ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/2018 от 09.04.2018 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-137/2018 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Большая Соснова 09 апреля 2018 года

Большесосновский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Селютиной С.Л.,

с участием административного истца прокурора Кузнецовой Н.Ю.,

с участием представителя административного ответчика Конько Н.Г.,

при секретаре Погосян О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большесосновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большесосновского сельского поселения о приведении в соответствие с действующим законодательством постановления администрации № 304 от 11.11.2016,

у с т а н о в и л :

Административный истец прокурор Большесосновского района обратился в суд с административным иском к в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большесосновского сельского поселения о приведении в соответствие с действующим законодательством постановления администрации № 304 от 11.11.2016, указывая на то, что прокуратурой района проведена правовая экспертиза постановления администрации Большесосновского сельского поселения от 11.11.20 16 г. № 304 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг системы ЖКХ» (далее -Постановление № 304). Ряд положений Постановления № 304 противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе статье 78 Бюджетного кодекса РФ и подлежит приведению в соответствие с ним.

В суде административный истец на заявленных требованиях настаивал.

Административный ответчик заявленные требования признал в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные документы, пришел у к следующему.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ­производителям товаров, работ, услуг.

Однако, в Постановлении № 304 требования, указанные Постановлением Правительства РФ от 06.09.20 16 № 887 не соблюдены в следующем: - не указаны требования к отчетности (п. «в» ч.2); - не указаны требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (п. «г» ч.2); - не указан размер субсидии (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения (п. «г» ч. 4); - не указаны условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии (далее - соглашение) (п. «д» ч. 4); - не указаны требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения

(либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом (п. «е» ч. 4):

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом); у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации,
из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом); получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий ­индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом); получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа; - не указано установление показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости) (п. «з» ч. 4); - не указаны сроки (периодичность) перечисления субсидии (п. «и» ч. 4); - не указаны счета, на которые перечисляется субсидия (п. «к» ч. 4); - не указаны Требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей, указанных в подпункте "з" пункта 4 настоящего документа, или право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии указанной отчетности (ч.5); - не указаны (ч. 6) Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают: б) следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля; в случае не достижения показателей, указанных в подпункте "з" пункта 4 настоящего документа; штрафные санкции (при необходимости); иные меры ответственности, определенные правовым актом; - не указаны требования ч.9 -Правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 - 6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте "а" пункта 4
настоящего документа, в сроки, установленные подпунктом "б" пункта 4 настоящего документа, решения; о перечислении субсидии на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях;

о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.

В статью 78 Бюджетного кодекса РФ федеральными законами от 18.07.2017 № 178-ФЗ, от 28.12.2017 № 434-Ф3 были внесены соответствующие изменения, которые не были урегулированы в Постановлении № 304. Такие как: - случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии) (подп. 4 пункта 3 ст. 78 БК РФ); - При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по

данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (п.5 ст. 78 БК РФ).

Кроме того, пунктом 3.2.4 Постановления № 304 указано, что администрация Большесосновского сельского поселения утверждает постановлением главы администрации сельского поселения.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, в указанном пункте 3.2.4 Постановления № 304 указана неверная форма нормативного правового акта - в форме постановления главы администрации.

Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг системы ЖКХ, утвержденный постановления администрации Большесосновского сельского поселения от 11.11.20 16 г. № 304 является публично-правовым нормативным актом, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

На основании изложенного, постановление № 304 не соответствует требованиям, установленных статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем исковые требования прокурора Большесосновского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 173-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора Большесосновского района Пермского края удовлетворить.

Обязать Администрацию Большесосновского сельского поселения привести в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 06.09.20 16 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» постановление администрации Большесосновского сельского поселения от 11.11.2016 г. № 304 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг системы ЖКХ».

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца.

Судья С.Л. Селютина