Дело № 2а-1370/2018
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием:
заместителя прокурора <данные изъяты>
представителя административного ответчика администрации муниципального образования <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства об инвестиционной деятельности было установлено, что административным ответчиком в нарушение положений части 1 статьи 19 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», статей 2 и 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не разработан и не утвержден административный регламент, предоставления услуг в сфере инвестиционной деятельности; административный ответчик, не принимая мер к разработке и утверждению административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, не реализует возложенные на него полномочия в сфере законодательства предоставления муниципальной услуг.
Выявленные прокурором нарушения закона свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия. Отсутствие вышеуказанного Административного регламента, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуг; при отсутствии данного Административного регламента не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <адрес>ФИО3, по доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях, из которых следует, что из административного иска не ясно, на какую именно муниципальную услугу административному ответчику необходимо разработать административный регламент в сфере инвестиционной деятельности; административный ответчик в полном объеме обеспечивает выполнение возложенных на нее обязательств, установленных действующим законодательством в сфере инвестиционной деятельности.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статьи 2 указанного закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной, деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
В силу части 1 статьи 19 указанного закона, регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает
1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных, внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно части 2 указанной статьи органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» публичный партнер - Российская Федерация, от имени которой выступает муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сторонами концессионного соглашения являются, в том числе концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.
В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> от <дата><номер> администрация муниципального образования <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которой в силу вышеуказанных норм относятся вопросы в том числе, разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов и др.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от <дата><номер> утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории <адрес>.
Поскольку участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе в части сопровождения реализации инвестиционных проектов на территории района является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемой по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа и, соответственно, является муниципальной услугой в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», то на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьями 12 и 14 указанного закона установлены требования к структуре административных регламентов, а также требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Вместе с тем, администрацией в нарушение вышеуказанных требований административный регламент предоставления услуг в сфере инвестиционной деятельности не разработан и не утвержден, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры <адрес> от <дата>, а также показаниями представителя административного ответчика, данными в ходе судебного заседания.
В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку и утверждение административного регламента осуществляет орган, ее предоставляющий.
Частью 15 данной нормы конкретизировано, что местной администрацией устанавливается сам порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, но этим самым не ограничены полномочия по разработке и утверждению административных регламентов в отношении предоставляемых услуг.
Также, в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления полномочий органов местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными и (или) законами субъектов РФ.
Судом установлено, и подтверждается показаниями представителя административного ответчика, что в течение длительного времени администрацией муниципального образования <адрес> нормативно правовая база в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, не приведена в соответствие с действующим законодательством.
Учитывая, что не приведение нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством (отсутствие вышеуказанного административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности) означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуги, а также при отсутствии административного регламента, не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Возражения представителя административного ответчика со ссылкой на проведенные мероприятия во исполнение законодательства в сфере инвестиционной деятельности, в том числе по разработке инвестиционного паспорта муниципального образования <адрес>; заключению <дата> соглашения <номер> с Комитетом развития промышленности и предпринимательства <адрес> о внедрении Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования; утверждению постановлением администрации муниципального образования <адрес> от <дата><номер> регламента сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории <адрес>; изданию постановления от <дата><номер> «Об утверждении Комплексного инвестиционного плана муниципального образования <адрес> до 2020 года»; издании распоряжения от <дата><номер> «Об утверждении Дорожной карты внедрения Стандарта 2.0»; принятию Советом депутатов муниципального образования <адрес> решения от <дата><номер> «Об Инвестиционном совете», состав которого утвержден постановлением администрации муниципального образования <адрес> от <дата><номер>; изданию постановления от <дата><номер>, которым был создан Координационный совет по вопросам малого и среднего предпринимательства и улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании, не свидетельствуют о выполнении возложенных на административного ответчика обязанностей по разработке и принятию правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Изложенные представителем административного ответчика доводы свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования <адрес> активно реализуются различные направления инвестиционной деятельности, однако отсутствие вышеуказанного административного регламента, разработанного в соответствии с требованиями федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года нарушает права заявителей, субъектов инвестиционной деятельности на получение качественной муниципальной услуги.
Доводы представителя административного ответчика о необходимости конкретизации прокурором заявленных требований, при установленных судом обстоятельствах, не могут являться основанием для отказа в административном иске, поскольку административный ответчик, реализуя полномочия в сфере инвестиционной деятельности обязан разработать и принять административный регламент, отвечающий требованиям закона.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что в региональном перечне государственных (муниципальных) услуг и работ <адрес>, утвержденном Министерством финансов <адрес> от <дата>, отсутствуют государственные (муниципальные) услуги в сфере инвестиционной деятельности также не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку органы местного самоуправления в силу вышеприведенных норм федеральных законов регулируют инвестиционную деятельность на местном уровне, реализуют полномочия в указанной сфере, предоставляя тем самым соответствующую муниципальную услугу, которая должна быть регламентирована.
Прокурором заявлено требование о возложении обязанности на администрацию муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая мнение представителя административного ответчика, полагавшего, что в случае удовлетворения заявленных требований, времени для разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент будет достаточно, суд, с учетом времени, необходимого для разработки и принятия указанного правового акта, находит данный период времени для исполнения решения достаточным и устанавливает срок три месяца со дня вступления решения в законную силу для устранения нарушений действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан