ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/20 от 15.06.2020 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-137/2020

Решение

Именем Российской Федерации

15 июня 2020 года с. Богородское

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе: судьи Хегай Л.А., при секретаре судебного заседания Денисенко К.В., с участием представителя административного истца Пивнюк Е.А., представителя административного ответчика Руссковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурору к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

Установил:

Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор (далее Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения требований) к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию мер к осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и возложении обязанности организовать данный контроль на территории Ульчского муниципального района Хабаровского края, путем разработки и утверждения административного регламента осуществления Администрацией контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, внесения данного вида муниципального контроля в Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление.

В обоснование требований в административном иске указано, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере исполнения законодательства о недрах, в ходе которой установлено, что на территории Ульчского муниципального района осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых, таких как строительный камень (андезит), песчано-гравийная смесь, компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», ООО «Карьер-2». Постановлением Администрации утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории Ульчского муниципального района, в который не включен контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на его осуществление, и как следствие не разработан соответствующий нормативный правовой акт, в том числе административный регламент. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, Прокурор указывает на неосуществление Администрацией указанного вида муниципального контроля, отнесенного к полномочиям органов местного самоуправления, что может привести к бесконтрольному пользованию общераспространенными полезными ископаемыми и их истощению, что создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, приводит к нарушению прав граждан на благополучную окружающую среду, несвоевременному выявлению и пресечению нарушений, допускаемых недропользователями.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – старший помощник прокурора Ульчского района Хабаровского края Пивнюк Е.А., требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Русскова М.А. требования не признала, возражала против их удовлетворения, суду пояснила, что регулирование отношений недропользования к полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Положения Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), в этой части, приняты ранее, в связи с чем, в федеральном законодательстве существует противоречие. Кроме того, в соответствии с Законом «О недрах», регулирование отношений недропользования является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Более того, муниципальный контроль в сфере недропользования не самостоятельный вид муниципального контроля, осуществляется в рамках земельного контроля, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности. В данном случае, участки, где осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых, не являются муниципальными землями.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Согласно ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в частности, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 данного Закона, определяющей условия предоставления в пользование участков недр местного значения и использование добытых на таких участках недр общераспространенных полезных ископаемых.

Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ.В соответствии со статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п. 9 ст. 5 Устава Ульчского муниципального района Хабаровского края, в редакции утвержденной решением Собрания депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края от 29.01.2020 № 259-22, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно ст. 6.1 Устава, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Хабаровского края.

На основании ст.ст. 36, 37 Устава администрация района является исполнительно-распорядительным органом Ульчского муниципального района, которая обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения Ульчского района в соответствии со статьей 5 настоящего Устава в интересах населения района.

Постановлением администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 25.12.2018 № 1269-па, утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории Ульчского муниципального района, в который такой вид муниципального контроля, как контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не включен.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации района, в части непринятия мер к осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, так как может привести к бесконтрольному пользованию общераспространенными полезными ископаемыми и их истощению, что создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, приводит к нарушению прав граждан на благополучную окружающую среду, несвоевременному выявлению и пресечению нарушений, допускаемых недропользователями.

В связи с установленными нарушениями требований законодательства, на основании ст. 227 КАС РФ, суд возлагает обязанность на административного ответчика устранить данные нарушения, как требует Прокурор, путем разработки и утверждения административного регламента осуществления Администрацией контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и внесения данного вида муниципального контроля в Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление.

Таким образом, административное исковое заявление Прокурора к Администрации подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы Администрации об отсутствии у органов местного самоуправления муниципального района полномочий на осуществления указанного вида муниципального контроля, о наличии противоречий в действующем законодательстве, о том, что указанный вид контроля не самостоятелен, а сопряжен с иными видами контроля, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Решил:

Административный иск Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурору к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края по непринятию мер к осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Возложить на администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края обязанность организовать контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Ульчского муниципального района Хабаровского края, путем разработки и утверждения административного регламента осуществления администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и внесения данного вида муниципального контроля в Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление.

Обязать администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течении одного месяца со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 25 июня 2020 года.

Судья подпись Л.А. Хегай

<данные изъяты>

Судья Л.А. Хегай