КОПИЯ
Дело № 2а-1371/2020
70RS0003-01-2020-003979-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Качесовой Н.Н.,
при секретаре Суразовой А.А.,
помощник судьи Аплина О.Ю.,
с участием помощника прокурора Воробьева С.С., представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Томской области к ФИО2 о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока содержания гражданина Республики ... в специальном учреждении «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области» по адресу: <...>, на срок до 20.08.2020 с целью исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 12.03.2020 УМВД России по Томской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации гражданина ФИО2 на основании п.11 ст.31 Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с учетом распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.09.2019 №5255-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы». Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации ФИО2 не имеет. В целях исполнения решения о депортации решением Октябрьского районного суда г.Томска от 20.03.2020 ФИО2 помещен в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области» сроком до 20.05.2020. В связи с введением временных ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции (2019-nCoV), связанных с выездом и въездом на территорию Российской Федерации, авиакомпании временно не осуществляют чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства до отмены данного ограничения.
В судебном заседании представитель административного истца территориального органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд заявление, ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, а также заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы Российской Федерации, в том числе, и нормативные акты, регламентирующие порядок, сроки их пребывания, порядок осуществления ими трудовой деятельности, а также предвидеть возможность наступления негативных последствий при неисполнении законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.
При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Как установлено п.п. 11,12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 15 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, исполнение данного решения либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Приказом МВД РФ и ФМС РФ от 12 октября 2009 года № 758/240 "Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства" предусмотрено, что при отсутствии у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, либо если срок действия данных документов истек, территориальным органом ФМС России в дипломатическом представительстве или консульском учреждении соответствующего иностранного государства оформляется также свидетельство о возвращении иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Закона).
В соответствии с ч. 6. ст. 32.2 Закона временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В судебном заседании установлено, что приговором Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 07.12.2017 ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.134 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 3 (трёх) лет 1 (одного) месяца лишения свободы, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
17.09.2019 Министерством Юстиции Российской Федерации было принято распоряжение № 5255-рн о нежелательности пребывания гражданина ... ФИО2, ... на территории Российской Федерации.
Решением УМВД России по Томской области от 12.03.2020 № 16 постановлено депортировать гражданина Республики Узбекистан ФИО2 за пределы Российской Федерации в страну гражданской принадлежности - Республику Узбекистан.
ФИО2, будучи уведомленным о принятых решениях, в установленном законом порядке их не обжаловал.
Факт отсутствия у ФИО2 законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации подтверждается также распоряжением Министерством Юстиции Российской Федерации от 22.10.2018 № 7122-рн, досье на иностранного гражданина от 10.03.2020, сообщением ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области от 27.02.2020 № 72/ТО/3/7-2233, копией паспорта ФИО2, заключением об установлении личности иностранного гражданина от 10.03.2020, опросным листом от 15.06.2018, ответом за запрос от 09.07.2018 №55/11817, и не оспаривалось ФИО2 в судебном заседании.
Согласно справке от 20.03.2020 ФИО2 освобожден по отбытию срока наказания 20.03.2020.
Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 20.03.2020 административный ответчик помещен в специальное учреждение "Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области" по адресу: <...> на срок до 20.05.2020.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрены мероприятия, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории России. Данный федеральный закон распространяет своё действие на любые общественные отношения и правоотношения, возникающие в том числе в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовой формы и населения. Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Так, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 и от 02 апреля 2020 года № 239 период с 30 марта по 30 апреля 2020 года объявлен нерабочими днями.
Согласно письму ГУ МВД России по Новосибирской области от 03.04.2020 №54/8328 с 27.03.2020 по решению правительства РФ авиакомпании Российской Федерации, находящиеся в аэропорту «Толмачево» г.Новосибирска временно не осуществляют чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства до отмены данного ограничения.
Учитывая вышеизложенное, исполнить решение УМВД России по Томской области о депортации ФИО2 в настоящее время не представляется возможным по причинам, независящим от административного истца. При этом доказательств возможности самостоятельного выезда ФИО2 из страны не представлено.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Учитывая указанные положения закона, наличие в отношении ФИО2 решения о нежелательности пребывания и о депортации за пределы Российской Федерации, которые им не обжалованы, а также то, что он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и документов, кроме того, обстоятельства, положенные в основу судебного решения о помещении административного ответчика в специальное учреждение, не изменились, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Поскольку депортация заключается в принудительной высылке иностранного гражданина из Российской Федерации, однако в настоящее время аэропорт «Толмачево» г.Новосибирска временно не осуществляет чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства, суд считает возможным продлить ему срок содержания в специальном учреждении «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области» по адресу: <...>, до 20.08.2020.
Согласно ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 269 КАС РФ, суд,
решил:
административный иск Управления МВД России по Томской области к ФИО2 о продлении срока содержания лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении удовлетворить.
Продлить гражданину Республики Узбекистан ФИО2, ... срок содержания в специальном учреждении "Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области" по адресу: <...>, с целью исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации на срок до 20 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: (подпись) Н.Н. Качесова
Мотивированный текст решения изготовлен 20 мая 2020 года.
Председательствующий судья: (подпись) Н.Н. Качесова
Копия верна. Судья Н.Н. Качесова Секретарь: А.А. Суразова «____» ____________ 20______ года |
Оригинал находится в деле №2а-1371/2020 Октябрьского районного суда г. Томска.