ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1370/2022 от 23.05.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 23.05.2022

УИД 66RS0006-01-2022-000628-29

Дело № 2а-1370/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.05.2022 город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №32 по Свердловской области к Устюжаниной К. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016,2017 год, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Устюжаниной К.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 1932 руб., за 2017 год в размере 3566 руб., за 2018 год в размере 3566 руб., а всего 9064 руб., пени в размере 119 руб. 94 коп.

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку имеет зарегистрированный на ее имя земельный участок. Следовательно, лицо обязано уплачивать своевременно и в полном объеме указанный вид налога. За нарушение сроков уплаты налога с административного ответчика подлежит взысканию пени. До настоящего времени недоимка по налогам и пени административным ответчиком не оплачены. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с указанным административным иском.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области по доверенности Шолохова А.А. в судебном заседании заявила письменное ходатайство об отказе от административного искового заявления к Устюжаниной К.А. в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 1 932 руб., за 2017 год - в размере 931 руб. 88 коп., за 2018 год – в размере 3566 руб., пени в размере 47,19 руб. в связи с зачетом сумм налогового вычета в размере 4792 руб., указав, что текущая задолженность по административному иску составляет 2706 руб.87 коп.

Административный ответчик Устюжанина К.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель административного ответчика по доверенности Устюжанина О.А. не возражала против принятия судом отказа от иска в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 3566 руб., в остальной части принятия судом отказа от иска о взыскания задолженности по земельному налогу за 2016, 2017 год возражала в связи с истечением срока обращения в суд, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Определением суда от 17.05.2022 судом принят отказ от административного иска в части и прекращено производство по административному делу в части требований к Устюжаниной К.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 3566 руб.

В принятии отказа от административного истца Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области в части по административному исковому заявлению к Устюжаниной К.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 -2017 год отказано.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании п. 1 ст. 389 Налогового Кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база по земельному налогу определяется на основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года < № > установлены налоговые ставки в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования « город Екатеринбург».

Согласно сведениям Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» от 28.02.2022, с 25.07.2008 Устюжанина К.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером: < № > по адресу: < адрес >.

Расчет земельного налога за 2016 год:

1485885 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,13 (налоговая ставка) х 12/12 = 1932 руб.

Расчет земельного налога за 2017 год:

1485885 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,24 (налоговая ставка) х 12/12 = 3 566 руб.

Расчет земельного налога за 2018 год:

1485885 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,24 (налоговая ставка) х 12/12 = 3 566 руб.

Земельный налог в соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

На основании п. 4 ст. 52 НК РФ в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления:

- < № > от 21.09.2019 о перерасчете земельного налога за 2017 год в срок до 02.12.2019 в размере 3566 руб. (л.д. 12), по почте заказным письмом, что подтверждается списком < № > от 03.10.2019, почтовый идентификатор < № > (л.д. 14);

- < № > от 26.09.2019 об уплате земельного налога за 2016 год в размере 1932 руб., за 2018 год в размере 3566 руб. в срок до 02.12.2019 (л.д. 13), по почте заказным письмом, что подтверждается списком < № > от 03.10.2019, почтовый идентификатор < № > (л.д. 14).

В силу п. 1, п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Ввиду отсутствия платежей по указанным видам налогов в Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате земельного налога:

- < № > от 04.02.2020 (л.д.15) об уплате земельного налога за 2016-2018 года, по почте заказным письмом, что подтверждается списком < № > от 12.02.2020, почтовый идентификатор < № > со сроком исполнения требования до 20.03.2020 (л.д. 15).

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени в связи с неуплатой земельного налога за 2016-2018 года начислены Инспекцией за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в размере 119 руб. 94 коп.

Налоговый орган 20.05.2020 обратился к мировому судье судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Устюжаниной К.А. задолженности по земельному налогу за период с 2016-2018 года в размере 9064 руб., пени в размере 119 руб. 94 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга от 17.09.2021 судебный приказ № 2а-1028/2020 от 10.05.2020 года о взыскании с Устюжаниной К.А. (ИНН < № >), < дд.мм.гггг > г.р., земельного налога за период с 2016-2018 года в размере 9064 руб., пени в размере 119 руб. 94 коп. отменен.

На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 10.02.2022 обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что 09.08.2019 Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области также обращалась к мировому судье судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Коробкиной К.А., < дд.мм.гггг > г.р., (ИНН < № >) земельного налога за период с 2016-2017 года в размере 4 058 руб., пени в размере 68 руб. 07 коп.

Из материалов административного дела № 2а-1688/2019 следует, что ранее Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области Коробкиной К.А., < дд.мм.гггг > г.р., (ИНН < № >) направлялись налоговые уведомления:

- < № > от 23.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 год со сроком оплаты до 01.12.2017 в размере 1932 руб. за земельный участок, расположенный по адресу: < адрес >, почтой, что подтверждается списком < № > от 25.09.2017;

- < № > от 04.07.2018 со сроком оплаты 03.12.2018 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2126 руб. за земельный участок, расположенный по адресу: < адрес >, почтой, что подтверждается списком < № > от 18.07.2018.

В связи с неуплатой налога Коробкиной К.А. направлены требования:

- < № > от 12.02.2018 об уплате земельного налога за 2016 год в размере 1932 руб., пени в размере 36,45 руб. в срок до 09.04.2018, почтой, что подтверждается списком < № > от 15.02.2018;

- < № > от 31.01.2019 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2 126 руб., пени в размере 31,62 руб. в срок до 19.03.2019, почтой, что подтверждается списком < № > от 18.02.2018.

14.08.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Коробкиной К.А. (ИНН < № >) задолженности по земельному налогу за период с 2016-2017 года в размере 4 058 руб., пени в размере 68 руб. 07 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.10.2019 возбуждено исполнительное производство № 106395/19/66006-ИП на основании судебного приказа № 2а-1688/2019 от 14.08.2019, выданного мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга о взыскании с Коробкиной К.А. (ИНН < № >) земельного налога в размере 4126,07 руб. в пользу Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области.

Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя от 20.01.2021, исполнительное производство № 91889/20/66006-ИП от 16.10.2019, возбужденное на основании судебного приказа № 2а-1688/2019 от 14.08.2019, выданного мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга о взыскании с Коробкиной К.А. (ИНН < № >) задолженности по земельному налогу в размере 4126,07 руб. в пользу Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области окончено по п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе).

Сведений об отмене судебного приказа № 2а-1688/2019 от 14.08.2019, о признании его недействительным у суда не имеется.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что на основании приказа УСЗН по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 12.05.2008 разрешено Коробкиной О.А. и У.А.Ю. изменить фамилию малолетней дочери Коробкиной К.А., < дд.мм.гггг > г.р., на фамилию отца Устюжанина (л.д. 44).

Как следует из свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговый орган, Устюжаниной К.А., < дд.мм.гггг > г.р., присвоен 08.02.2011 ИНН < № > (л.д. 119), дата рождения указана неверно.

Согласно скриншота с сайта страницы ФНС России, ИНН < № > 13.02.2020 признано недействительным (л.д. 118).

В соответствии с п. 7 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации, каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ утверждены Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (далее - Порядок).

Согласно п. 10 разд. IV "Порядок и условия присвоения физическим лицам ИНН в налоговом органе" Порядка во избежание повторного присвоения ИНН физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговый орган обязан использовать документально подтвержденные сведения, содержащиеся в ЕГРН, о наличии (отсутствии) ИНН у указанного физического лица.

Идентификационный номер, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, исключение - внесение изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (п. 16 Порядка).

В п. 20 Порядка указано, что ИНН может быть признан недействительным в случае внесения изменений в нормативные правовые акты РФ, а также в случае обнаружения у физического лица более одного ИНН. При этом один из ИНН сохраняется, а остальные - признаются недействительными.

Идентификационный номер налогоплательщика при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.

Постановка на учет в налоговом органе физического лица подтверждается свидетельством, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных и применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, в связи с чем, указание в уведомлении неверного ИНН не влечет оснований для признания такого уведомления недействительным.

Таким образом, Устюжаниной (Коробкиной) К.А. не обосновано дважды направлялись налоговые уведомления с указанием разных ИНН, налоговые требования об уплате земельного налога за 2016, 2017 годы, дважды выносились судебные приказы о взыскании задолженности по земельному налогу за один и тот же период, при этом первый судебный приказ был не отменен, и согласно постановлению судебного пристава-исполнителя об исполнительном производстве от 20.01.2021, требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.

Данные доводы административным истцом не опровергнуты, поскольку после признания ИНН 66735856331 недействительным в Налоговой инспекции отсутствует информация о производимых оплатах, взысканиях по признанному недействительным ИНН.

В представленной выписке из программного комплекса «АИС Налог -3 Пром» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика Устюжаниной К.А. по земельному налогу, на 02.12.2019 вновь начислен налог за 2016 год в размере 1932 руб., за 2017 год 3566 руб., за 2018 год – 3566 руб. (л.д. 111).

При этом, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Учитывая, что налоговое уведомление < № > по состоянию на 12.02.2018 (дело № 2а-1688/2019) об уплате задолженности по земельному налогу за 2016 должно было быть исполнено в срок до 09.04.2018, при этом задолженность за Устюжаниной (Коробкиной) К.А. уже числилась в размере 6478,74 руб., то налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 09.10.2018.

Таким образом, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по земельному налогу, пени за 2016 год подано мировому судье с нарушением срока, что является основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.

Кроме того, у суда имеются неустранимые сомнения в том, что налог был взыскан принудительно судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству № 106395/19/66006-ИП на основании судебного приказа № 2а-1688/2019 от 14.08.2019, выданного мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга о взыскании с Коробкиной К.А. (ИНН < № >) земельного налога в размере 4126,07 руб. в пользу Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области.

Все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, требования налоговой инспекции о повторном взыскании задолженности с Устюжаниной К.А. по земельному налогу за 2016 - 2017 годы в размере 4126, 07 руб. является не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.

На основании решения налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога < № > от 15.04.2022, подлежит зачету сумма 4792 руб. налога «НДФЛД с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствие ст. 227, 227.1, 228 НК Российской Федерации» по налоговому расчетному периоду 2021 год в счет уплаты земельного налога по налоговому периоду 2016,2017, 2018 год (л.д. 124).

В представленной выписке из программного комплекса «АИС Налог -3 Пром» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика Устюжаниной К.А. по земельному налогу указано, что после принятого решения о зачете, погашена задолженность по налогу в порядке зачета в размере 4792 руб., остаток задолженности составляет 2634, 12 руб., налог за 2019 год оплачен 05.01.2021, за 2020 год оплачен 01.12.2021. 13.07.2020 оплачена задолженность по пени в размере 119,54 руб., предъявленная к взысканию в данном иске, 29.09.2020 оплачен налог в размере 1554, 05 руб.

Поскольку Инспекцией пропущен срок обращения с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Устюжаниной (Коробкиной) К.А. по земельному налогу, пени за 2016 год, также налог за 2016,2017 года был взыскан на основании судебного приказа № 2а-1688/2019 от 14.08.2019, выданного мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга с Устюжаниной (Коробкиной К.А.) (ИНН < № >) в размере 4126,07 руб., частично произведен зачет задолженности по налогу, пени оплачены ранее, то административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Устюжаниной К. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016,2017 год, пени, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья О.В. Хабарова