ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1374/2022 от 19.09.2022 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Административное дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2022 г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Руденской Е.С., при секретаре Бендюковой Р.А., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков за плату, возложении обязанностей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №...т от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1.1 которого администрация Новосибирского района Новосибирской области (арендодатель) предоставляет, а ФИО1 (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., площадью 1 001 кв.м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №.... Разрешенное использование участка - для индивидуального жилищного строительства. В силу п. 2.1 договор аренды земельного участка №...т от ДД.ММ.ГГГГ заключен сроком на 20 лет с даты подписания договора. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером. №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №... зарегистрировано за ФИО1, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации. Согласно подп. 5.1.2 пункта 5.1 договора аренды земельного участка арендатор имеет право возводить строения в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№... администрация Новосибирского района Новосибирской области уведомила ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №..., Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, №.... На арендуемом земельном участке административный истец возвел объект недвижимости - здание; наименование объекта недвижимости - объект индивидуального жилищного строительства; назначение: жилое; площадь: 15,7 кв.м, количество этажей: 1; год завершения строительства: 2021; местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>. В связи с созданием объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО4 выполнены кадастровые работы и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план здания. Право собственности на здание, кадастровый №..., площадь: 15,7 кв.м, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату. Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ№... отказала в предоставлении земельного участка в собственность за плату, указав, что на спорном земельном участке возведен объект, который не может являться жилым домом, так как непригоден для проживания, а также площадь застройки испрашиваемого земельного участка не соответствует минимальному проценту застройки.

Также между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №...т от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1.1 которого администрация Новосибирского района Новосибирской области (арендодатель) предоставляет, а ФИО1 (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., площадью 1 000 кв.м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, <адрес>. Разрешенное использование участка - для индивидуального жилищного строительства. В силу п. 2.1 договор аренды земельного участка №...т от ДД.ММ.ГГГГ заключен сроком на 20 лет с даты подписания договора. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №... зарегистрировано за ФИО1 В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№... администрация Новосибирского района Новосибирской области уведомила ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №..., Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, №.... На арендуемом земельном участке административный истец возвел объект недвижимости - здание; наименование объекта недвижимости - объект индивидуального жилищного строительства; назначение: жилое; площадь: 14,8 кв. м., количество этажей: 1; год завершения строительства: 2021; местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>. В связи с созданием объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО4 выполнены кадастровые работы и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план здания. Право собственности на здание, кадастровый №..., площадь: 14,8 кв. м., расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату. Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ№... отказала в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Также между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №... от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1.1 которого администрация Новосибирского района Новосибирской области (арендодатель) предоставляет, а ФИО1 (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., площадью 1 998 кв.м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №.... Разрешенное использование участка - для индивидуального жилищного строительства. В силу п. 2.1 договор аренды земельного участка №...т от ДД.ММ.ГГГГ заключен сроком на 20 лет с даты подписания договора. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №... зарегистрировано за ФИО1 В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№... администрация Новосибирского района Новосибирской области уведомила ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №..., Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, №.... На арендуемом земельном участке административный истец возвел объект недвижимости - здание; наименование объекта недвижимости - объект индивидуального жилищного строительства; назначение: жилое; площадь: 14,0 кв.м, количество этажей: 1; год завершения строительства: 2021; местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>. В связи с созданием объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО4 выполнены кадастровые работы и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план здания. Право собственности на здание, кадастровый №..., площадь: 14 кв.м, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату на основании подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером №..., местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №.... Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ№... отказала в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Считает, что отказы в предоставлении в собственность трех земельных участков противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы административного истца, обладающего исключительным правом на предоставление испрашиваемых земельных участков в собственность без проведения торгов, как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.

Административный истец возвел объекты недвижимости на предоставленных ему в аренду земельных участках, в соответствии с категорией земли (земли населенных пунктов) и разрешенным использованием земельного участка (для индивидуального жилищного строительства).

Представленные выписки из ЕГРН содержат сведения о характеристиках объектов и сведения о зарегистрированных правах, из которых следует, что произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на три объекта индивидуального жилищного строительства. Право собственности ФИО1 на индивидуальные жилые дома в судебном порядке не оспорено.

Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлениями о предоставлении земельных участков его право собственности на расположенные на этих участках объекты индивидуального жилищного строительства были зарегистрированы, в ЕГРН содержатся сведения о расположении указанных зданий на испрашиваемых земельных участках, доказательства невозможности нахождения этих объектов на земельных участках отсутствуют, что в силу ст. 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорных земельных участков в собственность без проведения торгов.

Административный ответчик не доказал, что возведенное здание не является жилым домом и непригодно для проживания.

Кроме того, ФИО1 имеет намерение на реконструкцию жилых домов, построенных на испрашиваемых земельных участках, с целью увеличения их площади, что подтверждается уведомлениями администрации о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве на земельных участках объекта индивидуального жилищного строительства, администрация уведомила ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорных земельных участках, что свидетельствует также о соответствии размера земельного участка и площади разрешенного строительства индивидуального жилого дома.

Действующий на момент согласования строительства объекта индивидуального жилищного строительства градостроительный регламент (Правила землепользования и застройки) соответствующие ограничения не устанавливал.

Доказательством обоснования размера испрашиваемого земельного участка являются также договоры аренды земельных участков. Поскольку, ранее ФИО1 получил спорные земельные участки площадью 1 000 кв.м, 1 001 кв.м, 1 998 кв.м в аренду для индивидуального жилищного строительства, то предоставление этих земельных участков в собственность для аналогичных целей той же площади является правомерным.

Несоответствие площади земельного участка площади, необходимой для эксплуатации расположенного на данном участке объекта, влечет иные правовые последствия, а не отказ административному истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка.

Просил признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №...; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №...; признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №...; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №...; признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №...; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №....

Истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала. Пояснила, что право собственности на объекты уже зарегистрировано в установленном законом порядке в Росреестре. С заключением экспертизы не согласна, просит исключить ее из числа доказательств на основании ст. 61 КАС РФ.

Представитель ответчика администрации Новосибирского района Новосибирской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Пояснила, что строения не капитальные, являются не пригодными для постоянного проживания, земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен срочный договор аренды земельного участка №...т пользовании земельным участком, площадью 1 001 кв.м с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздолненский сельсовет, <адрес>, участок №..., разрешенное использование участка: для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок предоставлен в пользование сроком на 20 лет (том 1 л.д.12-14).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, площадью 15,7 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д. 16-17).

Из технического плана здания следует, что объект имеет назначение - жилое, 2021 года постройки, материал наружных стен – смешанный, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д.23-32).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен срочный договор аренды земельного участка №...т пользовании земельным участком, площадью 1 000 кв.м с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздолненский сельсовет, <адрес>, участок №..., разрешенное использование участка: для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок преоставлен в пользование сроком на 20 лет (том 1 л.д.36-38).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, площадью 14,8 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д. 40-41).

Из технического плана здания следует, что объект имеет назначение - жилое, 2021 года постройки, материал наружных стен – смешанный, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д. 47-56).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 заключен срочный договор аренды земельного участка №...т пользовании земельным участком, площадью 1 998 кв.м с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздолненский сельсовет, <адрес>, участок №..., разрешенное использование участка: для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок предоставлен в пользование сроком на 20 лет (том 1 л.д.60-62).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, площадью 14 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д. 64-65).

Из технического плана здания следует, что объект имеет назначение - жилое, 2021 года постройки, материал наружных стен – деревянный, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес> (том 1 л.д. 72-81).

Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что имеет право на приобретение указанных земельных участков в собственность, поскольку является собственником расположенных на них жилых домов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Анализ вышеприведенных норм земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для предоставления земельного участка в собственность по основаниям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка.

Таким образом, гражданин, владеющий земельным участком для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только после окончания строительства указанного объекта недвижимости, поскольку законом не предусмотрено право на приобретение за плату земельного участка арендатором, имеющим на праве собственности строения, не соответствующие целевому назначению земельного участка.

Такое ограничение прав арендаторов отвечает задачам стимулирования освоения земельных участков в соответствии с их целевым назначением: строительства жилья, а также целям защиты государственной и муниципальной собственности от злоупотреблений со стороны арендаторов.

Согласно договорам аренды земельные участки предоставлены истцу для индивидуального жилищного строительства, то есть целевое назначение земельных участков строительство жилых домов.

Поскольку ответчиком оспаривалось назначение расположенных на земельных участках объектов, принадлежащих истцу, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика назначена судебная строительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФБУ СРЦ СЭ при Минюсте России, ДД.ММ.ГГГГ определением суда произведена замена экспертного учреждения на ООО «Мидель».

Согласно заключению судебной экспертизы №... от ДД.ММ.ГГГГ объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., обладает признаками объекта недвижимого имущества только в отношении наличия прочной связи объекта с землей. Перемещение объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., возможно без влияния на его назначение. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., обладает признаками объекта капитального строительства только в отношении наличия заглубленных фундаментов. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не обладает признаками объекта капитального строительства в отношении фактического наличия сборно-разборных несущих и ограждающих конструкций. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует следующим требованиям СП 55.13330.2016, предъявляемым к жилым домам: п. 4.5 СП 55.13330.2016 в отношении состава помещений в жилом доме - в объекте экспертизы отсутствуют жилые комнаты и вспомогательные помещения, фактически объект экспертизы представляет из себя одно помещение; п. 6.1 СП 55.13330.2016 в отношении площадной характеристики помещений, которые должны входить в состав жилого дома - имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения жилой комнаты и вспомогательных помещений с минимальной площадной характеристикой; п. 6.2 СП 55.13330.2016 в отношении высоты жилых помещений и кухни в климатическом подрайоне IB Новосибирской области - высота помещения объекта экспертизы составляет менее 2,5 м. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует следующим требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., предъявляемым к жилым домам: п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объекта инженерными системами - в объекте экспертизы отсутствуют инженерные системы, а именно: системы хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, системы водоотведения; п. 20 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объемно-планировочных решений жилых помещений и их расположения в жилом доме - имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения с минимальной площадью комнат и вспомогательных помещений; п. 22 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении высоты жилых помещений и кухни в климатическом подрайоне в Новосибирской области - высота помещения объекта экспертизы составляет менее 2,5 м. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в отношении минимального процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером №... - процент застройки земельного участка составляет менее 5%.

Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., обладает признаками объекта недвижимого имущества только в отношении наличия прочной связи объекта с землей. Перемещение объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №... возможно без влияния на его назначение. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... обладает признаками объекта капитального строительства только в отношении наличия заглубленных фундаментов. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №...:1237, не обладает признаками объекта капитального строительства в отношении фактического наличия сборно-разборных несущих и ограждающих конструкций. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... не соответствует следующим требованиям СП 55.13330.2016, предъявляемым к жилым домам: п. 4.5 СП 55.13330.2016 в отношении состава помещений в жилом доме - в объекте экспертизы отсутствуют жилые комнаты и вспомогательные помещения, фактически объект экспертизы представляет из себя одно помещение; п. 6.1 СП 55.13330.2016 в отношении площадной характеристики помещений, которые должны входить в состав жилого дома - имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения жилой комнаты и вспомогательных помещений с минимальной площадной характеристикой; п. 6.2 СП 55.13330.2016 в отношении высоты жилых помещений и кухни в климатическом подрайоне IB Новосибирской области - высота помещения объекта экспертизы составляет менее 2,5 м. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... не соответствует следующим требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., предъявляемым к жилым домам: п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объекта инженерными системами - в объекте экспертизы отсутствуют инженерные системы, а именно: системы хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, системы водоотведения; п. 20 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объемно-планировочных решений жилых помещений и их расположения в жилом доме — имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения с минимальной площадью комнат и вспомогательных помещений; п. 22 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении высоты жилых помещений и кухни в климатическом подрайоне в Новосибирской области высота помещения объекта экспертизы составляет менее 2,5 м. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в отношении минимального процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером №... — процент застройки земельного участка составляет менее 5%.

Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., обладает признаками объекта недвижимого имущества только в отношении наличия прочном святя объекта с землей. Перемещение объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., возможно без влияния на его назначение. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., обладает признаками объекта капитального строительства только в отношении наличия заглубленных фундаментов. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не обладает признаками объекта капитального строительства в отношении фактического наличия сборно-разборных несущих и ограждающих конструкций. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует следующим требованиям СП 55.13330.2016, предъявляемым к жилым домам: п. 4.5 СП 55.13330.2016 в отношении состава помещений в жилом доме - в объекте экспертизы отсутствуют жилые комнаты и вспомогательные помещения, фактически объект экспертизы представляет из себя одно помещение; п. 6.1 СП 55.13330.2016 в отношении площадной характеристики помещений, которые должны входить в состав жилого дома - имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения жилой комнаты и вспомогательных помещений с минимальной площадной характеристикой. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует следующим требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., предъявляемым к жилым домам: п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объекта инженерными системами - в объекте экспертизы отсутствуют инженерные системы, а именно: системы хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, системы водоотведения; п. 20 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении обеспечения объемно-планировочных решений жилых помещений и их расположения в жилом доме - имеющаяся площадь помещения объекта экспертизы не позволяет выделить помещения с минимальной площадью комнат и вспомогательных помещений. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в отношении минимального процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером №... - процент застройки земельного участка составляет менее 5%.

Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит его достоверным, оснований не доверять выводам эксперта не имеется.

Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, выводы сделаны лицом имеющим специальные познания, и опыт работы, после натурного обследования объекта и изучения материалов дела. При даче заключения эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

По смыслу ч. 2 ст. 84, ст. 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.

В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Экспертное заключение полностью соответствует указанному Закону, приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы сторонами суду представлено не было, эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ, о чем даны подписки; которые представлены вместе с заключением по результатам судебной экспертизы и приобщены к материалам дела; в заключении эксперты ответили на поставленные вопросы.

Из заключения по результатам судебной строительной экспертизы следует, что в распоряжении экспертов предоставлен весь объем необходимой информации, оценка земельных участков и зданий, принадлежащих истцу, проведена на основании изучения имеющихся в деле технической документации, визуального осмотра, в присутствии административного истца, его представителей, не высказавших каких-либо замечаний, что исключает неверное определение характеристик объектов.

Суждения экспертов основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных ими выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.

Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений экспертов, являющихся субъектами оценочной деятельности и обладающих опытом и знаниями в данной области, суд не находит.

Лица, составившее заключение, отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, а также предъявляемым к экспертам ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Экспертом не допущено нарушений требований ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

С учетом изложенного, составленное в соответствии с требованиями закона экспертом заключение не может расцениваться как недопустимое доказательство (ст. 61 КАС РФ).

Доказательств обратному, в соответствии с ч. 3 ст. 61 КАС РФ, административным истцом суду представлено не было, в связи с чем, заявленное им ходатайство удовлетворению не подлежит.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Частью 2 ст. 16 ЖК РФ определено, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16).

Исходя из совокупности указанных нормативных положений, возведенные на земельных участках объекты не могут быть отнесены к жилым помещениям, если они не отвечают санитарным, техническим нормам, предусмотренным для данных строений, и не пригоден для постоянного проживания.

Так, спорные строения расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №... не соответствуют установленным санитарным и техническим правилам и нормам для индивидуальных жилых домов.

Согласно п. 4.5 СП 55.1333.2016 дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню [в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу], ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел, переднюю. Кроме того, могут устраиваться вспомогательные помещения: холодный тамбур (в том числе двойной с учетом климатических условий строительства согласно СП 131.13330), кладовая и (или) встроенные шкафы, постирочная, парная баня или сауна в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ, генераторная отопления и (или) электроснабжения, кладовая твердого топлива, встроенная, встроенно-пристроенная или пристроенная стоянка или гараж-стоянка, бассейн (правила проектирования которого изложены в [14]), а также иные помещения по заданию на проектирование.

На основании п. 6.1 СП 55.1333.2016 площади помещений домов, проектируемых (по 4.1 и 4.2) и реконструируемых (по 4.1), должны быть не менее: общей комнаты (или гостиной) - 16 м2 (при одной жилой комнате - 14 м2); спальни - 8 м2 (на двух человек - 10 м2, а при размещении ее в мансарде - 7 м2), спальни для инвалида-колясочника - 9 м2; кухни - 9 м2, кухни-ниши или кухонной зоны в кухне-столовой - 6 м2. Ширина помещений (кухни и кухонной зоны в кухне-столовой, передней, внутриквартирных коридоров, ванной комнаты, туалета или уборной, совмещенного санузла), а также площади проектируемых домов (по 4.1 и 4.2) - в зависимости от количества жилых комнат принимаются не менее указанных в СП 137.13330.

В силу п.6.2 СП 55.1333.2016 высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА по СП 131.13330 должна быть не менее 2,7 м, а в остальных - не менее 2,5 м в соответствии с СП 54.13330. Высоту комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде или имеющих наклонные потолки или стены, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высоту помещений допускается принимать не менее 2,1 м.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ №... от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).

Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п.20).

Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м. (п.22).

Согласно пп.1.1 п. 41. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Правил землепользования и застройки Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных Приказом Минстроя Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... минимальный процент застройки индивидуальным жилым домом в границах земельного участка – 5%.

Как установлено экспертом, в ходе натурного обследования объектов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №... отсутствуют выделенные жилые помещения и помещения вспомогательного значения, отсутствуют инженерные системы: системы хазяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, системы водоотведения, процент застройки земельного участка составляет менее 5 %.

Также у объектов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №... высота помещений составляет менее 2,5 м.

Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к экспертному заключению фотографиями и представителем истца в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Отсутствие в домах всех инженерных систем, несоответствие высоты помещений свидетельствует о невозможности постоянного проживания в них граждан и удовлетворения их бытовых нужд. При этом суд учитывает также то обстоятельство, что спорные строения не находятся на территории ведения гражданами садоводства или огородничества.

