ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1377/2021 от 27.04.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года г.Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной О.А.,

при секретаре Варламовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1377/2021 по административному иску прокурора г. Сызрани в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Сызрани в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании распространяемой в сети «Интернет» на интернет-страницах:

* * *

информации запрещенной в РФ, возложении обязанности на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой г. Сызрани проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга выявлены WEB-сайты (далее - сайт), посредством которых осуществляется информирование неограниченного круга лиц, о том, как, где и по какой стоимости можно купить дипломы, школьные аттестаты и свидетельство ЕГЭ, свидетельства о заключении брака, справки, удостоверения, что противоречит действующему федеральному законодательству.

Указанная информация содержится на страницах интернет-сайтов последующим URL-адресам (указатель размещения сайта в интернете):

* * *

В силу положений п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовый или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 5 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Вместе с тем, размещенная информация о том, как, где и по какой стоимости можно купитьдипломы, школьные аттестаты и свидетельство ЕГЭ, свидетельства о заключении брака, справки, удостоверения, оказывает негативное влияние на правосознание граждан. Несоблюдение запретов, установленных федеральным законодательством, уже само по себе представляет реальную угрозу. Указанная информация оправдывает граждан, совершающих правонарушения и воспитывает противоправное поведение.

Информация, размещенная на сайте, может быть признана запрещенной только в судебном порядке, в связи с чем прокурор г. Сызрани обратился с данным административным иском в суд.

Административный истец - прокурор г. Сызрани в судебном заседании административный иск поддержала, сослалась на доводы изложенные в исковом заявлении.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, административный иск прокурора г. Сызрани поддерживает.

Проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца, суд полагает заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч. 1 и ч. 6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Частью 5 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Судом установлено, что прокуратурой г. Сызрани проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга выявлены WEB-сайты, посредством которых осуществляется информирование неограниченного круга лиц, о том, как, где и по какой стоимости можно купить дипломы, школьные аттестаты и свидетельство ЕГЭ, свидетельства о заключении брака, справки, удостоверения, что противоречит действующему федеральному законодательству.

Указанная информация содержится по следующему URL – адресу:

https://syzran.study-dokumenta.com/, доступные для российских пользователей, содержащие информацию о том, посредством которых осуществляется информирование неограниченного круга лиц, как, где и по какой стоимости можно купить дипломы, школьные аттестаты и свидетельство ЕГЭ, свидетельства о заключении брака, справки, удостоверения, что противоречит действующему федеральному законодательству. На указанных сайтах отсутствуют какие-либо ограничения для клиентов, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием страницы может любой Интернет-пользователь. Установить собственника (владельца) сайтов в ходе проверки не представилось возможным.

Несоблюдение запретов, установленных федеральным законодательством, уже само по себе представляет реальную угрозу.

Указанная информация оправдывает граждан, совершающих правонарушения и воспитывает противоправное поведение.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 18.02.2020) Единая автоматизированная информационная система (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2,3,5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральное агентство по делам молодежи, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией;

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012г. №1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", информация размещенная на сайтах:

* * *

подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Сызрани в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах * * */, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.3 ст. 265.5 КАС РФ, копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Вместе с тем, суд полагает, что оснований для возложения обязанности на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», сведения о вышеуказанных интернет- страницах не имеется, поскольку Управление не является ответчиком по данному административному иску.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 262-264, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора г. Сызрани в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной удовлетворить.

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет- страницах:

* * *

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевых адресов:

* * * в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>г.

Судья Сорокина О.А.