ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/2022 от 28.04.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-137/2022

УИД 69RS0023-01-2021-000458-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Осташков 28 апреля 2022 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Сысоевой А.А.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Золотаренко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области и МКУ «Управление сельскими территориями» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании условий для массового отдыха граждан и организации обустройства места массового отдыха граждан у воды, неосуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья на водном объекте - пляже и возложении обязанности устранить указанные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, в котором с учетом уточнений просит о признании незаконным бездействия Администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившегося в не создании условий для массового отдыха граждан и организации обустройства места массового отдыха граждан у воды, неосуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер и возложении обязанности организовать на территории Осташковского городского округа обустройство места массового отдыха населения у воды-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер , осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30.05.2006 г. №126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности Администрации Осташковского городского округа Тверской области в части реализации полномочий по обеспечению безопасности на водных объектах, в ходе которой установлены нарушения п. 20, 29, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Водного кодекса РФ в части бездействия Администрации по организации обустройства мест массового отдыха граждан у воды в соответствии с требованиями постановления Администрации Тверской области от 30.05.2006 № 126-па «Об утверждении Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области». Правовые акты по отведению, обустройству мест массового отдыха граждан у воды не принимались, места для отдыха граждан у воды, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства на территории городского округа отсутствуют, меры по организации мест массового отдыха населения у воды не приняты, в связи с чем, граждане вынуждены посещать водные объекты в не отведенных местах, что влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Из информации Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Тверской области от 16.06.2021 № 1111-11-9 в период 2019-2021 годов заявок на проведение технического освидетельствования муниципальных мест массового отдыха людей на воде в ГУ МЧС России по Тверской области не поступало. Последнее техническое освидетельствование данных мест проводилось в 2019 году в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.

По данным территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Торжке (информация от 09.06.2021) в 2019-2021 годах из администрации Осташковского городского округа Тверской области заявки на обследование мест массового отдыха людей на воде для получения заключения о соответствии санитарным нормам водных объектов общего пользования в целях купания не поступали.

Полагает, что организация обустройства мест массового отдыха населения у воды, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья являются обязанностями администрации Осташковского городского округа Тверской области.

По состоянию на 09.06.2021 водные объекты и почвы мест массового отдыха людей на воде, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления, не обследованы, ввиду отсутствия заключений уполномоченных органов места массового отдыха и купания, в качестве таковых органом местного самоуправления на территории городского округа не определены.

При этом, ежегодно администрацией Осташковского городского округа Тверской области в план мероприятий по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах Осташковского городского округа, в том числе и на 2021 год, планируются мероприятия по планированию и утверждению мероприятий по подготовке мест массового отдыха на территории Осташковского городского округа к купальному сезону; определение и подготовка мест массового отдыха населения на территории Осташковского городского округа в период купального сезона; проведение водолазного обследования и очистка дна акваторий пляжей и других установленных мест для купания; отведение на территориях пляжей участков водной акватории для купания детей не умеющих плавать; согласование и проведение технического освидетельствования мест массового отдыха на воде в ГИМС МЧС России.

Таким образом, в настоящее время на территории Осташковского городского округа Тверской области оборудованных мест для массового отдыха людей на воде, соответствующих разделу 2 Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, не имеется, Администрация не обращалась за получением разрешений на пользование местами массового отдыха людей у воды, за получением санитарно-эпидемиологического заключения на пользование водным объектом в целях купания на исторически сложившихся местах купания, спасательные мероприятия не организованы, информации по обследованию акватории дна не имеется.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о бездействии Администрации Осташковского городского округа Тверской области в вопросах организации обустройства мест массового отдыха людей у воды, что является незаконным.

Ненадлежащая организация мест массового отдыха и купания городского округа, невыполнение требований федерального законодательства, Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с использованием для купания и массового отдыха граждан объектов, не соответствующих установленным требованиям и создаст угрозу возникновения массовых заболеваний среди населения и гибели людей, нарушает права граждан на безопасный и комфортный отдых.

Определениями суда от 07.02.2022 г. и от 31.03.2022г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МКУ «Управление сельскими территориями» и комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области на основании доверенности Золотаренко Я.В. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном отзыве административные исковые требования прокурора не признал, пояснив, что в муниципальной собственности Осташковского городского округа имеется объект недвижимости - сооружение: пляж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый , протяженностью 14858 метров. Указанный пляж частично обустроен в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30.05.2006 г. №126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектов) в Тверской области». На нем установлены кабины для переодевания, урны для мусора, контейнер для мусора. Считает, что исковые требования недостаточно конкретизированы, из просительной части искового заявления неясно, какие именно требования постановления администрации Тверской области от 30 мая 2006 года №126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектов) в Тверской области» необходимо выполнить Администрацией Осташковского городского округа при условии того, что территория пляжа частично обустроена. Отсутствие такой конкретизации может привести к затруднению исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика – комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменных возражениях административные исковые требования прокурора не признал, пояснив, что в соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, заявленные прокурором требования к функциям и задачам Комитета не относятся, в связи с чем считает Комитет ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель административного ответчика – МКУ «Управление сельскими территориями» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных возражениях исковые требования не признал.

Представитель заинтересованного лица – Главного управления МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве поддержал административные исковые требования прокурора.

Выслушав помощника Осташковского межрайонного прокурора Золотаренко Я.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 20, 29, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения (ч. 5 ст. 27 Водного кодекса РФ).

Пунктом 2.1 Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 30.05.2006 № 126-па, определены требования к пляжам, предусмотрено, в частности, что до начала купального сезона каждый пляж или место массового отдыха должны быть осмотрены представителями территориального управления Роспотребнадзора по Тверской области, осуществляющими контроль на обслуживаемой территории, с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубинах до двух метров в границах заплыва и его ежегодное техническое освидетельствование на годность к эксплуатации.

Согласно п. 24, 36 ст. 9, п. 35, 51 ч. 2 ст. 36 Устава Осташковского городского округа Тверской области к вопросам местного значения и компетенции Осташковского городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Из материалов дела следует, что на территории Осташковского городского округа Тверской области находится 24 места массового отдыха людей на воде, из них 6 мест массового отдыха людей на воде, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления, в том числе полуостров Житное (л.д. 22-23).

Включенные в реестр места массового отдыха людей на воде не соответствуют требованиям нормативов, а именно, отсутствует постановление об определении данных мест, места не оборудованы и не назначены лица (организации), ответственные за оборудование и эксплуатацию данных мест, что влечет за собой опасность для отдыхающих, водные объекты и почвы 6 мест массового отдыха людей на воде, в том числе полуостров Житное, не обследованы; ввиду отсутствия заключений уполномоченных органов места массового отдыха и купания в качестве таковых органом местного самоуправления на территории городского округа не определены.

Из сообщения Территориального отдела г. Торжка Управления Роспотребнадзора по Тверской области от 09.06.2021 г. следует, что в 2018-2021 гг. из Администрации Осташковского городского округа Тверской области заявки на обследование мест массового отдыха людей на воде для получения заключения о соответствии санитарным нормам водных объектов общего пользования в целях купания не поступали.

Согласно сообщению администрации Осташковского городского округа от 29.05.2020 г. на территории г. Осташкова места массового отдыха населения у воды не определялись, нормативно-правовые акты по благоустройству данных мест не принимались (т.1 л.д.56).

Ответчиками не оспаривается, что оборудованных мест для массового отдыха людей у воды – пляжей на территории Осташковского городского округа не имеется.

Согласно заключения специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В 2018-2021 гг. со стороны Администрации Осташковского городского округа Тверской области, а также иных организаций заявки на обследование мест массового отдыха людей на воде для получения заключения о соответствии санитарным нормам водных объектов общего пользования в целях купания в территориальный отдел не поступали (т.1 л.д.135-137).

Согласно акта приема-передачи МО «Осташковский район» в муниципальную собственность МО «Городское поселение-г. Осташков» от 04.05.2018 г. передано муниципальное имущество, в том числе пляж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, п/о Житное (т.2 л.д.80, 82-83).

Согласно выписки из ЕГРН от 31.01.2022 г. (т.2 л.д.103-104) 06.07.2011 г. зарегистрировано право муниципальной собственности МО «Городское поселение – г. Осташков» на пляж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, п/о Житное, кадастровый , протяженностью 14858 м.

Законом Тверской области от 17.04.2017 № 27-ЗО создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение – город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ. В силу п. 2 ст. 1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – г. Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.

Согласно ч.2 ст.1 Устава администрация Осташковского городского округа является правопреемником прав и обязанностей каждого из присоединенного юридического лица.

Решением Осташковской городской Думы №101 от 16.02.2018 г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Осташковского городского округа Тверской области. Порядок реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом закреплен в ст.5 вышеуказанного Положения. ч.3 ст.5 Положения определены полномочия Осташковского городского округа в сфере управления муниципальным имуществом.

В ч.4 ст.5 Положения указано, что специально уполномоченным отраслевым органом Администрации Осташковского городского округа, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, к полномочиям которого относится осуществление в установленном порядке от имени Администрации городского округа прав собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Положением о Комитете и уставом.

Положением о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, утвержденным решением Осташковской городской Думы от 15.12.2017 № 63 (далее - Положение о Комитете) задачей Комитета является осуществление в установленном порядке от имени Администрации Осташковского городского округа прав собственника по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом Осташковского городского округа.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что не осуществление административными ответчиками администрацией и комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области мероприятий, направленных на организацию на территории Осташковского городского округа Тверской области обустройства мест массового отдыха населения у воды с обеспечением безопасности людей на водных объектах, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, данное бездействие является незаконным.

Учитывая, что административные ответчики исчерпывающих мер, направленных на организацию на территории Осташковского городского округа Тверской области обустройства мест массового отдыха населения у воды, не предприняли, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании бездействия администрации и комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области незаконным и возложении на административных ответчиков обязанности принять меры по организации на территории Осташковского городского округа обустройство места массового отдыха населения у воды-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер , осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30.05.2006 г. №126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области».

Учитывая, что исковые требования заявлены в отношении обустройства места массового отдыха населения у воды-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер , указанные требования не относятся к полномочиям МКУ «Управление сельскими территориями», в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора к указанному ответчику надлежит отказать.

С учетом периода, необходимого для исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа Тверской области и комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области выразившееся в не создании условий для массового отдыха граждан и организации обустройства места массового отдыха граждан у воды, неосуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер .

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области и комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области организовать на территории Осташковского городского округа обустройство места массового отдыха населения у воды-пляжа, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, кадастровый номер , осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30.05.2006 г. №126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области» в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление сельскими территориями» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 18 мая 2022 года.

Судья Н.В. Ракитский

Дело № 2а-137/2022

УИД 69RS0023-01-2021-000458-32