося предметом такого Договора, не исключено из Схемы размещения НТО;

- внешний облик НТО соответствует утвержденному архитектурному типу, а также архитектурному облику муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 2.8.1 Положения в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения).

Пунктом 2.10 Положения предусмотрено, что период функционирования нестационарных торговых объектов для: 1) сезонных торговых объектов по реализации кваса, напитков, мороженого - до 6 месяцев (с 1 мая по 31 октября); 2) сезонных кафе (летних площадок) - до 7 месяцев (с 1 апреля по 31 октября); 3) мест для реализации бахчевых культур - до 4 месяцев (с 1 июля до 31 октября); 4) елочных базаров - до 1 месяца (с 1 декабря по 31 декабря); 5) иных объектов - круглогодично.

Подпунктом 1.6 пункта 1 Положения установлено, что компенсационное место - место, которое предоставляется хозяйствующему субъекту для размещения НТО (вместо ранее предоставленного на основании договора или иных разрешительных документов), как в местах, предусмотренных Схемой, так и в других местах в соответствии с действующим законодательством, исходя из требований к размещению НТО, в случае изъятия для муниципальных нужд или при необходимости выполнения аварийных, строительных, ремонтных, профилактических и прочих видов работ на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникациях и других объектах городской инфраструктуры, без проведения аукциона на срок, равный оставшейся части срока договора на размещение НТО.

Внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения НТО не может повлечь за собой прекращение права на размещение НТО до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение НТО или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных Администрацией, и не внес предложения относительно компенсационного места в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка (подпункт 2.15 пункта 2 Положения).

В соответствии с пунктом 2.16 Положения об исключении места размещения НТО из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за шесть месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Техническими требованиями к размещению НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, но не ранее шести месяцев после проведения конкурса, за исключением необходимости переноса НТО в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций.

Как следует из пункта 2.3. Положения, дополнение Схемы НТО новыми местами, внесение изменений в Схему НТО, определение в Схеме НТО мест, выделяемых по конкурсу, аукциону, рассматриваются Торгово-архитектурной комиссией Администрации города Симферополя Республики Крым для последующего внесения данных вопросов в установленном порядке Администрацией города на утверждение Симферопольским городским советом.

Согласно подпункту 4.2 пункта 4 Положения договоры на размещение НТО, право на которое разыграно по результатам конкурса или аукциона (кроме сезонных торговых объектов), заключаются на срок 7 лет.

На меньший срок Договоры на размещение НТО с субъектами хозяйствования, получившими право на размещение НТО без проведения торгов, могут заключаться по заявлению заказчика, а также в случае продления срока действия такого Договора в порядке, предусмотренном пунктом 2.8.1 настоящего Положения. Договор на право размещения НТО продлевается и заключается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Крым, муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что решением 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 20 августа 2015 года № 361 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Схема №361).

08.04.2016 года между Администрацией города Симферополя Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Текуевой Дианой Александровной в соответствии со Схемой №361, по результатам конкурса, заключены договоры на размещение НТО для установки палаток, специализация объекта: специализированная продовольственная торговля, группа товаров – яйцо:

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т. 1 л.д.39-40);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( Схеме №361) (т.1 л.д.45-46);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т.1 л.д.51-52);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т.1 л.д.57-58);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т.1 л.д.63-64);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т.1 л.д.69-70);

- договор – НТО по адресу: <адрес>, 6 ( на Схеме №361) (т.1 л.д.75-76);

- договор – НТО по адресу: <адрес> ( на Схеме №361) (т.1 л.д.81-82).

Согласно пункту 1.1 вышеуказанных Договоров, право на размещение НТО – палатки предоставляется хозяйствующему субъекту на срок с 08 апреля 2016 года по 08 апреля 2019 года.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что в Схеме №361 указаны объекты НТО специализация – яйцо, тип торговых объектов – палатка, количество НТО – 1; период функционирования – круглогодично, площадь – 6 кв.м., порядок предоставления места для размещения – по конкурсу, вид собственности земельного участка, на котором располагается объект - муниципальная: , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес> (т. 2 л.д. 82).

