ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1371/2022 от 20.07.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-1371/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Крымск 20 июля 2022 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Петенко С.В.,

при секретаре Собакиной Л.В.,

с участием представителя административного истца ФИО5,

представителя административного ответчика администрации Крымского городского поселения - ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к администрации Крымского городского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Крымского городского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок.

Свои требования мотивирует тем, что он является ветераном боевых действий. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес администрации Крымского городского поселения заявление о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в собственность, бесплатно, для строительства индивидуального жилого дома. Уведомлением администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, административному истца отказано в удовлетворении его заявления, поскольку административный истец не относится ни к одной категории граждан, имеющей право на получение земельного участка бесплатно в постоянное бессрочное пользование. ФИО2 не согласен с данным уведомлением, в связи с чем, просит суд признать незаконным отказ администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО2 земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в собственность, бесплатно, для строительства индивидуального жилого дома. Обязать администрацию Крымского городского поселения предоставить ФИО2 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в собственность, бесплатно, для строительства индивидуального жилого дома.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщил. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца ФИО2 - ФИО5 заявленные требования поддержала в полном объеме, их предмет и основание не изменяла.

Представитель административного ответчика – администрации Крымского городского поселения – ФИО6 в судебном заседании административные исковые требования ФИО2 не признала, суду пояснила, что ФИО2, в своем заявлении просил предоставить ему земельный участок бесплатно, в постоянное бессрочное пользование, поскольку относиться к льготной категории граждан, однако, к данной категории граждан он не относиться, а в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 14 ЗК РФ, ФИО2 имеет право на получение земельного участка в аренду с разрешенным видом использования «для ведения садоводства и огородничества», однако, с соответствующим заявлением административный истец в администрацию не обращался.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования ФИО2 не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением .

ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил заявление в администрацию Крымского городского поселения о предоставлении ему земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в собственность, бесплатно, для строительства индивидуального жилого дома, в котором просил орган местного самоуправления предоставить ему бесплатно земельный участок в постоянное бессрочное пользование и предоставить перечень свободных земель, подходящих для индивидуального жилищного строительства, для реализации права на льготы.

По результатам рассмотрения обращения административного истца, административным ответчиком направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ/з, в котором ФИО2 разъяснено о том, что порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ, в соответствии с п. 1 данной статьи, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Однако, в заявлении ФИО2, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, цель использования земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Заявитель ФИО2 не относится ни к одной из вышеуказанных категорий, то есть предоставление земельного участка на заявленном виде права - постоянное (бессрочное) пользование, не соответствует нормам действующего законодательства. Также ФИО2 разъяснено, что после устранения всех перечисленных обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению, он вправе вновь обратиться в администрацию Крымского городского поселения , с соответствующим заявлением. По вопросу предоставления перечня свободных земельных участков, в целях индивидуального жилищного строительства на территории Крымского городского поселения ФИО2 сообщено, что необходимые ему сведения, возможно, получить из информационных ресурсов, «публичная кадастровая карта», «справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», содержащихся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении, в связи с этим прав административного истца, указанной совокупности обстоятельств по настоящему делу не установлено.

Так, согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется, в частности, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.

Бесплатное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий указанным законом не предусмотрено.

Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданину в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Согласно пп. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что предоставление земельного участка (в частности, для ведения садоводства) без проведения торгов в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. ст. 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», осуществляется на правах аренды.

Из заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок испрашивался им в виде предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в постоянное пользование, в том числе, для строительства индивидуального жилого дома. При этом, как следует из выше приведенных норм закона и пояснений административного ответчика, ФИО2 имеет право на получение земельного участка в аренду с разрешенным видом использования «для ведения садоводства и огородничества», однако, соответствующее заявление административного истца администрацией Крымского городского поселения , при принятии оспариваемого решения, не рассматривалось.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что действующее законодательство ветеранам боевых действий предоставляет преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, а также первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставить земельный участок под указанные заявителем цели, в частности, льготным категориям граждан, в связи с чем, ответ администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ/з, оспариваемый ФИО2, представляется законным и обоснованным.

Из определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О следует, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является ФИО1 (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения, в предусмотренных законом случаях (ст. 39), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и поддержки.

При том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, приостановление действия таких льгот, как и их отмена для соответствующих категорий граждан относятся к дискреционным полномочиям законодателя.

Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд, применительно к ст. 227 КАС РФ приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО2, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации Крымского городского поселения о признании незаконным отказа администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО2 земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, в собственность, бесплатно, для строительства индивидуального жилого дома и возложении обязанности на администрацию Крымского городского поселения предоставить ФИО2 земельный участок - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным деламвого суда через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: С.В. Петенко