ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1372/18 от 04.12.2018 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-1372/2018

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2018 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Рубана В.В.

при секретаре Корнеевой Н.А.,

с участием:

заместителя прокурора <адрес>

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к Совету депутатов сельского поселения <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства об инвестиционной деятельности было установлено, что административным ответчиком, являющимся представительным органом сельского поселения <адрес> в нарушение положений части 2 статьи 19 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не разработан и не утвержден Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов; административный ответчик, не принимая мер к разработке и утверждению Порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам, не реализует возложенные на него полномочия в сфере бюджетного и инвестиционного законодательства.

Выявленные прокурором нарушения закона свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия. Отсутствие вышеуказанного Порядка, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных гарантий, означает допустимость произвольной организации работы органов местного самоуправления в инвестиционной сфере; при отсутствии данного Порядка не будут обеспечены и гарантированы права заявителей.

Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения <адрес>, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствии с действующим законодательством в части разработки и утверждения порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета.

Обязать Совет депутатов сельского поселения <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Совета депутатов сельского поселения <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; глава сельского поселения <данные изъяты> направил в суд возражения на административное исковое заявление из которого следует, что Совет депутатов сельского поселения <данные изъяты> от <дата> признан неправомочным, в связи с чем до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, утверждающий порядок предоставления муниципальной гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета; просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, заслушав заместителя прокурора <адрес>, исследовав представленные материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно статьи 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании частей 1 - 3 статьи 52 указанного Закона, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 14 указанного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Согласно статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

На основании статьи 6 указанного кодекса государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

В силу статей 9 и 21 указанного кодекса к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится предоставление муниципальных гарантий. Муниципальные гарантии относятся к расходам бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 115 указанного кодекса государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать: надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства); возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Пунктом 5 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ определены требования к государственной или муниципальной гарантии.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В силу части 1 статьи 19 указанного закона регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных, внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно части 2 статьи 19 указанного закона органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Устава сельского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов СП <адрес> от <дата><номер>, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

В силу положений статьи 26 Устава представительным органом местного самоуправления сельского поселения <адрес> является Совет депутатов сельского поселения <адрес>.

Требования прокурора основаны на нормах федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», что свидетельствует о том, что в течение длительного времени Советом депутатов сельского поселения <адрес> нормативно правовая база в части разработки и утверждения порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета, не приведена в соответствие с действующим законодательством; правовой акт, утверждающий порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета административным ответчиком не разработан и не принят, что подтверждается сообщением главы муниципального образования <данные изъяты> (л.д. 14); доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая, что не приведение нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством (отсутствие вышеуказанного Порядка, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных гарантий) означает допустимость произвольной организации работы органов местного самоуправления в инвестиционной сфере, а также то, что при отсутствии данного Порядка не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, субъектов инвестиционной деятельности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы главы сельского поселения <данные изъяты> со ссылкой на решение <данные изъяты> от <дата>, которым Совет депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> третьего созыва признан неправомочным, не может являться основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку в силу положений статьи 26 Устава Совет депутатов сельского поселения <данные изъяты> является самостоятельным юридическим лицом, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата>; сведений о прекращении деятельности юридического лица в указанном реестре не содержится.

Кроме того, решением <данные изъяты> от <дата><номер> досрочные выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения <адрес><данные изъяты> признаны состоявшимися, результаты выборов – действительными; в Совет депутатов сельского поселения <адрес> избрано 10 депутатов. Таким образом, период, в который отсутствовал правомочный Совет депутатов сельского поселения <адрес>, является незначительным, что при установленных судом обстоятельствах не может служить основанием для освобождения административного ответчика от возложенной на него законом обязанности.

Прокурором заявлено требование о возложении обязанности на Совет депутатов сельского поселения <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета.

В соответствии с положениями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая изложенное, суд, с учетом времени, необходимого для разработки и принятия правового акта, утверждающего порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета, находит заявленный прокурором период времени для исполнения решения достаточным и устанавливает срок два месяца со дня вступления решения в законную силу для устранения нарушений действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения <адрес>, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета.

Возложить на Совет депутатов сельского поселения <адрес> обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения закона, путем разработки и принятия правового акта, утверждающего порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Рубан