Дело № 2а-137/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Романенко Н.А.,
при секретаре Букреевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району г. Оренбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району
г. Оренбурга (далее – ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого, с учетом уточнения иска от **.**.**** указала следующие обстоятельства.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга в соответствии с гл. 32 НК РФ, Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) «О налогах на имущество физических лиц» исчислила административному ответчику ФИО1, имеющему в собственности имущество (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, налог на имущество физических лиц за 2011 год в размере * руб. * коп., за 2012 год в размере * руб. * коп., за 2013 год в размере * руб., направив налоговые уведомления. Поскольку указанный налог в установленные законом срок уплачен не был, инспекцией начислены пени за период с **.**.**** по **.**.**** в размере * руб. * коп. Должнику по почте заказным письмом направлялись требования об уплате налога и пени
*, *, *, *.
Административному ответчику при расчете налога на имущество физических лиц за 2013 год представлена льгота на объект – квартиру по адресу: <адрес> в размере * руб., в связи с тем, что с **.**.**** налогоплательщик является пенсионером по возрасту.
Поскольку предоставление налоговой льготы носит заявительный характер, налоговая льгота ФИО1 предоставлена налоговым органом самостоятельно в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Ссылаясь на указанное и утверждая, что вышеназванные суммы налогов и пени ФИО1 по настоящее время не уплачены, административный истец просит взыскать их с ответчика в судебном порядке.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о его времени и месте, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменные пояснения на иск, в которых указал, что требования об уплате за период с 2008 по 2016 года налога он не получал, с 2008 года является <данные изъяты>. На период 2011, 2012, 2013 года действовал налоговый кодекс, по которому имущество, находящееся в собственности у пенсионера, налогом не облагается. Закон обратной силы не имеет. Все сроки взыскания прошли. По обстоятельствам письменных уведомлений пояснил, что с * года зарегистрирован по адресу: <адрес>,
<адрес>, с * года по адресу: <адрес>. К адресу: <адрес>, по которому налоговым органом направлялись уведомления и требования об уплате налогов и пени, он никакого отношения не имеет.
С учётом указанного, и в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя истца, явка которого судом не признана обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1ст. 23 НК РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991 (далее Закон), является плательщиком налога на имущество, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1 ст.1 и п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 2003-1) граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в том числе дети, если они являются собственниками вышеуказанного имущества.
Согласно ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 (далее Закон) объектами налогообложения признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии со ст. 3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Согласно ст. 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года (ранее Законом был установлен иной срок уплаты не позднее 1 апреля), следующего за годом, за который исчислен налог.
На основании представленных истцом доказательств судом установлено, что административный ответчик ФИО1 с **.**.**** является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании представленных истцом доказательств судом установлено, что налогоплательщику исчислен к уплате налог на имущество физических лиц в сумме * руб. * коп., из которых: за 2011 год – * руб. * коп., за 2012 год – * руб. * коп., за 2013 год – * руб.
На имя ФИО1 по адресу <адрес> налоговой инспекцией направлено налоговое уведомление * о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц (квартиру) в размере * руб. 10 коп., срок исполнения требования до 01.11.2012.
На имя ФИО1 по адресу <адрес>, налоговой инспекцией направлено налоговое уведомление * о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц (квартиру) в размере * руб. * коп., срок исполнения требования до 01.11.2013.
**.**.**** на имя ФИО1 по адресу: <адрес>,налоговой инспекцией направлено налоговое уведомление * о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц (квартиру) в размере * руб. * коп., срок исполнения требования до 05.11.2014.
На имя ФИО1 по адресу: <адрес>, налоговой инспекцией направлено требование * об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере * руб. * коп., в требовании установлен срок уплаты налога до 17.02.2014.
На имя ФИО1 по адресу: <адрес>, налоговой инспекцией направлено требование * об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере * руб. * коп., в требовании установлен срок уплаты налога до 26.08.2013.
На имя ФИО1 по адресу: <адрес>,налоговой инспекцией направлено требование * об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере * руб. * коп. в требовании установлен срок уплаты налога до 09.01.2013.
На имя ФИО1 по адресу: <адрес>, налоговой инспекцией направлено требование * об уплате налога, сбора, пени, штрафа в размере * руб. * коп., в требовании установлен срок уплаты налога до 05.02.2015.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность сообщить о фактах регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), но не на налогоплательщика – физическое лицо.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявлять требования о взыскании пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до погашения основного обязательства по уплате страховых взносов, при этом в обязательном порядке должны соблюдаться сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности по обязательным платежам и пени.
В обоснование доводов о несогласии с исковыми требованиями ответчиком ФИО1 указано, что он требования и уведомления налогового органа за периоды до 2015 года не получал. При получении требований в 2016 году им были оплачены указанные уведомлении суммы, что подтверждается квитанциями.
Судом проверены данные доводы ответчика.
Как установлено судом из пояснений истца, сведений, содержащихся в паспорте на имя ФИО1, ответчик ФИО1 с * года зарегистрирован по адресу: <адрес>,
<адрес>, с * года по адресу: <адрес>, где фактически и проживает. Данные объекты недвижимости находятся в собственности ответчика.
Судом из представленных налоговым органом требований и уведомлений, которые направлялись на имя ФИО1 в период с 2011 по 2015 г., установлено, что вся корреспонденция ошибочно фактически направлялась по адресу:
<адрес>, что также указано в списках и реестрах об отправке заказной корреспонденции, тогда как ответчик ФИО1 к данному адресу никакого отношения не имеет, поскольку в <адрес> не проживает, регистрации по указанному адресу не имеет, как не имеет в собственности недвижимого имущество по указанному адресу, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика – физического лица, которые представлены налоговым органом к исковому заявлению.
Таким образом, при направлении в адрес ФИО1 уведомлений и требования об уплате налогов и пени за 2001, 2012, 2013 г. налоговым органом данная корреспонденция направлялась ошибочно в иной населенный пункт и по другому адресу, в связи с чем налогоплательщик был лишен возможности своевременно получить корреспонденцию и исполнить обязанность по уплате налоговых платежей.
Поскольку административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по налогам и пени, начисленных на недоимку по налогам, образовавшуюся за 2011, 2012, 2013 годы, при этом доказательств принятия мер, направленных на взыскание недоимки, а также доказательств направления в адрес налогоплательщика в установленные законом сроки соответствующих уведомлений, требований налоговой инспекцией не представлено, сроки для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика как уведомлений и требований за период 2011, 2012, 2013 истекли, о чем указал ответчик, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей (недоимки по налогу на имущество и пени) – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Медногорский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Справка: решение в окончательной форме составлено: 25.04.2017.
Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко