ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1371/20 от 18.11.2020 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1371/2020

Решение

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Погудиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лысьва административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее - налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки, уменьшив свои требования, просил взыскать с административного ответчика налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 12 315 руб. и пени в сумме 52 руб. 65 коп. Требования мотивированы тем, что в налоговый орган налоговым агентом АО КБ «Пойдем!» представлена справка по форме 2-НДФЛ о получении административным ответчиком в 2018 году дохода в сумме 94 732 руб. 92 коп. с указанием кода дохода «Иные доходы». Исчисленный налоговым агентом налог на доходы физических лиц в сумме 12 315 руб. у административного ответчика не удержан. Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 5029068 указанием суммы и срока уплаты налога до 02.12.2019. Однако, в установленный срок административный ответчик не уплатила налог, что повлекло начисление ей пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в сумме 52 руб. 65 коп. В адрес административного ответчика направлено требование № 58354 об уплате недоимки по налогу и пени в срок до 24.02.2020, которое также не было исполнено, что послужило основанием для обращения с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа, а после его отмены - с указанным административным исковым заявлением. Просит иск удовлетворить.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия его представителя.

Административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Так, обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В силу ст.41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц».

При этом, денежное обязательство может возникать в том числе из кредитного договора, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным правовыми актами или договором, в частности прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (п. 1 ст. 407, ст. 415 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Согласно п. 5 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно п.6 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 1, 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заключенного 11.01.2013 кредитного договора ф ОАО КБ «Пойдем!» предоставило ФИО1 кредитные средства в сумме 100 000 руб. под 0,1% в день на срок 60 месяцев (л.д.52-54).

В связи с неисполнением ФИО1 договорных обязательств с нее решением Лысьвенского городского суда Пермского края 23.06.2015 в пользу ОАО КБ «Пойдем!» был взыскан долг по кредитному договору от 11.01.2013 в сумме 91 778 руб. 93 коп. и судебные расходы в сумме 2 953 руб. 36 коп., всего 94 732 руб. 29 коп. (л.д.70-72).

По заявлению взыскателя ОАО КБ «Пойдем!» было возбуждено исполнительное производство ИП о взыскании с должника ФИО1 денежных средств сумме 94 732 руб. 29 коп. В принудительном порядке с должника взыскано 26 573 руб. 34 коп. (л.д.73-77).

11.12.2017 исполнительное производство в отношении ФИО1 окончено в связи с невозможностью его исполнения. Долг ФИО1 перед ОАО КБ «Пойдем!» составил 68 158 руб. 95 коп.

21.05.2018 по заключению ОАО КБ «Пойдем!» долг ФИО1 в сумме 68 158 руб. 95 коп. признан безнадежным, то есть прощен (л.д.55-56).

Таким образом, исходя их вышеуказанных положений закона при прощении кредитором ОАО КБ «Пойдем!» должнику ФИО1 долга, обязанность по уплате которого возникла в силу кредитного договора и вступившего в законную силу решения суда, у должника возникла экономическая выгода в денежной форме, выразившаяся в освобождении его от обязанности возвратить кредитору указанную сумму долга, и, как следствие, в сбережении этой денежной суммы должником в своем распоряжении, из чего следует, что данная денежная сумма в целях налогообложения является его доходом. Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год по ставке 13% на сумму прощенного долга.

ОАО КБ «Пойдем!» исчислило ФИО1 налог на доходы физических лиц в размере 12 315 руб. и в связи с невозможностью удержания налога направило в адрес налогового органа справку по форме 2-НДФЛ, в которой указало сумму прощенного долга 94 732 руб. 29 коп. (по коду дохода 4800) и сумму налога в размере 12 135 руб., подлежащего уплате в бюджет (л.д.31).

В свою очередь, налоговым органом налогоплательщику ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 5029068 от 27.06.2019 с указанием суммы налога на доходы физических лиц подлежащего уплате в бюджет и срока его уплаты до 02.12.2019 (л.д.19,20,21).

Между тем, в установленный в налоговом уведомлении срок ФИО1 налог не уплатила, что повлекло начисление ей пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в сумме в сумме 52 руб. 65 коп. и направление в ее адрес требования № 58354 от 23.12.2019 об уплате недоимки в срок до 24.01.2020 (л.д.15-17,29).

Предъявленное налоговым органом требование об уплате налога и пени административным ответчиком также не было исполнено.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4 пункта 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 пункта 3).

В целях принудительного взыскания с ФИО1 налоговой недоимки налоговый орган 27.03.2020 обратился к мировому судье судебного участка № 5 Лысьвенского судебного района Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа (дело № 2а-533/2020).

Однако, выданный по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 5 Лысьвенского судебного района Пермского края судебный приказ 2а-533/2020 от 31.03.2020, которым с ФИО1 была взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 года и пени, был отменен определением того же мирового судьи от 30.04.2020.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для административного истца обратиться в суд с настоящим административным иском.

Факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 года и пени, установлен в ходе рассмотрения настоящего дела. Доказательств тому, что возложенная на административного ответчика законом обязанность исполнена, в дело не представлено. Порядок и сроки принудительного взыскания налога и пени налоговым органом соблюдены в полном объеме. Обращение налогового органа к мировому судье за взысканием спорной недоимки последовало 27.03.2020, то есть до истечения шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования № 58354 от 23.12.2019 (24.01.2020 + 6 месяцев). С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 21.09.2020, то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента вынесения 30.04.2020 определения об отмене судебного приказа 2а-533/2020 от 31.03.2020 (л.д.3).

Между тем, проверяя расчет заявленных ко взысканию сумм налога и пени суд усматривает допущенную налоговым агентом ошибку в указании полученного ФИО1 дохода. Как установлено судом выше и подтверждается материалами дела, долг ФИО1 перед ОАО КБ «Пойдем!» по кредитному договору от 01.11.2013 составил 68 158 руб. 95 коп., и указанная сумма долга была прощена должнику по заключению от 21.05.2018 (л.д.55). То есть, именно указанная сумма является для ФИО1 экономической выгодой, то доходом в целях налогообложения.

Помимо того, согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы в виде стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, не превышающие 4 000 руб. за налоговый период.

То есть, если отношения кредитора и должника по прощению долга по кредитному договору могут быть в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации квалифицированы как дарение (ст. 572), то в отношении сумм прощенной задолженности может применяться вышеуказанное положение ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, прощение долга может быть признано дарением только в том случае, если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара, то есть безвозмездно.

Исходя из анализа сложившихся между получателем дохода и налоговым агентом правоотношений, учитывая отсутствие в деле доказательств взаимосвязи между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между этими же лицами, направленность воли налогового агента одарить налогоплательщика без каких-либо взаимных обязательств о чем свидетельствует указание в справке 2-НДФЛ на вид дохода, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае полученный налогоплательщиком от прощения долга доход можно расценивать как стоимость подарка.

При таком положении, налогооблагаемая база в рассматриваемом случае подлежит уменьшению на 4000 руб. и составит соответственно 64 158 руб. 95 коп. (68 158 руб. 95 коп. – 4 000 руб.)

Следовательно, сумма налога на доходы физических лиц составит: 8 340 руб. 66 коп. (64 158 руб. 95 коп. х 13%), а сумма пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 - 35 руб. 65 коп.

Именно указанная сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год и пени подлежит взысканию с административного ответчика, в остальной части требования налогового органа не обоснованы.

Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета в размере, установленном пп. 1 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место регистрации: <адрес>,

налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 8 340 рублей 66 копеек и пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в сумме 35 руб. 65 коп.

В остальной части иска отказать

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья: