Дело № 2а – *** 1379 / 2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Юрга *** 07 июня 2016 года
Судья Юргинского городского суда Кемеровской области Герасимова Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к *** Автономной некоммерческой организации «Бизнес-Инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее *** Управление) обратилось к *** Автономной некоммерческой организации «Бизнес-Инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации» (далее *** «Юрга-Технологии-Инновации») с административным иском, просит ликвидировать данную некоммерческую организацию в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 3-5).
Административные исковые требования обоснованы тем, что *** «Юрга-Технологии-Инновации», зарегистрирована *** 05 ноября 2009 Управлением Федеральной налоговой службой на основании распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 27 октября 2009г. № 1154, ОГРН ***, учётный номер ***. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации, вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (уполномоченным органом является *** Управление). В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трёх дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трёхдневный срок и до настоящего времени в *** Управление не представлены обновленные сведения об адресе Организации в пределах ее нахождения и документы, необходимые для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением, с отметкой Почты России «Отсутствие адресата по указанному адресу», что свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации, указанному в п. 1.10 устава Организации и в Едином государственном реестре юридических лиц, не осуществляется.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма и сроки предоставления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 № 72 утверждены формы № *** и № ***, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 3.1. указанного закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, либо лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют ыв уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности сроки, которые определяются уполномоченным органом. Однако отчетные документы Организации за 2014, 2015 годы в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлены.
Согласно п. 3.2. ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности или отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002. Порядок данного размещения утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации. Однако данная обязанность по размещению отчетов или сообщения о продолжении деятельности, Организацией не исполнена.
Таким образом, ответчиком неоднократно нарушены требования ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно п. 10 которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Факт неоднократности нарушений ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» выражается в непредставлении обновленных сведений об адресе *** «Юрга-Технологии-Инновации» и документов для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц; отчетных документов за 2014 и 2015 года; неразмещении отчетных документов в сети Интернет за 2014-2015 года.
Кроме того, о фактическом прекращении деятельности Организации свидетельствует непредставление отчетных документов, документов для внесения изменений в учредительные документы и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе Организации.
Административный истец, будучи извещен о времени и месте судебного заседания посредством факсимальной связи (л.д. 30-31), своего представителя в суд не направил. В административном исковом заявлении изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие административного истца (л.д.3-5).
Административный ответчик *** «Юрга-Технологии-Инновации», будучи извещена о времени и месте судебного заседания в силу ч. 3 ст. 263 КАС РФ через директора *** Шереметьеву Ю.Ф. (согласно ЕГРЮ (л.д. 16), что подтверждается подписью в судебной расписки, в суд своего представителя не направило.
Согласно пп. 1.3. п. 1 Устава *** «Юрга-Технологии-Инновации» ее учредителями являются Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский политехнический университет», Администрация города Юрги и Муниципальный фонд поддержки промышленности и предпринимательства города Юрги. Указанные организация были привлечены определением суда в качестве заинтересованных лиц и извещены надлежащим образом, что следует из судебных расписок, в суд своих представителей не направили. При этом, установлено, что Муниципальный фонд поддержки промышленности и предпринимательства города Юрги ликвидирован на основании решения Юргинского городского суда от 29 апреля 2016, вступившего в законную силу 06 июня 2016.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, будучи извещено о месте и времени судебного заседания надлежащим образом согласно отслеживанию почтовых отправлений, в суд своего представителя не направили.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее *** Закон N 7-ФЗ) некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов (форма N ОН0001), а также отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма N ОН0002), по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 29 марта 2010 года N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1. ст. 32 названного Закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п. 3, п. 3.1).
Согласно п. 3.2 ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Согласно п. 1 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 07 октября 2010 года N 252, настоящий Порядок разработан во исполнение п. 3.2. ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ и регулирует вопросы размещения в сети Интернет отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, и сообщений некоммерческих организаций о продолжении своей деятельности.
В силу п.п. 2, 3 Порядка отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет. Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.
Пункт 4 Порядка указывает, что направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение. Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним (п. 5 Порядка).
Размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://www.minjust.ru/), приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных пп. 3-3.2 ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27 октября 2009 *** Управлением было принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации *** «Юрга-Технологии-Инновации» (л.д. 14), 05 ноября 2009 запись об организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 15).
Пунктом 1.1. Устава *** «Юрга-Технологии-Инновации» предусмотрено, что названная организация является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных учредительных взносов Учредителей, в целях предоставления услуг в сфере инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры города. Местонахождение организации определено в п. 1.10. Устава как г.Юрга, ул.Московская 34 (л.д. 7).
В силу п. 2.1 Устава организации поименованы цели создания организации – предоставление услуг в сфере создания и развития среды, благоприятной для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых направлена на развитие производства новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий, а также создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств в инновационную деятельность, включая следующие направления: новые производственные технологии и материалы, информационные технологии, экология и рациональное природопользование, создания системы вовлечения молодежи в малый и средний бизнес (л.д. 7-8).
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе, общественных организаций.
В ходе осуществления контроля за деятельностью *** «Юрга-Технологии-Инновации» *** Управлением были выявлены нарушения.
В частности, в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 *** Закона N 7-ФЗ организация не представила в уполномоченный орган информацию о продолжении деятельности за 2014, 2015 годы с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с выявленными нарушениями в адрес организации направлено предупреждение от 27 апреля 2015 о необходимости устранения недостатков; административному ответчику был установлен срок для устранения недостатков до 15 июня 2015 (л.д. 17) Направленное в адрес организации предупреждение исполнено не было.
17 июня 2015 в адрес организации было направлено повторное предупреждение, организации предложено представить предусмотренные абз. 4 ч. 1 ст. 29 *** Закона N 7-ФЗ сведения, начиная с 2014 года, а также предложено представить сведения, предусмотренные ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ. Повторное предупреждение организацией также не было исполнено.
Таким образом, не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. Доказательств обратного, в том числе заявлений о соответствии п. 3.1 ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ, административным ответчиком не представлено. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организацией, не устранены.
Согласно п. 1 ст. 18 *** Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
В силу п. 10 ст. 32 *** Закона N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что *** «Юрга-Технологии-Инновации» допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.
Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. При таких обстоятельствах требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.21 *** Закона N 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. С учетом изложенного, подлежат удовлетворению и исковые требования об исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц; сведения о юридическом лице подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 264, 293-294 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Исковое административное заявление *** управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к *** Автономной некоммерческой организации «Бизнес-Инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать *** Автономную некоммерческую организацию «Бизнес-Инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации» (ОГРН ***).
Исключить сведения о *** Автономной некоммерческой организации «Бизнес-Инкубатор «Юрга-Технологии-Инновации» (ОГРН ***) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья