ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1371/18 от 31.07.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело №2а-1371/2018 публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 31 июля 2018 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Алабужевой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов. В обоснование заявленных требований указано, что исходя из ЕГРИП ФИО1 зарегистрировался в качестве ИП 04.03.2004г., являлся плательщиком страховых взносов. Поскольку ФИО1 не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика направлено требование , данное требование ответчиком не исполнено.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца пени:

- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г. – 4915,77 рублей,

- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ, на выплату накопительной пенсии– 308,76 рублей,

- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017г. – 1211,14 рублей.

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).

Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу <дата>, действовал на момент спорных правоотношений).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.

П.1 ст.6 Закона №167-ФЗ относит к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ст.11 Федерального Закона №326-ФЗ от 29.11.2010г. к страхователям по обязательному медицинскому страхованию отнесены индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

Судом установлено, что ФИО1 был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>., прекратил предпринимательскую деятельность с <дата>., что следует из выписки из ЕГРИП.

В связи с чем, ФИО1, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Законом №167-ФЗ, являлся плательщиком страховых взносов.

Абз.2 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года. При этом в силу ч.2 ст.13 Закона №212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ размер тарифов страховых взносов составляет: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

В силу п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статьей 25 Закона №212-ФЗ установлено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку обязанность по оплате страховых взносов плательщиком своевременно не была исполнена, на сумму недоимки начислены пени, размер которых составляет: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г. – 4915,77 рублей, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ, на выплату накопительной пенсии– 308,76 рублей, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017г. – 1211,14 рублей. Согласно ст.22 Закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов ФИО1 не была своевременно исполнена, в адрес ответчика заказной почтой направлено требование об уплате указанных выше сумм задолженности от 10.09.2016г., со сроком исполнения до 05.11.2016г., данное требование ответчиком не исполнено.

В связи с вступлением в законную силу 01.01.2017 года Федерального Закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №243-ФЗ), а также Федеральный Закон от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №250-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ).

Неисполнение обязанности по уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением суда от <дата> распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по пени, в случае несогласия с размером пени, подлежащих уплате, - представить свой расчет. На административного истца возложена обязанность представить доказательства обоснованности исковых требований, наличие задолженности, обосновать и подтвердить документально ее размер, а также представить доказательства соблюдения установленного законом порядка для обращения с требованиями о взыскании задолженности, в том числе, соблюдение установленного законом срока, в случае его пропуска – обосновать уважительность причин пропуска.

Доказательств, подтверждающих оплату пени за несвоевременную уплату страховых взносов, административный ответчик суду не представил. Однако и истец не представил суду доказательств, подтверждающих наличие обязанности у истца заплатить пени в искомом размере, поскольку в деле отсутствуют документы, подтверждающие наличие у ответчика недоимки по страховым взносам в том размере, на который начисляются пени. Таким образом, суд приходит к выводу, что в требования административного истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате пени документально не подтверждены, в связи с чем, являются необоснованными.

Кроме того, истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного Фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.

Согласно п.3 ст.46 Налогового Кодекса РФ в случае непринятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичное положение установлено ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как усматривается из материалов дела, исходя из положений ч.2 ст.286 КАС РФ, ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ, поскольку срок исполнения требований от 10.09.2016г. об уплате пени установлен до 05.11.2016г., настоящее административное исковое заявление подлежало подаче в суд в срок до 05.05.2017г.

Настоящее административное исковое заявление первоначально направлено в Ленинский районный суд г.Ижевска 14.11.2017г.(согласно штампу входящей корреспонденции приемной суда), поступило в Первомайский районный суд г.Ижевска 07.03.2018г. (в соответствии со штампом входящей корреспонденции приемной суда), т.е. изначально инспекция обратилась за пределами установленного законом срока.

Просительная часть административного иска содержит ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления.

Рассматривая данное ходатайство, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока истец суду не представил, длительность пропуска срока – около шести месяцев, кроме того, заявление в суд могло быть подано органом Пенсионного Фонда с последующей заменой взыскателя на налоговый орган, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца о восстановлении пропущенного срока подачи иска о взыскании задолженности по пени.

В силу п.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска необходимо отказать.

Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Первомайский районный суд г. Ижевска.

Судья: С.В. Алабужева