дело № 2а-1376/19
Решение
Именем Российской Федерации
3 апреля 2019 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.
при секретаре Кобельковой Л.И.
с участием:
административного истца ФИО1
представителя административного истца ФИО2,
административных ответчиков:
помощника главы администрации г. Пятигорска ФИО3,
представителя администрации г. Пятигорска ФИО4
рассмотрев в судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, а так же административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Пятигорска, помощнику главы г. Пятигорска ФИО3 о признании законным права на организацию и участие в проведении митинга,-
установил:
ФИО5, ФИО1 обратились в Пятигорский городской суд с административными исковыми заявлениями к администрации г. Пятигорска, помощнику главы г. Пятигорска ФИО3 о признании законным права на организацию и участие в проведении митинга. В обосновании заявленных требований указали, что 17 марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края собрались люди (примерно 30 человек) с целью проведения митинга по обсуждению соблюдения властью, некоторых положений Конституции Российской Федерации. Однако, действующий от имени и в интересах администрации города Пятигорска -Помощник главы города Пятигорска ФИО3, при поддержке сотрудников полиции ОМВД России по г. Пятигорску, потребовал от собравшихся прекратить митинг и разойтись, мотивируя свое решение тем, что место проведения митинга не было согласовано с органом местного самоуправления в лице Администрации города Пятигорска. Считают, действия администрации и должностного лица ФИО3 по запрещению проведения митинга, а также предшествующие им (действия ) бездействия Администрации, выразившиеся в не оформлении документов, предусмотренных действующим законодательством, незаконными и необоснованными. В обоснование требований сослались на ст. 31 Конституции РФ, указывая, что никто не вправе умалять и ущемлять конституционные права граждан. Так же, указали что согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 19.06.2004 года №54 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ : «Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним, участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции), подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия»....04 марта 2019 года -за 13 дней до предполагаемой даты проведения митинга, административными истцами и гражданином Д.И.С. в администрацию города Пятигорска подано уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у Администрации города Пятигорска. Согласно п.1 ч. 1 ст. 12 ФЗ орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обязан:«документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения». Однако в нарушение данной статьи администрация города Пятигорска до сих пор не выдала организаторам соответствующего документа, что является грубым нарушением законных прав организаторов. Так же, указывают, что согласно п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: «довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц, менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение, об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения, об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона». В течении трех дней (по 07 марта 2019 года включительно) предложений от администрации города Пятигорска об изменении места и (или) времени проведения митинга в адрес организаторов не поступало. Однако 07 марта 2019 года в адрес организаторов митинга от администрации за исходящем номером № от 07.03.2019 г. поступило предложение об устранении несоответствий, указанных в уведомлении о проведении митинга. В тот же день 07.03.2019 года организаторами митинга посредством почтовой связи в адрес администрации было направлено заявление, уточняющее несоответствия, установленные администрацией, в уведомлении о проведении митинга. Передать соответствующее письмо в адрес администрации нарочно 07.03.2019 года не представилось возможным, так как 07 марта являлся предпраздничным днем и после обеда работники администрации были распущены по домам. В связи с чем, указанное заявление было нарочно передано в адрес администрации в ближайший будний день - 11 марта 2019 года. При этом в заявлении от 07 марта 2019 года организаторы митинга уведомили администрацию, что письмо за №-Кол от 07.03.2019 г истребует уточнения сведений, которые, по мнению административных истцов, изначально были указаны в уведомлении о проведении митинга. Кроме того, в заявлении от 07 марта 2019 года организаторы митинга указали администрации города Пятигорска на обязанность, предусмотренную п.3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона. Согласно п. 3. ч. 1 ст. 12 Федерального закона орган местного самоуправления обязан: «в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжение, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц». По мнению административных истцов в нарушение данной статьи администрация города Пятигорска не вынесла соответствующего распоряжения. 14 марта 2019 года административные истцы самостоятельно явились в администрацию города Пятигорска, с целью получения распоряжения указанного в п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №54 ФЗ. Работники администрации пояснили что ответственным за выдачу такого распоряжения является ФИО3, который в момент их прибытия не находился на рабочем месте и предложили его подождать. Прождав ФИО3 в период времени с 14 часов 00 минут до 17 часов 15 минут они, подумали что данное должностное лицо уклоняется от встречи с ними покинули здание администрации. В то же время, ни 15, ни 16 марта распоряжение о проведении митинга, предусмотренное п., 3 ч. 1 ст.12 Федерального закона № ФЗ в их адрес не поступило. Указывают, что уведомление о проведении митинга поступило в администрацию города Пятигорска в соответствии с требованиями Федерального закона; уточнения несоответствий, выявленных в уведомлений о проведении митинга, поданы в администрацию города в установленный законом срок, по мнению административных истцов, у администрации города Пятигорска отсутствовали основания для не направления в адрес организаторов митинга распоряжения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона. Считают, что сбор граждан 17, марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у здания Администрации с целью проведения митинга по обсуждению вопросов не выполнения властями некоторых положений Конституции Российской Федерации был законным и обоснованным. Так же, указали, что администрация: города Пятигорска уклоняется от обязанности и назначения уполномоченного представителя и привлечения органа внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц, истцы обратились с соответствующей жалобой в Прокуратуру города Пятигорска, представитель ФИО2 уведомил ОМВД России по г. Пятигорску о предстоящем митинге. 17 марта 2019 года в момент сбора граждан для проведения митинга помощник главы города Пятигорска ФИО3 объявил собравшимся, что 14 марта 2019 года в адрес организаторов митинга по средствам почтовой связи было направлено предложение об изменении места и времени проведения митинга. Так же он заявил присутствующим, что данное предложение направлено организаторам в сроки, установленные действующим законодательством и, учитывая, что организаторы не ответили на данное предложение, митинг является не согласованным, а его проведение незаконным, в связи с чем, попросил собравшихся разойтись. Указывают, что согласно п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона, администрация имела право направить такого рода предложение спустя три дня с момента получения уведомления о проведении митинга, т.е. до 07 марта 2019 года. Уведомление же, на которое сослался ФИО3, было направлено в адрес организаторов посредствам почтовой связи 14 марта 2019 года спустя 10 дней с момента получения уведомления. В адрес одного из организаторов митинга ФИО6 оно было передано лично ФИО3 17 марта 2019 года в, день проведения митинга. ФИО5 данное уведомление получено 18 марта 2019 года, на следующий день после проведения митинга. Таким образом, организаторы никак не могли ответить на данное предложение, так как оно не было направлено и получено организаторами в установленные законом сроки. Считают, что направление данного письма было осуществлено посредствам почтовой связи намеренно, чтобы организаторы не могли получить его вовремя. Об этом, по мнению административных истцов, свидетельствует тот факт, что именно 14 марта 2019 года в день направления письма организаторы митинга три часа находились в здании администрации и возможность для передачи данного письма организаторам нарочно у работников администрации имелась. Считают что ФИО3, являясь работникам администрации, отвечающим за согласование массовых мероприятий, будучи знаком с действующим законодательством в этой сфере, знал, что своей речью вводит участников митинга в, заблуждение и, считают что административный ответчик, не имея на то никаких законных оснований, воспрепятствует проведению митинга. По мнению административных истцов, действия Помощника главы города Пятигорска ФИО3 по запрещению проведения митинга, я также предшествующие им (действиям) бездействие работников администрации, выразившееся в не оформлении распоряжения, предусмотренного п.3 ч.1 ст.12 и уведомления, предусмотренного п.1.ч1.ст12 Федерального закона, повлекли за собой нарушение Конституционных прав граждан, закрепленных в ст. 31 Конституции РФ. Указали что согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ: «каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а так же право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами». Так же, в обоснование административного иска сослались на ч. 5 ст. 38 КАС РФ.
При этом, указывают, что согласно ч. 4 статьи 219 КАС РФ - «административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия., пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении, их прав, свобод и законных интересов».
При этом просят «признать законным право организаторов и участников митинга от 17.03.2019 года на организацию и участие в проведении митинга 17марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у Администрации города Пятигорска с целью обсуждения вопросов соблюдения властью, некоторых положений Конституции Российской Федерации». Вынести в адрес администрации города Пятигорска и должностного лица Помощника главы города ФИО3 частные определения о недопустимости нарушений действующею федерального законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования.
В судебном заседании административный истец ФИО1, полномочный представитель административных истцов ФИО2, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исках, просили удовлетворить заявленные требования и «признать законным право организаторов и участников митинга от 17.03.2019 года на организацию и участие в проведении митинга 17марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у Администрации города Пятигорска с целью обсуждения вопросов соблюдения властью, некоторых положений Конституции Российской Федерации». Вынести в адрес администрации города Пятигорска и должностного лица Помощника главы города ФИО3 частные определения о недопустимости нарушений действующею федерального законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования.
Представитель административного ответчика администрации г. Пятигорска ФИО4 действующий на основании доверенности, а так же помощник главы города Пятигорска ФИО3, заявленные требования не признали, суду пояснили, что 4.03.2019 года граждане Д.И.С., ФИО5, ФИО6 подали в администрацию города Пятигорска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, запланированного к проведению 17.03.2019 года в период времени с 12.00 до 14.00 на площади Ленина города Пятигорска (у здания администрации города), рассмотрение которого было поручено ФИО3 Письмом заместителя главы администрации города Пятигорска, управляющего делами администрации города Пятигорска ФИО8 от 7.03.2019 года, организаторам предложено устранить несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон). 11.03.2019 года в администрацию города поступили заявления от 7.03.2019 года от организаторов митинга об устранении выявленных несоответствий. Письмом заместителя главы администрации города Пятигорска, управляющего делами администрации города Пятигорска ФИО8 от 14.03.2019 года, организаторам предложено изменить место и (или) время про ведения публичного мероприятия и устранить несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона организатор обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Информации о принятии либо непринятии предложения об изменении места и (или) времени от организаторов митинга в администрацию города не поступило, в связи с чем, организаторы не вправе были проводить данное мероприятие. Полагает, право на организацию и участие в проведении митинга 17 марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края (у здания администрации города) с целью обсуждения вопросов соблюдения властью, некоторых положений Конституции Российской Федерации, не может быть признано законным, поскольку организаторами не были выполнены требования Федерального закона в полном объеме. Просили обратить внимание участников процесса что сообщение об объективной невозможности проведения публичного мероприятия по адресу г.Пятигорск площадь Ленина у здания администрации города Пятигорска ввиду, в том числе, необходимости подготовки к праздничному концерту «Россия.Севастополь.Крым», проведение которого назначено на 18 марта 2019 года, посвящённого 5-летнему присоединению Крыма к России, от 14.03.2019 года, направленное в адрес административных истцов, ожидало адресатов в отделении связи в месте вручения уже 15 марта 2019 года, что подтверждено отчётами об отслеживании почтовых отправлений. Кроме всего, к материалам дела приобщены сведения о публикации указанной информации, а именно о проведении праздничного концерта 18 марта 2019 года, посвященного возвращению территории Крыма в состав России 18 марта 2014 года, в сетях интернет, 14 марта 2019 года в 16 часов 24 минуты. Соответственно, организаторы митинга осознанно уклонились от получения информации от административного ответчика, который был объективно вынужден направить её посредством почтовой связи, что в свою очередь, не противоречит требованиям закона. Просили в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суд пришёл к следующему. Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинга и демонстрации, шествия и пикетирования. Статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о митингах»).
В соответствии с указанным Федеральным Законом о митингах проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия. Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом. В частности, согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларация прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции). Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1). Согласно ч. 1 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случаях, если его проведение не создаст угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, Закон). Согласно п. 1 ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Согласно п. 3 ст. 2 названного Федерального закона под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. В соответствии со статьей 3 Закона проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия. Вместе с тем, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. В силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о мероприятии в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федералы закона. В соответствии с ч. 3 статьи 7 Закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных сред информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефон: фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Требование об указании в уведомлении сведений об организаторе и лицах, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, направлено на обеспечение соблюдения порядка проведения публичного мероприятия, безопасности его участников и общественной безопасности. Согласно ч. 4 статьи 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 указанного Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 04.03.2019 года граждане Д.И.С., ФИО5, ФИО1, в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон), подали в администрацию города Пятигорска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, запланированного к проведению 17.03.2019 года в период времени с 12.00 до 14.00 на площади Ленина города Пятигорска (у здания администрации города). Администрацией города Пятигорска было принято уведомление, на его копии, которая передана Д.И.С., была проставлена запись о дате и времени приема уведомления, заверенная подписью сотрудника администрации, принявшего уведомление, после чего зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции администрации города под номером № от 04.03.2019 года. Администрацией города Пятигорска было рассмотрено поступившее уведомление и обнаружены несоответствия указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона, а именно, не в полной мере указаны формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, которые планировали предпринять организаторы публичного мероприятия. Так, например, отсутствовали сведения о назначении ответственных лиц за обеспечение общественного порядка и оказание медицинской помощи, о наличии у организаторов, либо лиц ответственных за оказание медицинской помощи, средств оказания первой медицинской помощи, исправных средств связи и прочее, с учетом предполагаемого количества участников мероприятия, одних заявлений организаторов о гарантиях соблюдения общественного порядка, могло быть недостаточно. Частью 3 статьи 7 Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые обязан указать организатор публичного мероприятия в уведомлении, в частности пунктом 6 предусмотрено указание форм и методов обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи при проведении публичного мероприятия. Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации в пункте 2.2 Постановления от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО10", возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. В противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе, профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц, условий проведения публичного мероприятия.
07.03.2019 года администрацией города Пятигорска, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона, до организаторов публичного мероприятия Д.И.С., ФИО5, ФИО1 было доведено предложение об устранении выявленных несоответствий требованиям Федерального закона, путем вручения письма нарочно, о чем имеются подписи организаторов публичного мероприятия на копии письма.
11.03.2019 года в администрацию города Пятигорска поступили заявления организаторов митинга от 07.03.2019 года нарочно, и посредством почтовой связи, об устранении несоответствий, указанных в уведомлении от 04.03.2019 года, которые были рассмотрены администрацией города Пятигорска. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Заявления, поступившие в администрацию города Пятигорска 11.03.2019 года, рассмотрены администрацией города Пятигорска. Письмами заместителя главы администрации города Пятигорска, управляющего делами администрации города Пятигорска ФИО8 исх. №, № от 14.03.2019 года, в установленный Федеральным законом трехдневный срок, организаторам предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия. Письма направлены 14.03.2019 года посредством почтовой связи, заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении и описью вложением, поскольку телефонные звонки помощника Главы города Пятигорска ФИО7 организаторам остались без ответа.
Предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия было мотивировано администрацией города следующими обстоятельствами: в соответствии с постановлением администрации города Пятигорска от 12.03.2019 года № 999 «О проведении праздничного концерта «Россия. Севастополь. Крым» 18.03.2019 года планировалось проведение праздничного концерта «Россия. Севастополь. Крым» на площади Ленина города Пятигорска (у здания администрации города), в связи с чем, в дни предшествующие дню проведения концерта, в том числе и 17.03.2019 года на площади Ленина планировалось установка сценической конструкции, силовых ограждений, выполнение работ по благоустройству и санитарной очистке места проведения концерта и иные действия по подготовке к концерту. Кроме того, 17 марта 2019 года с 11.00 на площади Ленина города Пятигорска, на безопасном отдалении от той части площади, где производились указанные работы, отделом по делам молодежи администрации города Пятигорска, в рамках плана основных городских мероприятий, проводилось городское мероприятие - практическое занятие в рамках городской школы подготовки вожатых «Игровая деятельность».
