Дело №2а-1373/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Пермскому краю к Россолову О.В. о взыскании недоимки по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Россолову О.В., ИНН 590804337502, о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, в том числе: налога за 2014 год в размере 203 руб., налога за 2015 год в размере 203 руб., пени за 2015 год в размере 7,10 руб., а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.
В обоснование административного иска указано, что Россолов О.В. является плательщиком земельного налога. Инспекцией налогоплательщику исчислен к уплате земельный налог за 2014 год в размере 203 руб. по сроку уплаты не позднее 01 октября 2015 года и земельный налог за 2015 год в размере 203 руб. по сроку уплаты не позднее 01 декабря 2016 года. В адрес должника направлены налоговые уведомления от 01 мая 2015 года №, от 29 июля 2016 года №. В установленные сроки ответчик земельный налог не уплатил. На основании ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление налога за 2015 год начислены пени в размере 7,10 руб. Указанная недоимка предъявлена к уплате по требованиям № от 10 ноября 2015 года и № от 17 марта 2017 года, включена в заявление на судебный приказ. При этом в требованиях № от 21 января 2015 года и № от 18 февраля 2015 года была включена недоимка по земельному налогу в размере 189 руб. и пени в сумме 54,37 руб., начисленные на недоимку по земельному налогу, образовавшуюся до 01 января 2015 года, которые на момент формирования заявления на выдачу судебного приказа № от 06 июля 2018 года не были уплачены в бюджет, в связи с чем списаны в соответствии со ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании принятия налоговым органом решения. За Россоловым О.В. числится недоимка по земельному налогу за 2014 – 2015 годы в сумме 406 руб., и задолженность по пени за 2015 год в сумме 7,10 руб. На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, пени: № от 21 января 2015 года, № от 18 февраля 2015 года, № от 10 ноября 2015 года, № от 17 марта 2017 года. Сроки исполнения требований установлены соответственно до 05 марта 2015 года, 03 апреля 2015 года, 22 декабря 2015 года и 12 мая 2017 года. Требования налогоплательщиком не исполнены. В соответствии с тем, что сумма задолженности не превысила 3000 руб., а трехлетний срок исполнения самого раннего требования от 21 января 2015 года № со сроком его исполнения 05 марта 2015 года истек 05 марта 2018 года, следовательно, инспекция была вправе обратиться в суд до 05 сентября 2018 года. Заявление № на выдачу судебного приказа сформировано налоговым органом 06 июля 2018 года, то есть в установленный срок, но подано в суд 21 ноября 2018 года, то есть с пропуском установленного срока, допущенным по уважительным причинам: установление реальной задолженности, подлежащей взысканию через суд, в результате технических неполадок (не проведение программным комплексом – налоговый автомат – автоматического списания пени по имущественным налогам за 2009 – 2013 гг.). При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока инспекцией не подавалось. Мировым судьей судебного участка № заявление инспекции о вынесении судебного приказа не принято к производству и возвращено для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №5 по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Россолов О.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.6 ст.289 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.286 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст.57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п.1 и п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено п.2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (п.6 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Анализ взаимосвязанных положений п.п.1 – 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п.п. 2, 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Из материалов административного дела следует, что Россолов О.В., является собственником земельного участка, расположенного на территории, подведомственной Межрайонной ИФНС №5 по Пермскому краю (ИФНС №): <адрес>, с 31 декабря 1995 года по настоящее время, в связи с чем в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик признается налогоплательщиком земельного налога.
Согласно ч.2 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен данный налог.
В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для физического лица, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет - государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п.1 ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований, земельный налог за налоговый период 2014 года подлежит уплате в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, за налоговый период 2015 года – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации;
налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
В соответствии со ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю Россолову О.В. исчислен земельный налог: на основании налогового уведомления № от 01 мая 2015 года за 2014 год в размере 203 руб. по сроку уплаты не позднее 01 октября 2015 года; на основании налогового уведомления № от 29 июля 2016 года за 2015 год в размере 203 руб. по сроку уплаты не позднее 01 декабря 2016 года.
Обязанность по уплате земельного налога за 2014 и 2015 годы в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиком не исполнена.
На основании ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление налога за 2014 год и 2015 год начислены пени в размере 61,47 руб., в том числе: 8,60 руб. (включены в требование № от 21 января 2015 года), 41,26 руб. (включены в требование № от 10 ноября 2015 года), 4,51 руб. (включены в требование № от 18 февраля 2015 года), 7,10 руб. (включены в требование № от 17 марта 2017 года).
Указанная недоимка предъявлена к уплате по требованиям № от 10 ноября 2015 года и № от 17 марта 2017 года.
