Дело № 2а-137/2023
УИД 14RS0031-01-2023-000261-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Депутатский 28 декабря 2023 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Москвитиной М.Р., при секретаре Матренич Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) к сходу граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия схода граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в лице главы поселения С по не приведению устава сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» в соответствие с федеральным законодательством и возложении обязанности на сход граждан указанного сельского поселения по приведению устава в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, ссылаясь на то, что в течение длительного периода времени администрацией муниципального образования не внесены изменения в устав по состоянию на 08.11.2023, что свидетельствует о бездействии ответчика и нарушает права неограниченного круга лиц наслега.
Представитель административного истца и.о прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) ФИО1, представитель административного ответчика схода граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) глава С., извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились, просят рассмотреть дело без их участия.
Ранее на подготовке дела к судебному заседанию представитель административного ответчика выразил согласие с административным исковым заявлением.
Учитывая указанные обстоятельства, суд определил рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ, Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Так, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не позднее 1 января 2023 года избирательные комиссии муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу настоящего Федерального закона, прекращают исполнение этих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 13 настоящей статьи. Исполнение полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации возлагается на территориальную или участковую комиссию.
Согласно ч. 14 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы Российской Федерации и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, муниципальные органы принимают правовые акты, связанные с прекращением полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, включая передачу имущества и документов указанных избирательных комиссий в связи с прекращением их полномочий или возложением этих полномочий на иную комиссию, и обеспечивают реализацию этих правовых актов до 1 января 2023 года.
Из материалов дела усматривается, что в уставе муниципального образования «Уяндинский национальный наслег» муниципального района Усть-Янский улус (район) Республики Саха (Якутия) понятие «избирательная комиссия муниципального образования» встречается в следующих статьях: п. 2 ст. 12 Устава - в качестве полномочия схода граждан указано формирование избирательной комиссии сельского поселения, данный пункт следует признать утратившим силу.
Кроме того, Федеральным законом от 06.02.2023 № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части противодействия коррупции, регулирующие порядок предоставления справок о доходах и расходах депутатами органов местного самоуправления, в связи с чем необходимо внести изменения в ч.ч. 2, 3, п. 1 ч. 4 ст. 17.1 Устава.
Также, в связи со вступлением в силу с 07.07.2023 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.06.2023 2651-З № 1213-VI «О признании утратившими силу Закона Республики Саха (Якутия) «Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)» и Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)» необходимо внесение соответствующих изменений в устав муниципального образования.
Однако, по состоянию на 08.11.2023 согласно сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), в устав сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» вышеуказанные изменения не внесены, устав не соответствует требованиям Федеральных законов: Федеральному закону от 14.03.2022 N 60-ФЗ частично; Федеральному закону от 06.02.2023 № 12-ФЗ; Закону Республики Саха (Якутия) от 22.06.2023 2651-З N 1213-VI.
Между тем, информации о результатах рассмотрения и устранении нарушений федерального законодательства до настоящего времени от ответчика не поступало. Сведений о внесении изменений в Устав сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение административным ответчиком установленных требований действующего федерального законодательства, что свидетельствует о бездействии и нарушает права неограниченного круга лиц из числа жителей с. Уянди Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), учитывая признание административного иска представителем административного ответчика, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 218- 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) к сходу граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие схода граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) по не приведению устава сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством.
Обязать сход граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) привести Устав сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать сход граждан сельского поселения «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) сообщить об исполнении решения по данному делу прокурору Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней после его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья М.Р. Москвитина
Решение изготовлено в окончательной форме 28 декабря 2023 года.