ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/17 от 03.10.2017 Озерского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-137/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2017 года г.Озерск

Судья Озерского районного суда Калининградской области Карницкая А.В.,

при секретаре Журавлевой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новостроевская средняя общеобразовательная школа» Макрецкого С.В.,

представителя заинтересованного лица прокуратуры Озерского района Калининградской области зам. прокурора Озерского района Калининградской области Дмитриевой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новостроевская средняя общеобразовательная школа» к Отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя общеобразовательная школа», являясь должником по исполнительному производству, просит в порядке ч.6 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» освободить его от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя Отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области от ДД.ДД.ДД в рамках исполнительного производства № от ДД.ДД.ДД по возложению обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий и помещений учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно, в срок до ДД.ДД.ДД демонтировать следующие котельные общеобразовательного учреждения:

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......,

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......;

расположенную в здании учебных мастерских по адресу: .......;

пристроенную к зданию библиотеки по адресу: ........

В административном исковом заявлении истец ссылается, что исполнение решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, связанных с особой процедурой выполнения работ по строительству котельной для обслуживания четырех зданий школы. Административный истец в своих полномочиях по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам ограничен как бюджетным финансированием, так и порядком, установленным Законом о контрактной системе. Проектирование и строительство отдельно стоящей котельной осуществляется истцом в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ДД.ДД.ДД заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту «Котельная для зданий Новостроевской средней школы в пос. Новостроево Озерского района Калининградской области». 2-этап контракта заканчивается ДД.ДД.ДД. Озерским районным судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ДД.ДД.

В судебном заседании представитель административного истца Макрецкий С.В. требования заявления поддержал и пояснил, что препятствием к исполнению решения суда является отсутствие отдельно стоящей котельной. Исполнение решения суда и демонтаж котельных, указанных в решении суда, при отсутствии иного источника теплоснабжения невозможно, так как приведет к прекращению работы образовательного учреждения, в котором обучается <......> детей. Работы по проектированию котельной находятся на завершающей стадии, то есть на стадии согласования. После процедур согласования в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе будет выбран подрядчик строительства.

Административный ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Административным ответчиком Отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области представлен письменный отзыв с просьбой об отказе в удовлетворении административного иска с указанием о законности постановления от ДД.ДД.ДД о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства в связи с неисполнением решения суда в срок для добровольного исполнения. Отсрочка исполнения решения суда была получена должником лишь ДД.ДД.ДД. Уведомление должника о возбуждении исполнительного производства, направленное должнику ДД.ДД.ДД, является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе, в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции- взыскания исполнительского сбора.

Зам. прокурора Озерского района Дмитриева К.К. полагает требования административного искового заявления подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив представленные материалы, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.5 Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве»).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 Закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии с ч.1 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Часть 6 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено судом, решением Озерского районного суда Калининградской области от ДД.ДД.ДД по гражданскому делу на МБОУ СОШ пос. Новостроево Озерского района возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий и помещений учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, в срок до ДД.ДД.ДД демонтировать следующие котельные общеобразовательного учреждения:

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......,

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......;

расположенную в здании учебных мастерских по адресу: .......;

пристроенную к зданию библиотеки по адресу: .......

На администрацию МО «Озерский городской округ» возложена обязанность принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ пос. Новостроево Озерского района путем выделения денежных средств на выполнение указанных противопожарных мероприятий.

ДД.ДД.ДД решение вступило в законную силу.

ДД.ДД.ДД судебным приставом-исполнителем Отдела по особым исполнительным производства Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области на основании исполнительного листа , выданного Озерским районным судом взыскателю ДД.ДД.ДД, возбуждено исполнительное производство №

Должнику МБОУ СОШ пос. Новостроево Озерского района установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, постановление направлено должнику ДД.ДД.ДД.

Определением Озерского районного суда от ДД.ДД.ДД должнику МБОУ СОШ пос. Новостроево Озерского района предоставлена отсрочка исполнения решения от ДД.ДД.ДД до ДД.ДД.ДД.

ДД.ДД.ДД должник (после переименования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя общеобразовательная школа») вновь обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.

Определением Озерского районного суда от ДД.ДД.ДД, вступившим в законную силу ДД.ДД.ДД, должнику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждение «Новостроевская средняя общеобразовательная школа» предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ДД.ДД.

Постановлением начальника Отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области – старшего судебного пристава Батуровской И.В. от ДД.ДД.ДД с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ДД.ДД.

По смыслу приведенных выше правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из содержания административного искового заявления усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный приставом, административный истец указал, что предпринимаются все зависящие от истца меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из пояснений представителя административного истца следует, что сам по себе демонтаж существующих котельных не требует каких-либо значительных финансовых средств и может быть технически произведен силами образовательного учреждения в кратчайший срок, однако такой демонтаж невозможен, так как образовательное учреждение не имеет иного источника теплоснабжения.

Представленными документами в судебном заседании подтверждены доводы административного искового заявления о том, что неисполнение решения суда до настоящего времени вызвано объективными причинами, в том числе необходимостью подготовки проектно-сметной документации на строительство нового здания котельной для теплового снабжения зданий школы, необходимостью выполнения предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедур и производства строительных работ по возведению нового здания котельной.

Суд учитывает, что административный истец не уклоняется от исполнения решения суда и принимает все необходимые меры для его исполнения.

В этих целях согласно ч.ч.13, 14 ст.21 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ДД.ДД.ДД заключен муниципальный контракт № на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Котельная для здания Новостроевской средней школы в пос. Новостроево Озерского района Калининградской области». 1-ый этап контракта, включающий выполнение изысканий, разработку проектной и рабочей документации, закончен ДД.ДД.ДД, 2-ой этап контракта должен заканчиваться ДД.ДД.ДД – не более 60 календарных дней с даты регистрации в органах государственной экспертизы заявления о проведении экспертизы до передачи заказчику рабочей документации, результатов инженерных изысканий с положительными заключениями государственной экспертизы.

При этом суд полагает обоснованными доводы административного истца о том, что не исполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины административного истца и наличия оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Кроме того, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Помимо вышеизложенного судом учтено и то обстоятельство, что административный истец в своих полномочиях предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам ограничен как бюджетным финансированием, так и порядком, установленным Законом о контрактной системе.

Таким образом, исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер ввиду необходимости до производства демонтажа существующих котельных обеспечить наличие иного источника теплоснабжения для образовательного учреждения. С учетом того, что административным ответчиком предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не совершение должником действий по демонтажу существующих котельных в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.

Суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, и полагает, что при указанных выше обстоятельствах отсутствуют основания для применения меры штрафного характера - исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

На основании ч.7 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», учитывая отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, суд освобождает должника от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя Отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области от ДД.ДД.ДД в рамках исполнительного производства № от ДД.ДД.ДД по возложению обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий и помещений учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно, в срок до 15 октября 2016 года демонтировать следующие котельные общеобразовательного учреждения: расположенную в подвальном помещении по адресу: .......; расположенную в подвальном помещении по адресу: .......; расположенную в здании учебных мастерских по адресу: .......; пристроенную к зданию библиотеки по адресу: ........

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новостроевская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.

Освободить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя общеобразовательная школа» от исполнительского сбора, наложенного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя Отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области от ДД.ДД.ДД в рамках исполнительного производства № от ДД.ДД.ДД по возложению обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния зданий и помещений учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно, в срок до ДД.ДД.ДД демонтировать следующие котельные общеобразовательного учреждения:

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......;

расположенную в подвальном помещении по адресу: .......;

расположенную в здании учебных мастерских по адресу: .......

пристроенную к зданию библиотеки по адресу: .......

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2017 года.

Судья ____________________________________________