Решение
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород Бжезовская И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к учредителю средства массовой информации сетевого издания «roody.pro» обществу с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп», учредителю общества с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп» Жалялову Р. Р., учредителю общества с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп» обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Горизонт» о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации сетевого издания «roody.pro» недействительным,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что [ 00.00.0000 ] Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было зарегистрировано средство массовой информации «roody.pro», в подтверждение данного факта выдано свидетельство о регистрации серии [ № ]. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием; под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Роскомнадзором установлено, что неосуществление средства массовой информации «Красиво сказано» в течение одного года с момента последнего выхода зарегистрированного средства массовой информации в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О СМИ» учредителем либо редакцией средства массовой информации деятельности по производству и распространению сетевого издания (не используется СМИ). Информация о деятельности редакции СМИ «roody.pro» не отражена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанными обстоятельствами подтверждается неосуществление редакцией СМИ деятельности по производству и распространению периодического сетевого издания «roody.pro». Учредитель СМИ «roody.pro» - Общество с ограниченной ответственностью «МоноМедиа Групп» (ИНН: [ № ], ОГРН: [ № ], адрес: [ адрес ], помещение П6, офис 10, генеральный директор Жалялов Р. Р.). Адрес редакции СМИ «roody.pro»: [ адрес ]
На основании изложенного истец просит суд признать регистрацию сетевого издания «roody.pro» от [ 00.00.0000 ] серия [ № ] недействительной.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены в порядке ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Жалялов Р.Р., общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Горизонт».
От административного истца, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в порядке упрощенного (письменного) производства.
В ходе рассмотрения дела от административных ответчиков не поступило возражений против рассмотрения настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
На основании статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
В силу абзаца девятого части 1 статьи 2 и части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" для осуществления редакцией производства и выпуска средства массовой информации необходима государственная регистрация средства массовой информации. Исключение составляют перечисленные в статье 12 этого Закона случаи освобождения средств массовой информации от государственной регистрации.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1, средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.
На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.
Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.
Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации. Форма выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае:
1) если представленные заявителем в регистрирующий орган в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сведения не соответствуют действительности;
2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации;
4) если имела место повторная регистрация средства массовой информации.
Регистрирующий орган обращается в суд с административным исковым заявлением о признании регистрации средства массовой информации недействительной.
В течение пяти рабочих дней с момента поступления в регистрирующий орган вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации средства массовой информации недействительной регистрирующий орган вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В соответствии с требованиями ст. 20 Закона РФ «О средствах массовой информации» копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
В силу изложенного основным условием признания недействительной регистрации средства массовой информации по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 статьи 15 Закона РФ "О средствах массовой информации", является установление факта того, что средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года и если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации. Однако в Законе РФ "О средствах массовой информации" отсутствует определение понятия "выход в свет". Статьей 26 данного Закона РФ лишь установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Вместе с тем, в статье 1268 Гражданского кодекса РФ закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Тем самым, выход в свет средства массовой информации предполагает изготовление и выпуск в обращение путем распространения продукции (в данном случае – сетевого издания) после получения соответствующего разрешения главного редактора средства массовой информации на это.
В силу статьи 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ, производители документов в целях последующего распределения изданий между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют через полиграфические организации в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) (часть 2 статьи).
В судебном заседании установлено, что [ 00.00.0000 ] средству массовой информации «roody.pro» свидетельство о регистрации серии [ № ] выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель СМИ «roody.pro» - Общество с ограниченной ответственностью «МоноМедиа Групп» (ИНН: [ № ], ОГРН: [ № ], адрес: [ адрес ], генеральный директор Жалялов Р. Р.).
Адрес редакции СМИ «roody.pro»: [ адрес ].
Документы на перерегистрацию СМИ «roody.pro» в регистрирующий орган не поступали, что подтверждается материалами настоящего административного дела.
Форма распространения СМИ – сетевое издание. Тематика СМИ «roody.pro», заявленная при регистрации – «Недвижимость, строительство, ремонт, архитектура, информационно-аналитическая, культурно-просветительская; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статус данного средства информации - является действующим.
Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет. При рассмотрении дел о распространении массовой информации через такие сети судам необходимо учитывать следующее.
Положения Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" могут применяться к этим отношениям только с учетом особенностей распространения информации через такие сети (например, отсутствия продукции средства массовой информации, указанной в абзаце шестом части 1 статьи 2 этого Закона - тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельного выпуска радио- и телепрограммы, тиража или части тиража аудио- или видеозаписи программы). Следует учитывать, что к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети.
Управление Роскомнадзора осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.
Материалами дела подтверждается, что на основании планового систематического наблюдения в отношении указанного средства массовой информации при осуществлении государственного надзора в сфере средств массовой информации при переходе по ссылке доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «roody.pro» было установлено, что деятельность редакции СМИ «roody.pro» не осуществляется.
Как следует из результатов проведения проверки сотрудниками Роскомнадзора соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в ходе проведения планового мероприятия надзора и контроля в отношении сетевого издания «roody.pro», свидетельство о регистрации от [ 00.00.0000 ] серии [ № ], в ходе проведении выявлены признаки нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации: выявлено неосуществление деятельности со стороны редакции СМИ «roody.pro», нарушение периодичности (более 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации СМИ и (или) последнего выхода в свет СМИ), а также не предоставление устава редакции средства массовой информации в регистрирующий орган.
Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих факт выпуска указанного сетевого издания, с заявленными при регистрации средства массовой информации сведениями о тираже, факт изготовления и распространения продукции данного средства массовой информации (по подписке, путем продажи или раздачи, через телекоммуникационные сети), в материалы дела не представлено.
Информация о деятельности редакции СМИ не отражена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, подтверждается неосуществление редакцией СМИ деятельности по производству и распространению сетевого издания «roody.pro». Учредитель не воспользовался предоставленным правом на производство и распространение продукции средства массовой информации, а также редакцией не предоставлен устав редакции средства массовой информации в регистрирующий орган.
Таким образом, на основании вышеприведенных обстоятельств судом установлено неосуществление средством массовой информации деятельности по производству и распространению продукции – сетевого издания «roody.pro» более одного года, а также не предоставление устава редакции средства массовой информации в регистрирующий орган, что в силу пунктов 2, 3 статьи 15 Закона РФ «О средствах массовой информации», является основанием для признания недействительной регистрации сетевого издания «Красиво сказано».
Административный истец в силу вышеприведенных положений действующего законодательства осуществляет полномочия по регистрации средств массовой информации, в связи с чем вправе обращаться в суд с данным административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к учредителю средства массовой информации сетевого издания «roody.pro» обществу с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп», учредителю общества с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп» Жалялову Р. Р., учредителю общества с ограниченной ответственностью «Моно Медиа Групп» обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Горизонт» о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации сетевого издания «roody.pro» недействительным, удовлетворить.
Признать недействительной регистрацию средства массовой информации сетевого издания «roody.pro» свидетельство от [ 00.00.0000 ] серия [ № ], выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Бжезовская