При этом в требованиях № от 21 января 2015 года и № от 18 февраля 2015 года была включена недоимка по земельному налогу в размере 189 руб. и пени в сумме 54,37 руб., начисленные на недоимку по земельному налогу, образовавшуюся до 01 января 2015 года, которые на момент формирования заявления на выдачу судебного приказа № от 06 июля 2018 года не были уплачены в бюджет, в связи с чем списаны в соответствии со ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании принятия налоговым органом решения.
На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, пени: № от 21 января 2015 года, № от 18 февраля 2015 года, № от 10 ноября 2015 года, № от 17 марта 2017 года. Сроки исполнения требований установлены соответственно до 05 марта 2015 года, 03 апреля 2015 года, 22 декабря 2015 года и 12 мая 2017 года.
Требования налогового органа в добровольном порядке в установленный срок не исполнены.
В связи с неисполнением Россоловым О.В. в добровольном порядке указанных выше требований налоговый орган 23 ноября 2018 года обратился к мировому судье судебного участка № с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Россолова О.В.
23 ноября 2018 года мировым судьей судебного участка № вынесено определение об отказе в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю о взыскании недоимки с должника Россолова О.В. в связи с обращением с данным заявлением по истечении шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения самого раннего налогового требования и не представлением административным истцом заявления о восстановлении пропущенного срока и доказательств уважительности пропуска срока.
В настоящее время за Россоловым О.В. числится недоимка по земельному налогу за 2014 – 2015 годы в сумме 406 руб.
Судом по настоящему делу установлено, что срок исполнения самого раннего налогового требования об уплате Россоловым О.В. земельного налога и пени (требование № от 21 января 2015 года со сроком исполнения до 05 марта 2015 года) в сумме, не превышающей 3000 руб., истек 05 марта 2018 года. Следовательно, налоговый орган был вправе обратиться в суд до 05 сентября 2018 года.
Однако налоговый орган направил заявление к мировому судье о вынесении судебного приказа позднее указанного срока (дата входящей корреспонденции – 23 ноября 2018 года), то есть со значительным пропуском шестимесячного срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обстоятельство пропуска срока для обращения в суд административным истцом не оспаривается, в связи с чем последним заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В обоснование ходатайства указано, что срок при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании с Россолова О.В. недоимки по земельному налогу за 2014 – 2015 годы пропущен налоговым органом по уважительным причинам, не зависящим от воли налогового органа, а именно:
вступившие в силу с 04 апреля 2013 года изменения в ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения суммы задолженности по обязательным платежам с суммы 1500 руб. до суммы 3000 руб., с которой начинается процедура взыскания, повлекли значительное увеличение количества дел для взыскания задолженности;
в связи с передачей налоговым органам с 01 января 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование осуществлена передача плательщиков страховых взносов, в том числе более 2 тыс. организаций и более 4 тыс. индивидуальных предпринимателей и физических лиц, утративших статус ИП, но имеющих задолженность по страховым взносам;
в связи с реорганизацией 10 мая 2017 года Межрайонной ИФНС России № в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю к территории, подведомственной последней, произошло присоединение четырех муниципальных районов, в связи с этим на учете в инспекции стало числиться более 240 тыс. физических лиц.
Все указанное привело к многократному увеличению объемов различных документов, в том числе заявлений на выдачу судебных приказов и административных исковых заявлений. Кроме того, применение дальнейших мер принудительного взыскания было приостановлено в связи с началом действия с 29 декабря 2017 года внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по налогам, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженности по пеням на такую недоимку и проведением ИФНС России указанного списания недоимки в несколько этапов из-за технических ошибок и сбоев соответствующего программного обеспечения.
Рассмотрев ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока, суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, поскольку административным истцом не приведено уважительных причин, объективно препятствующих обратиться в суд в течение установленного законом срока, в связи с чем суд считает ходатайство не подлежащим удовлетворению. Налоговый орган является юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, и налоговый орган должен был принять все возможные меры для своевременного обращения в суд и взыскания недоимки по земельному налогу.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Россолова О.В. суммы земельного налога за 2014 год и за 2015 год в общем размере 406 руб. в связи с пропуском установленного шестимесячного срока без уважительных причин, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю.
Суд отмечает, что в силу положений п.1 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации принятие судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (пени) и, соответственно, основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом, поскольку в данном случае налоговая задолженность (недоимка) признается безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Пермскому краю к Россолову О.В. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 203 руб., за 2015 год в размере 203 руб., пени за 2015 год в размере 7,10 руб., отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья А.А. Каменщикова