РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2018 года гор. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
В с о с т а в е :
Председательствующего судьи А.А. Тупикиной
При секретаре Н.В. Дмитриевой,
Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Искитимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по размещению сведений,
УСТАНОВИЛ:
Искитимский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по размещению сведений.
Мотивирует свои требования тем, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района обязанности по размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 год. В ходе проверки установлено, что администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области в сети «Интернет» разработан официальный сайт: promyshlennyi.ru
Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.
Целью указанных мероприятий является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества и повышение качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (далее Федеральный закон «О противодействии коррупции») определены основные принципы противодействия коррупции, в числе которых публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, указанными в статье.
Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Частью 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона «О противодействии коррупции» Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов власти и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. При этом пунктом 8 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться его положениями при разработке и утверждении аналогичного порядка на муниципальном уровне.
В соответствии с п.4 Порядка предусмотрено, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, за весь период замещения служащим (работником) должностей, замещение которых влечет за собой размещение его сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.
Таким образом, предусмотрено, что сведения о доходах и расходах за весь период замещения служащим должностей, замещение которых влечет размещение этих сведений на официальных сайтах, находятся на официальном сайте того органа, в котором служащий замещает должность, и ежегодно обновляются.
В то же время проверка показала, что указанные требования законодательства администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области не исполняются.
Так, в нарушение ст. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона №25-ФЗ, п.4 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов власти и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденного указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 на официальном сайте Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области promyshlennyi.ru не размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лица, замещающего муниципальную должность - главы Промышленного сельсовета Искитимского района, а также членов их семей за 2017 год.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 мО прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Несоблюдение основных принципов противодействия коррупции и муниципальной службы влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение открытой, доступной и достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления. Данные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Защита интересов неопределенного круга лиц выражается в отсутствии возможности доступа к информации, которая подлежит раскрытию в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом №8-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в части признания незаконным бездействие администрации Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 г. в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области: promyshlennyi.ru незаконным. Пояснила о вышеизложенном. Дополнила, что в настоящее время все необходимые сведения размещены, в связи с чем просит производство по делу в части заявленного требования о возложения на администрацию Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области обязанности по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности Промышленного сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 г. в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Промышленного сельсовета: promyshlennyi.ru, прекратить в связи с отказ от иска по причине добровольного исполнения требования.
Представитель административного ответчика администрация Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела и оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.
Целью указанных мероприятий является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества и повышение качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон «О противодействии коррупции») определены основные принципы противодействия коррупции, в числе которых публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, указанными в статье.
Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон о противодействии коррупции) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1.-3.2 части первой настоящей статьи размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение Федерального закона «О противодействии коррупции» Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов власти и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. При этом пунктом 8 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться его положениями при разработке и утверждении аналогичного порядка на муниципальном уровне.
В соответствии с п.4 Порядка предусмотрено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, за весь период замещения служащим (работником) должностей, замещение которых влечет за собой размещение его сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.
Таким образом предусмотрено, что сведения о доходах и расходах за весь период замещения служащим должностей, замещение которых влечет размещение этих сведений на официальных сайтах, находятся на официальном сайте того органа, в котором служащий замещает должность, и ежегодно обновляются.
В судебном заседании установлено, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района обязанности по размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 год.
В ходе проверки установлено, что администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области в сети «Интернет» разработан официальный сайт: promyshlennyi.ru
Однако проверкой установлено, что на официальном сайте Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области promyshlennyi.ru не размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лица, замещающего муниципальную должность - главы Промышленного сельсовета Искитимского района, а также членов их семей за 2017 год.
Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком, были признаны главой администрации Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 при даче им объяснений 15.06.2018 г.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу о неисполнении администрацией Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области обязанности по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 год.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ :
Признать бездействие администрации Промышленного сельсовета Искитимского района Новосибирской области по неразмещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности Промышленного сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 г. в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Промышленного сельсовета: promyshlennyi.ru незаконным.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2018 года.
Председательствующий /подпись/ А.А. Тупикина