Изложенные выше обстоятельства объективно препятствовали проведению публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время, в виду того, что проведение публичного мероприятия на площади Ленина г. Пятигорска (у здания администрации города) с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия (до 500 человек) одновременно с проведением работ по подготовке к концерту делало невозможным поддержание на должном уровне общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), в виду того, что во время подготовки к концерту планируется заезд на площадь крупногабаритных транспортных средств, доставляющих специальную конструкцию (сцену), силовые ограждения и прочее.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Верховным судом Российской Федерации, изложенной в п.12 Постановления Пленума от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
Администрацией города Пятигорска были рассмотрены альтернативные места проведения публичного мероприятия, указанные в уведомлении от 04.03.2019 года. Организаторам публичного мероприятия было сообщено, что отделом по делам молодежи администрации города Пятигорска, в рамках плана основных городских мероприятий, 17 марта 2019 года в 11.00 на территории «Комсомольского парка», ул. Панагюриште, у фонтана «Подкова» г. Пятигорска проводится тренинг на командообразование «Веревочный курс» для городского молодежного добровольческого движения «Город без наркотиков», а также 17 марта 2019 года в 12.00 в сквере имени Анджиевского г. Пятигорска отделом по делам молодежи администрации города Пятигорска, в рамках плана основных городских мероприятий, проводится сюжетно-ролевая приключенческая игра «В формате города». Проведение одновременно двух мероприятий в одном месте с массовым пребыванием граждан, с учетом предполагаемого количества участников в значительной степени затрудняет, либо делает невозможным поддержание на должном уровне общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время). В тексте уведомления, в качестве альтернативных мест проведения митинга указано следующее: «Ставропольский край, г. Пятигорск, площадь Кирова», «Ставропольский край, г. Пятигорск, в районе ул. Панагюриште, «Белая Ромашка». Из текста уведомления не следует однозначного понимания, где именно планируется проведение публичного мероприятия, в виду того, что на площади Кирова расположены торговые помещения, место для остановки маршрутных транспортных средств, памятник С.М. Кирову, проезжая часть, тротуары, зеленые насаждения и прочее. Формулировка, использованная организаторами публичного мероприятия - район ул. Панагюриште «Белая Ромашка» не дает понимания о месте проведения публичного мероприятия, не следует указанного и из сведений о кадастровом номере земельного участка где планируется проведение массового мероприятия. Так же, как следует из показаний лиц участвующих в деле, 17.03.2019 года примерно в 12.00 на площадь Ленина города Пятигорска прибыли организаторы митинга Д.И.С., ФИО1 с группой граждан порядка 25 человек в целях проведения публичного мероприятия. Увидев, что площадь Ленина (у здания администрации города Пятигорска) занята подготовкой к предстоящему концерту (установка металлической конструкции - сцены, санитарная очистка площади посредством специальной уборочной техники), они проследовали к «Поющему фонтану», где попытались провести публичное мероприятие. На месте его проведения между организаторами митинга, его участниками и помощником Главы города Пятигорска, состоялась беседа, входе которой, ФИО3 разъяснил присутствующим о том, что проведение публичного мероприятия на заявленных местах невозможно.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4). К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также, не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5). Согласно ч. 5 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Поскольку требования Федерального закона не были выполнены в полном объеме, право на организацию и участие в проведении митинга 17 марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у здания администрации города с целью обсуждения вопросов соблюдения властью, некоторых положений Конституции Российской Федерации, не может быть признано законным. Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возложена обязанность по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах. Должностные лица администрации города не совершали никаких действий направленных на запрещение митинга, а доводили до сведения собравшихся о том, что администрацией города Пятигорска не издавалось распоряжения о проведении публичного мероприятия (митинга) 17 марта 2019 года на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края, так как публичное мероприятие - (митинг) не было согласовано с администрацией города Пятигорска, а именно проведение его в конкретном месте, в конкретное время. Изложенные юридически значимые обстоятельства, подтверждаются фактическими обстоятельствами : сообщение об объективной невозможности проведения публичного мероприятия по адресу г.Пятигорск площадь Ленина у здания администрации города Пятигорска ввиду, в том числе, необходимости подготовки к праздничному концерту «Россия.Севастополь.Крым», проведение которого назначено на 18 марта 2019 года, посвящённого 5-летнему присоединению Крыма к России, от 14.03.2019 года, направленное в адрес административных истцов, ожидало адресатов в отделении связи в месте вручения уже 15 марта 2019 года, что подтверждено отчётами об отслеживании почтовых отправлений. Кроме всего, к материалам дела приобщены сведения о публикации указанной информации и доведения её до сведения общественности, а именно, о проведении праздничного концерта 18 марта 2019 года, посвященного возвращению территории Крыма в состав России 18 марта 2014 года, в сетях интернет, 14 марта 2019 года в 16 часов 24 минуты. Соответственно, организаторы митинга не были лишены возможности получения указанной информации свидетельствующей об объективной невозможности проведения митинга 17 марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска СК у здания администрации города Пятигорска. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется вышеприведенным положением материального закона, а также положениями статьи 227 КАС РФ, предусматривающей, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не только не соответствующими нормативным правовым актам, но и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и исходит из того, что в данном случае необходимая совокупность условий отсутствует. Так, правовой анализ требований административных истцов о признании законным права организаторов и участников митинга на организацию и участие в проведении митинга 17 марта 2019 года в 12 часов 00 минут на площади Ленина города Пятигорска СК у здания Администрации города Пятигорска, указавших на ущемление их конституционных прав, установленных ст. 31 Конституции РФ, направивших уведомление о проведении заявленного митинга с лозунгами митинга : «Социальная политика спасёт народ от нищеты », «Долой антисоциальную деятельность властей », «Законы России для всех », «За Россию, справедливость и смену курса», «Россия-социальное государство », «Газпром-достояние олигархов », «Родина не продаётся », «Народ против бедности и бесправия », «Родина в опасности », «Народ за смену власти и курса развития страны », «Правительство и президента в отставку », свидетельствует об отсутствии законных оснований для удовлетворения указанных требований административных исков, в том числе, в рамках способа защиты указанного административными истцами: как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года N 220-0, от 24 ноября 2005 года N 508-0, от 15 апреля 2008 года N 314-0-0, от 20 декабря 2016 года N 2802-0 и др.). Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов лишь в установленном порядке, в частности в соответствии с требованиями статей 125 "Форма и содержание административного искового заявления" и 220 "Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту. Следовательно, статья 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлена - в целях вынесения законного и обоснованного судебного акта - на создание условий для проверки действительности волеизъявления лица, обращающегося в суд. Тем более что заявитель не лишен права обратиться в суд с исковым заявлением, содержащим требования об установлении соответствующего факта о котором заявлено в рассматриваемых административных исках. Так, согласно требованиям пункта 8 части 2 статьи 125 и пунктов 2, 3, 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Указание таких сведений в административном исковом заявлении связано с требованиями, предусмотренными пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При этом в рассматриваемых административных исках отсутствуют требования предъявленные к административным ответчикам о признании конкретных действий (бездействий) не законными, а так же указания в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, что прямо предусмотрено КАС РФ, и может повлечь неопределенность решения суда и невозможность его исполнения. Указанные обстоятельства сами по себе не являются основаниями для оставления административных исков без рассмотрения, либо прекращения производства по делу. При этом определяя правовую природу заявленных требований необходимо учитывать, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. Тогда как само по себе право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является конституционным правом граждан Российской Федерации закреплённом в ст. 31 Конституции РФ и не требует судебного подтверждения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-
решил:
В удовлетворении заявленных требований по административному исковому заявлению ФИО5, а так же административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Пятигорска, помощнику главы г. Пятигорска ФИО3 о признании законным право на организацию и участие в проведении митинга 17 марта 2019 года в 12 часов оо минут на площади Ленина города Пятигорска Ставропольского края у здания администрации города Пятигорска, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья Н.В. Степаненко