ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1380/2022 от 19.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1380/2022

УИД 18RS0001-02-2022-000445-53

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Яхина И.Н.,

при секретаре судебного заседания Габбасовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шабалина С. А. к Администрации МО «Город Ижевск» о признании незаконным отказа Администрации г.Ижевска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Шабалин С.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа Администрации <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: УР, <адрес> и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выраженный в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по землепользованию и застройке <адрес>, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:040008. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска Шабалину С.А. отказано в удовлетворении заявления, основания отказа истец считает необоснованными и не соответствующими требованиям закона. Полагал, что довод о том, что испрашиваемый участок частично расположен в зоне, на которую не распространяются градостроительные регламенты, административным ответчиком не подтвержден и не может быть подтвержден, так как границы территориальных зон не закоординированы. Попадание земельного участка в охранную зону ЛЭП не является препятствием предоставления, перераспределения земельного участка. Указания на охранную зону ЛЭП в открытых источниках не содержится. В отношении территории земли, испрашиваемой истцом, охранных зон не установлено, сведения в государственном кадастре недвижимости, а также предупреждающие знаки, отсутствуют.

Административный ответчик представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку решение Комиссии об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп.11 п.9 ст.39.29.ЗК РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> на перераспределение указанного земельного участка и земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:040008, принято в пределах полномочий Комиссии по землепользованию и застройке <адрес>. В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Городской думы <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в двух зонах: в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж3-2), в зоне на которую градостроительные регламенты не распространяются. Согласно п.7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускает образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. В соответствии с пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в ее утверждении. Согласно выкопировке с топографической съемки города испрашиваемый земельный участок располагается в охранной зоне ЛЭП. Схема составлена без учета охранной зоны ЛЭП, отказ в ее утверждении схемы был правомерен.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Шабалина И.Л., Шабалина В.С. в лице законного представителя Шабалиной И.Л., Шабалин З.С. в лице законного представителя Шабалиной И.Л.

В судебное заседание истец, заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Федорычева Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Лойферман А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, ранее представленные письменные возражения поддержала.

Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.150 КАС РФ.

Изучив доводы административного иска, возражения, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Решение об оставлении без удовлетворения заявления Шабалина А.С. принято ДД.ММ.ГГГГ, направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на основании ч.1 ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

В соответствии со ст.38 Устава г.Ижевска Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Администрацией города руководит на принципах единоначалия Глава муниципального образования «Город Ижевск».

Согласно п.1 ч.4 ст.44 Устава г.Ижевска полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения в области земельных отношений и градостроительства являются: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "Город Ижевск" до разграничения государственной собственности на землю; осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с положением, утверждаемым Городской думой; предоставление земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации г. Ижевска от 27.06.2012 N 625 ("Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска" создана Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска (далее - Комиссия), которая формируется в целях реализации Правил землепользования и застройки города Ижевска (далее - Правила застройки), а также в целях реализации Администрацией города Ижевска государственной политики в области предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, а также по использованию земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитутов. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения в порядке, определяемом Правилами застройки и действующим законодательством. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ижевска.

На основании п.4 соответствующего Положения, Комиссия рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка; рассматривает заявления граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства; утверждает заключение о невозможности формирования земельного участка и др.

Судом установлено, что Шабалин С.А., Шабалина И.Л., Шабалина В.С., Шабалин З.С. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, площадью 1 000 +/-11,07 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения. Участок находится в зоне Ж3-2 жилые дома. Индивидуальные жилищные <адрес> этажа - Зона застройки индивидуальными жилищными домами 1-3 этажа, что подтверждается сведениями из выписки из ЕГРН (л.д. 8-9).

ДД.ММ.ГГГГШабалин С.А., Шабалина И.Л., Шабалина В.С. и Шабалин З.С. в лице законного представителя Шабалиной И.Л. обратились в Администрацию МО <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, в котором просили утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> и заключить соглашение о перераспределении следующих земельных участков: принадлежащим им на праве собственности земельного участка площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и земель государственной собственности в кадастровом квартале Площадь перераспределяемой части земель государственной собственности составит 75 кв.м., площадь образуемого земельного участка 1075 кв.м (л.д.7).

В ответ Администрацией МО г.Ижевск направлена выписка №01-07/00345 от 21.01.2022 из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 20.01.2022 года №2, в которой обращение оставлено без удовлетворения и отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп.11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ, согласно пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ представленная схема разработана с нарушениями требований, а именно: п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (испрашиваемый земельный участок расположен в двух зонах: в зоне застройки индивидуальными жилыми домами 1-3 этажа (Ж3-2) и в зоне, на которую градостроительные регламенты не распространяются; п.2 ст.11.10 ЗК РФ должна осуществляться с учетом особых условий использования территории (испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне ЛЭП. В схеме охранная зона не указана) (л.д.11).

В соответствии с пп.11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

В схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории объекта по адресу: <адрес> приведены координаты характерных точек границ земельного участка: точка 1-2-3-4-1, а также испрашиваемой территории c точками 1-н1-н2-2-1 (л.д.10).

Нахождение испрашиваемой территории земель не в зоне Ж3-2, а отнесение ее к территории, на которую не распространяются градостроительные регламенты, усматривается из ортофотоплана ГИС АС3.

В связи с этим заявление о перераспределении земельного участка не могло быть удовлетворено.

В то же время, ссылка на неуказание в схеме охранной зоны ЛЭП, выраженное в протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 20.01.2022 №2, является необоснованной и незаконной с учетом того, что доказательств, свидетельствующих об установлении охранной зоны в отношении испрашиваемого земельного участка, как того требуют Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2009 N160, в материалы дела не представлено.

Поскольку решение ответчика признано не соответствующим требованиям закона в части, не имеется оснований для удовлетворения требования в части возложения на Администрацию МО г.Ижевска обязанности в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Руководствуясь ст.ст.170-175 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шабалина С. А. к Администрации МО «Город Ижевск» о признании незаконным отказа Администрации г.Ижевска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, заключении соглашения о перераспределении земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации г.Ижевска (письмо от 21.01.2022 № 01-07/00345) в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: УР, <адрес>, и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, по основанию № 2: неуказания в схеме охранной зоны ЛЭП, выраженное в протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 20.01.2022 № 2.

В удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Администрации г.Ижевска в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: УР, <адрес>, и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, по основанию № 1: нахождения испрашиваемого земельного участка в двух зонах, выраженного в протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 20.01.2022 № 2, а также в части возложения на Администрацию г.Ижевска обязанности в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2022 года.

Судья

И.Н. Яхин