Дополнительными соглашениями от 04.04.2019 года , , , , , в вышеуказанные Договоры стороны внесли изменения в подпункт 1.1 пункта 1 Договора, установив, что палатки предоставляется хозяйствующему субъекту на срок «с 09 апреля 2019 года по 31 января 2020 года» (т. 1 л.д.44, 50, 56, 62, 68, 74, 80, 86).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец 05.02.2020 года обратился в Администрацию города Симферополя с заявлениями о продлении срока договоров на размещение НТО , , , , , , , от 08 апреля 2016 года (т. 1 л.д. 87-94).

Письмами Администрации города Симферополя Республики Крым от 05.02.2020 года исх. № 18530:18535/24/01-68 и исх. № Т-34419264; 19265 по вопросу продления договоров соответственно, Текуевой Д.А. сообщено, что в соответствии с пунктом 2.8.1 решения 11-й сессии Симферопольского городского совета от 17.01.2020 года № 88 Администрация города Симферополя Республики Крым имеет право продлить договор на размещение НТО на новый срок в отношении объектов, перечисленных в пункт 1.7.1 (круглогодичные НТО). Учитывая, что торговые объекты истца – торговые палатки, относятся к сезонным НТО (пункт 1.7.2 решения сессии), вышеуказанные договоры от 08.04.2016 года на размещение НТО не будут продлены. В письме также сообщено о необходимости демонтажа НТО в соответствии с пунктами 5.4, 5.5 Договоров (т. 1 л.д.95-96).

Судом установлено, что решением 11-ой сессии Симферопольского городского совета от 17.01.2020 года № 88 (далее – Решение № 88) внесены изменения в решение 62-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 16.02.2017 года № 1107 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее -Решение №1107).

Согласно подпункту 1.1.1 пункта 1.1 Решения № 88, пункт 1.7 Решения №1107 изложен в новой редакции, согласно которой к сезонным нестационарным торговым объектам отнесена торговая палатка.

Пунктом 5 Решения № 88 установлено, что пункт 1.1 настоящего решения распространяет свое действие с 01.01.2020г. (т.8 л.д.88-92).

Решением 13-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 27.02.2020 года № 118 (далее – Решение № 118) удовлетворен протест прокурора города Симферополя от 13.02.2020 года № Исорг-20350023-634-20/-20350023, внесены изменения в Решение №1107, согласно которым, торговая палатка отнесена к круглогодичным нестационарным торговым объектам.

Пунктом 5 Решения № 118 установлено, что настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (т. 8 л.д.94-96).

Решение № 118 опубликовано на официальном сайте Симферопольского городского совета Республики Крым в разделе муниципальные правовые акты – решения горсовета (http://simgov.ru/norm_baza/resheniya-gorsoveta/?page=34) 03.03.2021 года.

Учитывая вышеизложенное судом установлено, что единственным основанием для отказа административному истцу в продлении договоров на размещение НТО послужило отнесение Решением № 88 торговой палатки к сезонным НТО, тогда как материалами дела подтверждается, что на момент принятия обжалуемого решения, торговые палатки были отнесены к круглогодичным НТО.

Как уже отмечалось судом ранее, в пояснительной записке к проекту обжалуемого Решения указано, что предлагаемый Проект решения подготовлен с учетом проведенной работы по актуализации Схемы НТО, заявлений субъектов хозяйствования и по итогам заседаний Торгово-архитектурной комиссии администрации города №1 от 25.02.2020г., №2 от 02.03.2020г., №3 от 16.03.2020г.

Материалами дела подтверждается, что 25.02.2020 года состоялось заседание Торгово-архитектурной комиссии по вопросу внесения изменений в схему дислокации НТО объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь РК (состав комиссии – 15 человек, присутствовало – 11 человек), на котором, в том числе, рассматривался вопрос об исключении из Схемы 252 мест размещения НТО, о чем составлен Протокол №1 (т. 6 л.д. 18).

Согласно Протоколу № 1 от 25.02.2020г. Мухтаров Р.Я. сообщил, что действующей Схемой размещения НТО утверждено размещение 623 НТО, из них 478 НТО круглогодичного размещения по реализации продовольственных товаров. С целью оптимизации (сокращения) мест размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, во исполнение пункта 75 поручения Главы Республики Крым ФИО15 от 20.12.2019 года № 1/01-32/8927, предлагается исключить из Схемы ряд НТО согласно списка. К исключению предложены места, договора на размещение НТО по которым истекли либо не были заключены и обременения отсутствуют. Предложено рассмотреть вопрос об исключении из Схемы ряда мест размещения НТО, среди которых 72 места под размещение палаток, договоры на размещение которых истекли 31.01.2020 года, 13 НТО по которым договора не были продлены в связи с нарушениями, 167 НТО по которым не были заключены договора (т. 5 л.д. 111-112, т. 6 л.д. 18-19).

В Протоколе №1 также отражено, что ФИО13 сообщил, что Управлением торговли и бытового обслуживания населения проведена актуализация Схемы размещения НТО, осуществлены выезды и проведено обследование НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. По итогам проделанной работы предложены исключить из Схемы размещения НТО адресные ориентиры согласно Перечню мест, предлагаемых к удалению из приложений № 2 и №3 Схемы размещения НТО (т. 5 л.д. 112-148, т.6 л.д.19-54).

Данный вопрос поставлен на голосование: «за» - 11 человек; «против» - 0 человек; «воздержались» - 0 человек. По результатам голосования принято решение исключить предложенные адресные ориентиры из Схемы.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в перечень мест, предлагаемых к удалению из приложения №3 Схемы в том, числе были включены НТО , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>, адрес: <адрес>; , адрес: <адрес>; , адрес: <адрес> (специализация – яйцо, тип торговых объектов – палатка, количество НТО – 1; период функционирования – круглогодично, площадь – 6 кв.м., порядок предоставления места для размещения – по конкурсу, вид собственности земельного участка, на котором располагается объект – муниципальная) (т. 6 л.д. 46, 54).

Согласно пояснениям представителей Администрации, вопросы касающиеся исключения из Схемы вышеуказанных объектов НТО №№ п/п в схеме 57,58,59,60,61,62,63,64 (ранее используемых истцом), обсуждались только на заседании Торгово-архитектурной комиссии 25.02.2020г. Так как решение об исключении из схемы указанных НТО было принято единогласно в дальнейшем на заседаниях Комиссии, которые состоялись 02.03.2020г. и 16.03.2020г. вопросы об исключении именно указанных НТО не обсуждались.

В процессе рассмотрения данного административного дела представители Администрации и Симферопольского городского совета указали на то, что спорные объекты НТО были исключены из схемы в связи с тем, что изначально были размещены с нарушениями, в том числе:

- Технических требований к размещению НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (Приложение №1 к Положению об организации размещения НТО, утвержденному решением 62-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 16.02.2017 № 1107 «О размещении НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым») – размещение НТО на цветниках и газонах;

- место размещения НТО попадает в охранную зону сетей ГУП РК «КрымГазСети» и/или ГУП РК «Вода Крыма»;

- пункта 1.6 Положения об организации размещения НТО, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение) - негативноевлияние НТО на пешеходную и транспортную инфраструктуру;

- пункта 7 раздела 2 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 № 402 - размещение НТО на территории муниципальных образований не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта, благоустройство территории и застройки;

- место размещения НТО на углу перекрестка, в нарушение треугольника видимости участников дорожного движения, что является нарушением статьи 12.33 КоАП РФ, а именно умышленное создание помех в дорожном движении.

В качестве доказательств, подтверждающих размещение НТО № в нарушение требований к размещению, суду предоставлены: акт обследования места размещения НТО, утвержденного схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Акт обследования) от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ); Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (адрес: <адрес> (договор ).

Изучив документы, предоставленные в подтверждение сведений, изложенных в вышеуказанных Актах обследования, суд приходит к выводу, что надлежащие доказательства, подтверждающие сведения, изложенные в актах, суду не представлены. При этом, судом принято во внимание, что в момент составления Актов обследования, НТО были демонтированы, что подтверждается фотоматериалами и не оспаривалась сторонами, а значит обследование самого НТО не проводилось.

Истец оспаривал координаты фактического места расположении НТО, указанные Администрацией, полагая, что фактически НТО находилось в ином месте, предоставив фотоматериал. Судом учтено, что само по себе фактическое отсутствие НТО на земельном участке ставит под сомнение любые замеры, производимые исходя из предполагаемого фактического размещения объекта НТО. В предоставленных суду документах (в том числе договорах и приложений к ним) отсутствуют все необходимые сведения, позволяющие абсолютно точно определить места расположения спорных НТО. Каких-либо сведений от ГИБДД, подтверждающих, что размещение спорных НТО мешало пешеходному движению, создавало помехи в дорожном движении, негативновлияло на пешеходную и транспортную инфраструктуру суду не предоставлено. Согласно письму МКУ Департамента архитектуры и градостроительства от 13.10.2021 года № 08/214/1 земельные участки с адресами исключенных мест размещения НТО ориентировочно находятся в зонах территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, зонах застройки многоэтажными жилыми домами. Вышеуказанные сведения не могут являться надлежащими доказательствами безусловного размещения спорных НТО на цветниках и газонах, так как информация носит ориентировочных характер, а точная фиксация фактического месторасположения НТО не проводилась, в связи с демонтажем НТО на момент составления актов проверки. Также не могут быть приняты во внимание письма Отдела надзора деятельности по г. Симферополю ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.10.2021 года № 1680 и от 11.10.2021 года № 1660, так как выводы о размещении спорных объектов НТО в нарушение п. 4.15 табл. 1 СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» сделаны на основании схемы предполагаемого размещения НТО.

Письмо ГУП РК «Вода Крыма» от 14.10.2021 года № 7616/01-15/12 и письмо ГУП РК «Крымгазсети» от 12.10.2021 года № 11/28-05605/12 не содержат сведений, безусловно подтверждающих размещение конкретного НТО в месте, где проходят инженерные коммуникации водоснабжения и/или водоотведения, на газораспределительных сетях и/или с нарушением расстояний от подземного газопровода до конкретного НТО.

Судом при рассмотрении данного дела принято во внимание, что выводы, изложенные в вышеуказанных Актах обследования, о расположении НТО с нарушением требований, предъявляемых к месту расположения НТО, не являлись мотивом для принятия Торгово-архитектурной комиссией по вопросу внесения изменений в схему дислокации НТО (далее – Комиссией) решения об исключении предложенных адресных ориентиров из Схемы, что отражено в Протоколе №1 от 25.02.2020г. Как указано в Протоколе №1 от 25.02.2020г. было предложено исключить из Схемы места под размещение палаток, договоры на размещение которых истекли 31.01.2020г. Протокол №1 от 25.02.2020г. не содержит информацию о том, что Акты обследования и иные документы, предоставленные суду в подтверждение размещения мест спорных НТО с нарушениями, были предметом обсуждений. Доказательств предоставления вышеуказанных документов на заседание Комиссии 25.02.2020 года и обсуждение этих документов суду не представлены.

При этом, Протокол №1 от 25.02.2020г. содержит информацию об обсуждении полученных ответов из ГУП РК «Крымазсети», ГУП РК «Крмэнерго», МЧС по иным объектам НТО, например:

По вопросу внесения изменений в схему дислокации НТО 25.02.2020 года при решении вопросов о включении в Схему размещения НТО иных юридических лиц (ИП ФИО16, КРОО «Союз предпринимателей и потребителей», ИП ФИО17, ИП ФИО23., ИП ФИО18 и др.) комиссией принимались решения после изложения позиции представителя начальника отдела надзорной деятельности по городу Симферополю управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым ФИО19, председателя комитета Государственного Совета Республики Крым по имущественным и земельным отношениям республики Крым ФИО20 и пр., а также с учетом информации, представленной, в том числе, ресурсоснабжающими организациями по вопросам возможности размещения НТО в соответствии с требованиями действующего законодательства (т.6 л.д.1-54).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что единственным основанием для исключения адресных ориентиров из Схемы НТО стало то, что договора на размещение НТО истекли 31.01.2020г., так как не были продлены в связи с отнесением палаток к сезонным объектам НТО.

Согласно пункту 1 статьи39.36Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии сФедеральным закономот 28 декабря 2009года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон N381-ФЗ).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015года N6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силуглавы V.6Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Таким образом, истечение срока договора само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов изСхемыразмещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГО Симферополь РК, утвержденнойрешениемСимферопольского городского совета Республики Крым от 20.08.2015 года N361, которая носила бессрочный характер, и не включения вСхему, утвержденную решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 18.06.2020 года N189.

Абзацем 2 пункта 3.2.2 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 года и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес".

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что истец в декабре 2019г. обращался в Администрацию с заявлениями о продлении срока действия договоров на размещение НТО, а в последующем обжаловал отказ в продлении срока действия договоров в Арбитражный суд Республики Крым, что свидетельствует о том, что административный истец намеривался продолжить торговую деятельность в указанных НТО по истечении сроков договоров и рассчитывал на гарантированную ему действующим законодательством стабильность сложившихся правоотношений в сфере предпринимательства.

Доказательств нарушения истцом условий Договоров, нарушения правил торговли или наличие предусмотренных законом оснований для прекращения договорных отношений ответчиком в материалы дела не предоставлено.

В то же время, доказательств того, что земельный участок, на котором находились торговые объекты истца, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение указанных палаток вСхемуразмещения нестационарных торговых объектов было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.

Судом также принято во внимание, что адресный ориентир места размещения НТО <адрес>, фактически сохранен, путем исключения из схемы НТО палатки истца и включения в схему НТО киоска, площадью 15,0кв.м, который согласно договору от 28.08.202г. находится в эксплуатации ИП Шуляр А.В.

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной вОпределенииКонституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015года N225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положениечасти 6 статьи10Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основаниичасти 1 статьи15Федерального закона от 26 июля 2006года N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотреностатьей15Федерального закона от 28 декабря 2009года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

При этом в силустатьи17Федерального закона от 28 декабря 2009года N381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положенийстатьи11Федерального закона от 24 июля 2007года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Симферопольским городским советом Республики Крым в отсутствие оснований и в нарушение требований Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года № 402, нарушает права и законные интересы истца как субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что содержание решения 20-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 18 июня 2020 года № 189 «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20 августа 2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в оспариваемой части, не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При принятии указанного Решения в обжалуемой части были неправильно применены положениячасти 6 статьи10Федерального закона от 28 декабря 2009года N381-ФЗ,статей 39.33,39.36Земельного кодекса Российской Федерации,пункта 3.2.2приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014года N2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020года".

Исходя из изложенного, а также учитывая, что целью административного иска в силу положений КАС РФ является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Таким образом,решение 20-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 18 июня 2020 года № 189 подлежит признанию недействующим в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Симферополь Республики Крым нестационарных торговых объектов, предоставленных ИП Текуевой Д.А.

Судом учтено, что решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 18.06.2020 № 189 «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20.08.2015 № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» приложения № 1, 2, 3 к решению от 20.08.2015 года № 361 изложены в новой редакции, при этом спорные объекты НТО в указанные изменения не вошли.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого обжалуемое решение в соответствующей части должно быть признано недействующим, суд полагает, что поскольку оно до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Симферопольского городского совета Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Текуевой Дианы Александровны к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 20-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 18 июня 2020 года № 189 «О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 20 августа 2015 года № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Симферополь Республики Крым нестационарных торговых объектов, предоставленных ИП Текуевой Диане Александровне на основании договоров на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по адресным ориентирам в соответствии со Схемой размещения НТО, (утвержденной решением Симферопольского городского совета от 20 августа 2015 № 361): <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; – г.

Симферополь, <адрес>; <адрес>; <адрес>, соответственно.

Взыскать с Симферопольского городского совета Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Текуевой Дианы Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Симферопольского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2021 года.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная