ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1379/21 от 12.11.2021 Каневской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1379/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО1 Краснодарского края 12 ноября 2021 г.

Судья Каневского районного суда Краснодарского края ФИО2,

при секретаре Махорт Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю обратился в Каневской районный суд с административным исковым заявление к административному ответчику ФИО3 о взыскании задолженности по налогам, указывая, что административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС РФ №4 по Краснодарскому краю и является налогоплательщиком. Определением мирового судьи судебного участка № 256 Каневского района Краснодарского края от 09.06.2021, судебный приказ от 20.05.2021 г. о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций подлежащих уплате в бюджет Российской Федерации отменен, в связи с подачей должником возражения без предоставления каких-либо доказательств относительно исполнения судебного приказа. Должник имеет в собственности указанные в налоговом уведомлении объекты транспортных средств, а именно: БЕЛАРУС 82.1, г.н. 23 УК7560, КАМА3 5410, г.н. У 941 НУ 23, КРА3 250, г.н. Р 928ХР93, КАМАЗ 53202, г.н. Х181ХК23, Т-70СМ, г.н. 23 УТ6638, Т-156А-05, г.н. 23 УН5201, УА3 452Д, г.н. В409 ТМ93.

Взыскателем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ исчислены пени по налогу за 2014-2018 год и в адрес должника направлено налоговое уведомление (уведомления) о необходимости уплаты налогов. Так же должник не исполнил своевременно обязанность по оплате земельного налога ОКТМО 03620402 за периоды с 2015 по 2018 г., в связи с чем начислена пеня 765-08 руб., и земельный налог ОКТМО 03620404 за период с 2015 по 2017 в размере 5733-07 руб. До настоящего времени должником обязанность, по уплате налогов закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ в установленные законодательством сроки не исполнена.

Просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2019 г. в размере

31215 руб. и пеню 24801-73 руб., земельный налог (пеню) ОКТМО 03620402 за 2015 - 2018 г. в размере 765-08 руб., земельный налог ( пеня) ОКТМО 03620404 за период с 2015 по 2017 в размере 5733-07 руб. и налог на имущество (пеня) за 2017 г. в размере 3017-16 руб.

В судебное заседание стороны не явились, уведомлены надлежащим образом, в суд представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В ранее состоявшемся судебном заседании представитель административного истца требования поддержала и просит удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик в ранее состоявшемся судебном заседании иск не признал, просил применить к требованиям истца срок исковой давности, представил в суд определение Арбитражного суда от 27.12.2018 г. о принятии отчета о завершении конкурсного производства в отношении ответчика ФИО3 и ксерокопию дела А32-30331/12-38/605-Б о несостоятельности (банкротстве) ответчика, отчета конкурсного управляющего подтверждающего, что все принадлежащее ответчику имущество указанное в требовании истца, было реализовано на торгах.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 62 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств на которые стороны ссылаются в обоснование своих требований или возражений, лежит на сторонах, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст.388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Согласно ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения транспортных средств на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Проверка соблюдения срока обращения налоговым органом в суд неразрывно связана с проверкой соблюдения порядка взыскания налога, предусмотренного статьями 52,69,70 НК РФ. Нарушение порядка взыскания налогов является основанием для отказа в удовлетворении требований по существу. В силу п. п. 1 и 2 с. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога ( ст. 52 НК РФ).

В силу п. 4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, то обязанность по уплате налога у налогоплательщика, возникает не ранее даты получения налогового уведомления, содержание которого определено в ст. 52 НК РФ. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст.70 НК РФ). Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, ст. 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 78291054 от 01.09.2020 г. в котором, транспортный налог рассчитан на автомобили: БЕЛАРУС 82.1, 2010 г. выпуска, дата регистрации 20.08.2010, дата утраты права 11.08.2017 г., КАМА35410. 1987 г. выпуска, дата утраты права 2017 г., КРА3250, 1992 г. выпуска, автомобили грузовые, г/н , КАМА 353202, год выпуска 1981, прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, г/н 23УТ6638, Т-70СМ, 2008 г. выпуска, прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, г/н 23УН5201. Т-156А-05, 1995 г. выпуска, снят с учета в 2017 г., автомобили грузовые, г/н , УА3452Д, 1985 г. выпуска, исходя из мощности автомобилей которые находились в собственности налогоплательщика в течение 2019 г.

Суд полагает, что данные требования подлежат удовлетворению только в части взыскания транспортного налога за 2019 за прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу Т-70СМ, 2008 г., г/н 23УТ6638, в размере 1050 руб., КАМАЗ53202 г/н в размере 12540 руб., КРАЗ250 г/н в размере 3600 руб. В остальной части требования удовлетворению не подлежат, поскольку автомобили указанные транспортные средства, как и жилой дом и земельный участок принадлежавшие ранее ответчику, были реализованы с торгов в период с 2017 по 2018 г.

В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на

лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника недвижимого имущества обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли- продажи третьему лицу в рамках конкурсного производства. В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом, начислены пени по транспортному налогу за период с 2014 по 2018 г. в общем размере 24725-84 руб., налог на имущество ( пеня) 3017-16 руб., земельный налог ( пеня) 765-08 руб., земельный налог ( пеня) 5733-07 руб.

Ответчику направлено требование № 30385 об уплате пени со сроком исполнения до 17.11.2020 г.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился 20 мая 2021 г., т.е. с нарушением специального срока (шестимесячного) для подачи заявления о выдаче судебного приказа, предусмотренного ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд.

В соответствии с Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О), принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному за 2019 г. подлежит частичному удовлетворению в размере 17190 руб., требования о взыскание пени по транспортному налогу за 2014-2018, имущественному налогу за 2017 и земельному налогу за 2014-2018 удовлетворению не подлежат, по указанным выше обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить в части.

Взыскать в доход государства в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю с административного ответчика ФИО3 ИНН № <***>, транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 17190 руб.

Реквизиты для уплаты налога: расчетный счет <***>, ИНН налогового органа 2334018811, УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю), наименование банка: Южное ГУ Банка России, БИК 040349001.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с административного ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 687-60 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15.11.2021 г.

Судья: