ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1379/19 от 09.04.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1379/2019

(54RS0010-012019-000064-15)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2019 года г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина

при секретаре Н.А. Саливон

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, указав в административном исковом заявлении, что является собственником земельного участка площадью 636 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания индивидуального жилого дома.

Также, он является собственником земельного участка площадью 562,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером и возведенного на нем жилого дома.

На территории <адрес>, ограниченной <адрес>, отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения и горячего водоснабжения.

17 октября 2018 г. он обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил: решить вопрос по организации на указанной территории г. Новосибирска централизованной системы холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения и горячего водоснабжения, приняв соответствующий муниципальный правовой акт; опубликовать данный муниципальный правовой акт в Бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска, направить его правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Новосибирска в границах <адрес>; предложить правообладателям земельных участков осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории г. Новосибирска в границах <адрес> в порядке, установленном ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с приложением № 1 к постановлению мэрии г. Новосибирска от 06 февраля 2018 года № 450 «О проекте планировки и проектах межевания территории, примыкающей к парку культуры и отдыха «Березовая роща» в Центральном и Дзержинском районах» территории г. Новосибирска, ограниченная ул. ФИО4, ул. ФИО2, ул. Гоголя, ул. Ипподромская, расположена в части квартала 03 в составе планировочного района 030.01.02.03 в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).

В соответствии с п. 2.5, 2.6, 2.7 Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории … (приложение № 3 к постановлению мэрии г. Новосибирска от 06 февраля 2018 года № 450 «О проекте планировки и проектах межевания территории, примыкающей к парку культуры и отдыха «Березовая роща» в Центральном и Дзержинском районах») на указанной территории предусмотрено централизованное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

Генеральным планом г. Новосибирска предусмотрено развитие территорий общественно-деловых зон.

Административный ответчик не исполнил свои полномочия. Незаконное бездействие ответчика повлекло нарушение прав административного истца на участие в осуществлении градостроительной деятельности на территории г. Новосибирска, на местное самоуправление.

На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит признать незаконными бездействие административного ответчика, выраженное в неисполнении полномочий по организации тепло, водоснабжения населения, водоотведения на территории г. Новосибирска, ограниченной <адрес>, ФИО2, Гоголя, ФИО5; непринятии муниципального правового акта о комплексном развитии территории г. Новосибирска ограниченной улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5 по инициативе органа местного самоуправления; ненаправлении правообладателю земельных участков с кадастровыми номерами и объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>ФИО1 копии муниципального правового акта о комплексном развитии указанной территории и непредложении осуществить деятельность по комплексному развитию данной территории; возложить на административного ответчика обязанности: решить вопрос организации тепло, водоснабжения населения, водоотведения на территории <адрес>, ограниченной <адрес>, ФИО2, Гоголя, ФИО5; принять муниципальный правовой акт о комплексном развитии данной территории по инициативе органа местного самоуправления и осуществить его опубликование и его направление административному истцу; осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории, ограниченной <адрес>, ФИО2, Гоголя, ФИО5 в порядке, установленном статьей 46.9 Градостроительного кодекса РФ.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – мэрии г. Новосибирска ФИО3, действующий на основании доверенности, представивший диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные требования не признал, представил письменный отзыв на административное исковое заявление.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит:

- <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 636 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (л.д. 9).

- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 562, адрес: <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 54-АБ ;

- <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом площадью 39,0 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 54-АБ .

Из представленного административным истцом технического паспорта на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> следует, что <адрес> года постройки, в доме отсутствует центральное водоснабжение и теплоснабжение, центральная канализация, центральное газоснабжение.

Также административным истцом представлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, из которого следует, что в доме отсутствует центральное водоснабжение и теплоснабжение, центральная канализация, центральное газоснабжение (л.д. 11-18).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением о решении вопроса по организации на территории г. Новосибирска, в границах <адрес>, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения; просил предложить правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных на указанной территории, осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории г. Новосибирска в границах <адрес> в порядке, установленном ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 34 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов;

Статьями 46.9, 46.10 Градостроительного кодекса предусмотрен порядок и условия осуществления двух видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления.

Статье 46.10 Градостроительного кодекса, регулирующей порядок комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления, предусмотрено, что решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (ч. 2).

В соответствии с ч. 3 ст. 46.10 Градостроительного кодекса РФ решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления может быть принято, если не менее 50 процентов от общей площади территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, занимают земельные участки:

на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления;

виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;

на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.

Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 года № 1288 утверждены Правила землепользования и застройки г. Новосибирска, согласно которым территория г. Новосибирска в границах улиц ФИО4, ФИО2, Гоголя, Ипподромская расположена в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), в которой отсутствует вид разрешенного использования земельных участив «для индивидуального жилищного строительства».

Из представленных административным истцом технических паспортов на жилые дома по <адрес> и <адрес> в <адрес> следует, что указанные дома являются объектами индивидуального жилищного строительства.

Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 года № 1288 утверждено приложение 8 «Карта границ территорий, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории», которая содержит территорию в границах улиц ФИО4, ФИО2, Гоголя, Ипподромская (фрагмент 48).

Между тем, определение территории, предусматривающей осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, не является безусловным основанием для принятия органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории.

Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления является его правом, которое может быть реализовано, в том числе, при наличии предусмотренных местным бюджетом расходных обязательств муниципального образования для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Статьей 46.9 Градостроительного кодекса урегулирована процедура комплексного развития территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Согласно ч. 4 ст. 46.9 Градостроительного кодекса комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье - договор). В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее в настоящей статье - соглашение).

В целях заключения договора правообладатель или заключившие соглашение правообладатели направляют в уполномоченный орган местного самоуправления подготовленные в соответствии с настоящим Кодексом проект планировки территории и проект межевания территории, а также проект договора и в случае, если правообладателей не менее чем два, соглашение. При этом указанный проект договора может устанавливать исключительно права и обязанности правообладателей (ч. 9 ст. 46.9).

С заявлением в порядке ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ о заключении договора о комплексном развитии территории ФИО1 в мэрию г. Новосибирска не обращался, проект планировки территории и проект межевания территории, а также проект договора о комплексном развитии территории административным истцом в мэрию г. Новосибирска не представлен.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает незаконных бездействий мэрии г. Новосибирска по осуществлению полномочий в рамках комплексного развития территории. Кроме того, непринятие мэрией г. Новосибирска решения о комплексном развитии территории г. Новосибирска ограниченной улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5 по инициативе органа местного самоуправления не влечет за собой нарушения прав административного истца, поскольку не лишает его возможности решить данный вопрос в порядке, предусмотренном ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ.

Обращение ФИО1, содержащее требование предложить правообладателям земельных участков осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории г. Новосибирска в границах <адрес> в порядке, установленном ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ, административным ответчиком рассмотрено. На обращение подготовлен и направлен административному истцу мотивированный ответ, разъяснена возможность осуществления комплексного развития территории по инициативе правообладателя в порядке ст. 46.9 Градостроительного кодекса.

Развитие застроенных территорий и организация в их границах тепло-, водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии со ст. 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч.3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в границах застроенной территории улиц Гоголя, ФИО2, ФИО4, ФИО5 отсутствуют многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу и многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, в связи с чем, основания для возложения на мэрию г. Новосибирска обязанности по организации тепло, водоснабжения населения, водоотведения на территории г. Новосибирска, ограниченной <адрес>, ФИО2, Гоголя, ФИО5, также отсутствуют.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении полномочий по организации тепло, водоснабжения населения, водоотведения на территории г. Новосибирска, ограниченной улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5; непринятии муниципального правового акта о комплексном развитии территории г. Новосибирска ограниченной улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5 по инициативе органа местного самоуправления; ненаправлению правообладателю земельных участков с кадастровыми номерами и объекта капитального строительства -индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>ФИО1 копии муниципального правового акта о комплексном развитии указанной территории и непредложении осуществить деятельность по комплексному развитию данной территории; возложении обязанности решить вопрос организации тепло, водоснабжения населения, водоотведения на территории г. Новосибирска, ограниченной улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5; принять муниципальный правовой акт о комплексном развитии данной территории по инициативе органа местного самоуправления и осуществить его опубликование и его направление административному истцу; осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории, ограниченно улицами ФИО4, ФИО2, Гоголя, ФИО5 в порядке, установленном статьей 46.9 Градостроительного кодекса РФ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Певина

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2019 года.