Поскольку принадлежащие истцу на праве собственности здания, расположенные на спорных земельных участках, не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым домам, как не имеющие необходимых условий для постоянного проживания в них, они не могут быть использованы в соответствии с их назначением, указанном в выписках из ЕГРН, и, следовательно, не могут являться жилыми домами.

В силу изложенного, учитывая, что спорные объекты не могут быть отнесены к индивидуальным жилым домам, для строительства которых были предоставлены земельные участки, оснований для удовлетворения исковых требований и признания незаконными решений администрации и возложения на ответчика обязанности принятия решения о предоставления спорных земельных участков в собственность за плату, не имеется.

Доводы стороны истца о том, что истец является собственником жилых домов и на этом основании имеет исключительное право на приобретение земельных участков в собственность в силу ст. 39.20 ЗК РФ, не могут быть признаны обоснованными. Возведение на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, объекта, не являющегося индивидуальным жилым домом, даже в случае его государственной регистрации не влечет возникновение у гражданина права на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном ст. 39.20 ЗК РФ.

Наличие у истца уведомлений о соответствии указанных в уведомлениях о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального и жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданного администрацией Новосибирского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не опровергает вывод суда о том, что объекты, расположенные: на земельном участке с кадастровым номером №...; по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>; не пригодны для постоянного круглогодичного проживания, поскольку такой вывод сделан экспертом при выполнении судебной экспертизы, который обладает специальными познаниям в области строительства, оснований не доверять которому у суда не имеется.

Кроме того, положения законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при оценке действий сторон как добросовестных или недобросовестных следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение участника гражданского оборота может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.

Обращение ФИО1 в суд с требованием, имеющим своей целью понудить орган местного самоуправления передать ему в собственность земельные участки в порядке, установленном ст. 39.20 ЗК РФ, при отсутствии предусмотренных указанной нормой условий, является злоупотреблением правом со стороны истца, которое не подлежит судебной защите. Заявленные ФИО1 требования являются отклонением от установленного законом правового регулирования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение, поскольку он использовал для достижения своих целей возведенные объекты, которые по своим характеристикам и назначению очевидно не могут быть отнесены к жилым домам, при том, что о невозможности постоянного проживания в спорных строениях ввиду отсутствия всех инженерных систем ФИО1 не могло быть неизвестно.

Кроме того, нормами действующего земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приобретение земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в решении должны быть указаны все основания отказа.

Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Исходя из правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 935-О, указанный порядок обеспечивает необходимый баланс интересов собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках, устанавливая границы допустимого использования чужого земельного участка, а именно лишь той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования. Указанный выше принцип земельного законодательства, реализуемый в том числе при приватизации находящихся в публичной собственности земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений, подразумевает, что определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения, притом что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны.

Из анализа содержания приведенных норм законодательства в их системной взаимосвязи следует, что при предоставлении заявителю в аренду или собственность земельного участка без публичных торгов, уполномоченный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения и характеристик объекта недвижимости, расположенного на этом участке, в том числе о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ПЗЗ), земельные участки, испрашиваемые истцом расположены в территориальной зоне: зона застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства (Жин).

В данной территориальной зоне для земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, максимальный процент застройки составляет 50 %, минимальный 5%, минимальный размер земельного участка равен 300 кв.м.

Согласно сведениям ЕГРН площадь застройки по объекту капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... составляет 15,7 кв.м, на участке №... – 14,8 кв.м, а участке №...-14,0 кв.м, то есть процент застройки равен 1,5, 1,48 и 0,7% соответственно (площадь строения/площадь участка*100).

Таким образом, для эксплуатации данных объектов строительства достаточно участка площадью 300 кв.м.

Из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№...-КГ16-2 бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.

В связи с чем суд полагает, что в данном случае административным истцом не обоснованы площади испрашиваемых земельных участков (1 001, 1 000, 1 998 кв. м) как необходимые для использования и эксплуатации принадлежащих ему объектов, расположенных на указанных земельных участках (площадью застройки 15,7, 14.8 и 14,0 кв.м).

Доказательств того, что именно такая площадь земельных участков необходима для эксплуатации принадлежащих истцу объектов материалы дела не содержат, при обращении к ответчику истцом не представлено правового и документального обоснования потребности в предоставлении земельных участков именно данной площади.

Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№..., кассационном определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№..., кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№....

В связи с чем, суд полагает, что отказы администрации Новосибирского района Новосибирской области в предоставлении земельных участков соответствуют требованиям законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья «подпись»

Секретарь с/з Р.А. Бендюкова

Подлинник решения находится в материалах административного дела №... Новосибирском районном суде Новосибирской области.