ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1378/19 от 30.04.2019 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года г. Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе судьи А.И. Лещенко, при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Самойловой, рассмотрев административное исковое заявление и.о. прокурора города Геленджика, действующего в интересах Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Геленджик к обществу с ограниченной ответственностью «К» (ИНН , ОГРН ), заинтересованное лицо: Инспекция ФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края об исполнении установленной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации исчисленной и удержанной с доходов работников суммы налога на доходы физических лиц, при участии лиц согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора города Геленджика, действующего в интересах Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Геленджик обратился в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Комсервис» (далее – ООО «К») об исполнении установленной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации исчисленной и удержанной с доходов работников суммы налога на доходы физических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой города Геленджика проведена проверка соблюдения налогового и бюджетного законодательства, в том числе по исполнению обязанностей налоговыми агентами. Проверкой установлен факт неисполнения административным ответчиком – ООО «К» положений законодательства о налогах и сборах, повлекших недополучение бюджетом налоговых платежей в значительной сумме. Предприятием не своевременно исполняются обязанности, возложенные на него как на налогового агента. Согласно информации Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края за ООО «К», как налоговым агентом, по состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по пени и штрафу за несвоевременное перечисление НДФЛ, удержанного с работников общества в размере 131107 рублей 60 копеек. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком возложенных на него как на налогового агента обязанностей, в связи с чем, бездействие в виде не перечисления в бюджетную систему РФ удержанного с доходов работников общества НДФЛ является незаконным. Таким образом, невыполнение ООО «К» установленной обязанности по перечислению НДФЛ отрицательно сказывается на функционировании бюджетной системы Российской Федерации, поскольку не позволяет осуществить планирование и своевременно использовать денежные средства бюджетом Краснодарского края и муниципального образованием. Зачисление налога производится в бюджеты субъекта Российской Федерации и муниципального образования в зависимости от места, по которому зарегистрирован налогоплательщик. Принимая во внимание, что в результате невыполнения ООО «К» обязанности налогового агента нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Геленджик, у прокурора имеются основания для обращения в суд с данным административным иском.

В судебном заседании помощник прокурора города Геленджика исковые требования уточнил, просил обязать административного ответчика исполнить установленную Налоговым кодексом обязанность по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации начисленной суммы пеней и штрафов за несвоевременное исполнение обязанности налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации исчисленной и удержанной с доходов работников общества суммы налога на доходы с физических лиц, требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ООО «К» в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований не возражал.

Представитель заинтересованного лица Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ уточненные административные исковые требования судом приняты.

Суд, заслушав позицию старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности предъявленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 и ч.3 ст.1 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 19 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусматривает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 24 НК РФ устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подп.1 п.3 ст.24 НК РФ).

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (п.4 ст.24 НК РФ).

В силу п.п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с требованиями статей 207, 210, 216 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.2 ст.223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В соответствии с п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.3 ст.226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п.4 ст.226 НК РФ).

В соответствии с требованиями п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (п.7 ст.226 НК РФ).

В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах проведена сверка с Инспекцией ФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края на предмет перечисления налоговыми агентами в бюджетную систему Российской Федерации удержанного с доходов работников налога на доходы физических лиц.

Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за налоговым агентом ООО «К» числится задолженность начисленной суммы пеней и штрафов в размере 131871 (сто тридцать одна тысяча восемьсот семьдесят один) рубль 96 (девяносто шесть) копеек, за несвоевременное исполнение обязанности налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации исчисленной и удержанной с доходов работников общества суммы налога на доходы физических лиц, что подтверждается сообщением Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком указанный факт не оспорен, возражения в материалы дела не представлены.

Согласно п.2 ст.223 НК РФ, при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Как следует из положений п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Исходя из положений ст.13 НК РФ, налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и бюджетным законодательством Российской Федерации налог на доходы физических лиц подлежит взысканию в федеральный бюджет.

Кроме того, в силу ст.ст.56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В статьях 6, 14, 15, 85, 86 БК РФ указано, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации для решения общезначимых вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления и государственных органов субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что зачисление налога производится в бюджеты муниципальных образований в зависимости от места, по которому зарегистрирован налогоплательщик, то не поступление от административного ответчика как от налогового агента, удержанного налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, бюджет субъекта Российской Федерации нарушает их интересы, лишает возможности исполнить расходные обязательства для финансирования мероприятий по решению общезначимых вопросов социально-экономического характера, исходя из интересов населения.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которых они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оценив в совокупности представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования и.о. прокурора города Геленджика являются обоснованными, поскольку из материалов дела следует, что административный ответчик, являясь налоговым агентом, обязанным удерживать из заработной платы физических лиц налог на доходы физических лиц, такие удержания произвел, однако, денежные средства – налоги на доходы физических лиц, которые был обязан перечислить в бюджет непосредственно после удержания из заработной платы работников, в бюджет не перечислил.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку являются законными, обоснованными и доказанными.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика ООО «К» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 6000 рублей 00 копеек.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59-61, 70, 84 КАС РФ.

руководствуясь ст.ст.46, 223 – 226 НК РФ, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Административное исковое заявление и.о. прокурора города Геленджика, действующего в интересах Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Геленджик к обществу с ограниченной ответственностью «К» (ИНН , ОГРН ) об исполнении установленной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности налогового агента - удовлетворить.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «К» (ИНН , ОГРН ) исполнить установленную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации начисленной суммы пеней и штрафов в размере 131871 (сто тридцать одна тысяча восемьсот семьдесят один) рубль 96 (девяносто шесть) копеек, за несвоевременное исполнение обязанности налогового агента по перечислению в соответствующие бюджеты Российской Федерации исчисленной и удержанной с доходов работников общества суммы налога на доходы физических лиц.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «К» (ИНН , ОГРН ) в доход государства государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.И. Лещенко