ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1378/18 от 14.11.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1378/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волхов 14 ноября 2018 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Лахно Д.Г.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2,

при секретаре Алексеевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действий по проведению электронного аукциона № ****** и заключению контракта с ООО «ТосноСтройИзыскания» в части проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ****** и обязании провести юридически значимые действия, направленные на возмещение расходов бюджета муниципального образования Новоладожское городское поселение Ленинградской области на сумму 20 841 рублей 95 копеек за счет лиц, на которых законом возложена обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: ******,

установил:

ФИО3 обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Администрации Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области с требованиями:

- признать незаконными действия Аадминистрации муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области по проведению электронного аукциона № ****** и заключению контракта № ****** с ООО «ТосноСтройИзыскания» в части проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Волховский муниципальный район, МО Новоладожское городское поселение, ****** «малоэтажная застройка», вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, категория земель-земли населенных пунктов; кадастровый квартал № ******;

- обязать Администрацию муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области совершить юридически значимые действия, направленные на возмещение расходов бюджета муниципального образования «Новоладосжское городское поселение» Ленинградской области на сумму 20 841 руб. 95 коп. за счет лиц, на которых законом возложена обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ваковский муниципальный район, Новоладожское городское поселение, ******.

В обоснование требований административный истец указал, что ему стало известно о том, что 24.04.2017 Администрацией МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области на сайте автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по закупке № ******. Согласно аукционной документации объектом закупки являлись геодезические и кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных на территории МО «Новоладожское городское поселение» с последующей постановкой на кадастровый учет. В перечень закупаемых работ вошли кадастровые работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Волховский муниципальный район, МО Новоладожское городское поселение, ****** «малоэтажная застройка», вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, категория земель - земли населенных пунктов; кадастровый квартал № ****** - пп. 4 п. 1.2 Технического задания на выполнение геодезических и кадастровых работ. Начальная максимальная цена контракта в указанной части составила 28 500 руб., что составляет 14,83% от общей стоимости работ (192 200 руб.), извещение о закупке которых для муниципальных нужд было опубликовано.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2017 № ******, аукцион был признан состоявшимся, участник электронного аукциона, порядковый номер заявки которого № ******, признан победителем электронного аукциона, заказчику рекомендовано заключить контракт с участником электронного аукциона Общество с ограниченной ответственностью «ТосноСтройИзыскания», который предложил цену контракта 140 539 руб. 12 коп., чье предложение о цене контракта поступило раньше и заявка на участие в электронном аукционе которого, соответствует требованиям законодательства и документации об электронном аукционе. 23.05.2017 оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» опубликовано уведомление о том, что по итогам проведения электронного аукциона (извещение № ******) подписан контракт. Код закупки № ******. Наименование закупки: выполнение геодезических и кадастровых работ на территории ****** МО Новоладожское городское поселение. Идентификационный код контракта № ******. Заказчик: Администрация Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области. Участник: Общество с ограниченной ответственностью «ТосноСтройИзыскания». Поскольку стоимость контракта составила 140 539 руб. 12 коп., стоимость работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Волховский муниципальный район, МО Новоладожское городское поселение, ******, с учетом уменьшения пропорционально снижению цены контракта составила 20 841 руб. 95 коп. Административный истец полагает, что в указанной части решение административного ответчика о заключении муниципального контракта является незаконным, причиняет убыток бюджету муниципального образования на сумму 20 841 руб. 95 коп., чем нарушает права административного истца как жителя ******. Решение о финансировании кадастровых работ в отношении указанного земельного участка подлежит признанию судом незаконным поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), земельный участок по адресу: Ленинградская область, Волховский муниципальный район, МО Новоладожское городское поселение, ******, - поставлен на кадастровый учет 16.01.2018 с кадастровым номером № ******. Площадь земельного участка составляет 2538 +/- 18 кв.м. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № ******. Согласно сведениям ЕГРН, указанный объект недвижимости с кадастровым номером № ****** представляет собой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская область, Волховский муниципальный район, Новоладожское городское поселение, ******. Ппунктом 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

проектная документация лесных участков;

утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 9, 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 ЗК РФ. Согласно п. 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. При проведении кадастровых работ проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, определенные в схеме, могут быть уточнены, при этом определенная в схеме проектируемая площадь земельного участка может измениться в пределах, установленных п. 42 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) - не более 10%. Частью 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). Таким образом, действия по кадастровому учету земельного участка выполняются в целях признания и подтверждения уполномоченным государственным органом факта образования (формирования) земельного участка на основании акта органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которой определены характеристики земельного участка как индивидуально-определенной вещи с учетом допустимой погрешности (до 10%). Данное утверждение тем более верно, что уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета государственный орган не обладает властнораспорядительными полномочиями по созданию объектов недвижимости, не вправе определять судьбу земельных участков и их частей, не обладает полномочиями собственника объектов недвижимости, в число которых входит определение индивидуальных характеристик как уже имеющихся, так и проектируемых объектов недвижимости. Таким образом, для формирования (образования) земельного участка под многоквартирным домом необходимым и достаточным является утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащей сведения о местоположении границ и площади земельного участка. Пунктом 13 ст. 39.20 ЗК РФ определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами. В соответствии со ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета такого земельного участка. Частью 4 ст. Закона № 189-ФЗ установлено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. Статьей 10.1 ЗК РФ определено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 22.12.2015 № 137-оз к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений отнесены полномочия органов местного самоуправления городских поселений Ленинградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений. Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 28.12.2015 № 141-оз органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений соответствующего муниципального района. Таким образом, полномочия на предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, входят в компетенцию администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, а не административного ответчика. Согласно ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета. Статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что закупками для обеспечения муниципальных нужд в том числе признаются закупки товаров, работ, услуг для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. Таким образом, оплата кадастровых работ в отношении земельного участка под многоквартирным домом должна осуществляться за счет средств бюджета того муниципального образования, к полномочиям которого отнесено предоставление в собственность земельного участка. Из изложенного следует, что в целях соблюдения прав собственников помещений в многоквартирном доме по их заявлению уполномоченный орган, в данном случае администрация

Волховского муниципального района Ленинградской области, обязана подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С момента утверждения схемы земельный участок считается образованным (сформированным) в соответствии с земельным законодательством и подлежит постановке на кадастровый учет. Расходы на подготовку схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане территории несет уполномоченный орган за счет средств бюджета муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области. Расходы на прочие кадастровые работы (кроме подготовки схемы расположения земельного участка), в т.ч. на подготовку межевого планами дополнительные услуги (такие как возложение на кадастрового инженера обязанности обратиться в орган кадастрового учета для подачи заявления и документов, получения документов и проч.), если такие необходимы, должны быть возложены на собственников помещений в многоквартирном доме, так как законом не установлена обязанность органов местного самоуправления оплачивать такие услуги. Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Юридическое оформление и закрепление фактически сложившихся отношений увеличивает правовую защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество, в связи с чем является улучшением принадлежащего собственникам многоквартирного лома имущества. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из конституционных основ правового демократического государства (часть 1 статьи 1 Конституции РФ) вытекает связанность государственной и муниципальной власти правом и законом, ответственность и предсказуемость ее деятельности, возможные лишь при условии, что полномочия органов власти основаны на законе. Поэтому, в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частноправовых отношений, определение полномочий государственных и муниципальных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа «Дозволено только то, что предусмотрено законом», являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, всякое ограничение конституционных прав и свобод возможно только на основании федерального закона. Произвольное расходование средств бюджетов любого уровня недопустимо и противоречит основам правового государства. Оспариваемыми действиями административного ответчика по проведению электронного аукциона № ****** и заключению контракта № ****** с ООО «ТосноСтройИзыскания» на проведение кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с кадастровым номером № ******, по адресу: Ленинградская область, Волховский муниципальный район, Новоладожское городское поселение, ******, - нарушен законный интерес административного истца на целевое расходование средств бюджета муниципального образования, жителем которого он является. Конституцией Российской Федерации закреплено, что Россия является демократическим государством, т.е. вся полнота власти принадлежит гражданам, и граждане, в т.ч. административный истец, делегируя органам местного самоуправления право управлять муниципальным образованием и распоряжаться его бюджетом, вправе требовать от органов местного самоуправления соблюдения требований закона при осуществлении ими своих полномочий. Об оспариваемых действиях административного ответчика административному истцу стало известно после 27.06.2018 (дата получения выписки из ЕГРН на земельный участок) со слов знакомых. В июле 2018 административным истцом была найдена полная информация о проведенном административным ответчиком электронном аукционе на сайте оператора здектронных торгов. На основании изложенного административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Протокольным определением суда от 18.10.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ТосноСтройИзыскания».

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, доверив представлять свои интересы представителю ФИО1, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 в удовлетворении требований просила отказать, указав, что Администрацией Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области работы по постановке земельного участка, расположенного по адресу: ******, на кадастровый учет проведены в рамках действующего законодательства.

Заинтересованное лицо ООО «ТосноСтройИзыскания», извещенное о месте и вемени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, представив письменный отзыв в котором указало, что нарушений законодательства при заключении между ООО «ТосноСтройИзыскания» и Администрацией Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области муниципального контракта № ****** от 23.05.2017, а также нарушений выполнения работ по указанному Муниципальному контракту со стороны ООО «ТосноСтройИзыскания» не имеется.

Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства определил возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и представителя заинтересованного лица, извещенных о месте и времени судебного заседания.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 02.12.2016 гражданка ФИО4, являющаяся одной из собственников квартиры, многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****** обратилась с заявлением к Главе администрации МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области с просьбой, предусмотреть в бюджете на 2017 год МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области расходы на проведение межевания придомового участка ******, в связи с необходимостью собственников многоквартирного дома обустроить общедомовой канализационный септик.

На основании Постановления Главы администрации МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 20.04.2017 «О размещении муниципального заказа», проведен электронный аукцион по закупке № ******, в предмет которого вошли геодезические и кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных на территории МО «Новоладожское городское поселение» с последующей постановкой на кадастровый учет. В том числе кадастровые работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Волховский муниципальный район, МО «Новоладожское городское поселение», ****** «малоэтажная застройка», вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, категория земель - земли населенных пунктов; кадастровый квартал № ******. Начальная максимальная цена контракта составила 192 200 руб. 00 коп. (том 1, л.д. 16,17).

По результатам произведенного аукциона, с победителем ООО «ТосноСтройИзыскания», заключен муниципальный контракт № ****** от 23.05.2017 стоимость работ ко которому составила 140 539 руб. 12 коп.

ООО «ТосноСтройИзыскания» работы по Муниципальному кнтракту исполнены. Земельный участок площадью 2538+/-18 кв.м., с кадастровым номером № ******, по адресу: Ленинрадская облсть, ******, поставлен на кадастровый учет 16.01.2018 (том 1, л.д. 73,81).

Административный истец полагает, что оплата работ по муниципальному контракту в части постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, по адресу: ******, размер которого администраивным истцом определен в сумме 20 841 руб. 95 коп., является незаконным и причиняет убыток муниципальному бюджету.

При этом свою позицию административный истец основывает на том, что полномочия на предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, входят в компетенцию администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в соответствиис нормами ст. 10.1 ЗК РФ и нормами ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 28.12.2015 N 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области».

Оценив доводы административного истца и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 19 и п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского поселения в том числе отнесены: организация благоустройства территории поселения, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

В соответствии с п. 39 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, так же относится участие в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона). В силу ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В силу ч. 3 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрация Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, совершая действия по формированию спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет действовала в рамках вышеуказанного законодательства, с целью приведения документации по ранее учтенному недвижимому имуществу, расположенному на территории МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, а регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер.

Доводы административного истца о том, что формирование указанного земельного участка и постановка его на кадастровый учет не входит в обязанности Администрации МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, со ссылкой на нормы ст.1 Областного закона Ленинградской области от 28.12.2015 № 141-оз, согласно которым полномочиям по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений переданы в полномочия муниципальных районов, в частности в Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, суд находит в данном случае не подлежащими применению к указанным правоотношениям, поскольку как указано выше, оформление земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, входят в компетенцию непосредственно Администрации МО «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных п. 39 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и не связано с оказанием муниципальных услуг по предоставлению в собственность граждан земельных участков (ч. 2 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

С учетом установленных обстоятельств по делу, оценив представленные доказательства, суд, руководствуясь нормами ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО3 к Администрации Муниципального образования «Новоладожское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действий по проведению электронного аукциона № ****** и заключению контракта с ООО «ТосноСтройИзыскания» в части проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ****** и обязании провести юридически значимые действия, направленные на возмещение расходов бюджета муниципального образования Новоладожское городское поселение Ленинградской области на сумму 20 841 рублей 95 копеек за счет лиц, на которых законом возложена обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: ****** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья – подпись

Мотивированное решение суда составлено 19 ноября 2018 года.

Судья – подпись