ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1380/2022 от 23.06.2022 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1380/2022; УИД 42RS0010-01-2022-001487-71

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего- судьи Дягилевой И.Н.,

при секретаре – Маликовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

23 июня 2022 года

административное дело по административному иску Управления городского развития Киселевского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий),

УСТАНОВИЛ:

Административный истец, Управление городского развития Киселевского городского округа обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу Межрайонный отдел по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий).

Требования мотивированы тем, что 23.10.2020 Киселевским городским судом было вынесено решение по гражданскому делу № 2-236/2020, вступившее в законную силу 01.12.2020 об обязательствах Управления городского развития Киселевского городского округа (далее-Управление) включить ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «», заключив с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: для приобретения жилого помещения.

07.05.2021 вх. от 13.05.2021 судебным приставом - исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области (далее-судебный пристав-исполнитель) возбуждено исполнительное производство:

. исполнительный лист от 15.04.2021. взыскатель ФИО1 ().

16.11.2021 вх. Управлением было получено постановление о взыскании исполнительского сбора от 23.07.2021 по исполнительному производству в размере 50 000 рублей.

Управление не бездействовало в отношении исполнения решения суда и требований судебного пристава-исполнителя. Вины Управления в несвоевременном исполнении решения суда не имелось.

Так, согласно свидетельству о праве на наследство по закону за взыскателем Дубна B.C. числится жилого дома, доля в праве, расположенного по адресу: .

Другая доля дома, расположенного по адресу: принадлежит ФИО4(отчим) на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти его супруги - ФИО3(мама взыскателя).

В феврале 2021 взыскатель Дубна B.C. подписала договор от 16.02.2021 с предоставлении социальной выплаты, как сособственник жилого дома по , не возражала о принятии на себя обязательств о безвозмездной передаче своей доли в праве жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок, однако на тот период- ФИО4 отказывался передать свою долю дома, как того требует законодательство РФ при предоставлении социальной выплаты. Кроме того, ФИО4 также отказывался подписать договор о предоставлении социальной выплаты Дубна B.C..

Что в свою очередь не позволяло предоставить взыскателю Дубна B.C. социальную выплату, с учетом соблюдения всех требований, предусмотренных вышеуказанными Правилами Постановления Правительства РФ № 428.

Управлению, с учетом соблюдения требований законодательства РФ и урегулирования возникших вопросов, необходимо было время на заключение договоров и предоставления социальной выплаты взыскателю.

В связи с этим, при получении постановления о возбуждении исполнительного производства, Управлением в отведенный десятидневный срок, было подано заявление в Киселевский городской суд, о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда по гражданскому делу № 2-236/2020 на срок до 31.08.2021 и Приостановлении исполнительного производства.

27.05.2021 (исх.) Управление сообщило судебному приставу- исполнителю дополнительно о том, что данное заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства было направлено заказными письмами всем лицам, участвующим в деле (взыскателю: Дубна B.C. и третьему лицу УФССП по Кем.обл. МОСП по ОВИП), также приобщалась повестка суда о назначении судебного заседания.

02.06.2021 определением Киселевского городского суда в заявленных требованиях Управления, о предоставлении отсрочки по исполнению решения Киселевского городского суда и приостановлении исполнительного производства было отказано.

02.06.2021(исх.) в адрес судебного пристава-исполнителя, была также направлена информация о дальнейшем обжаловании определения суда от 02.06.2021.

10.06.2021 (исх. ) судебному приставу-исполнителю было сообщено об обжаловании определения суда от 02.06.2021.

Определение Киселевского юродского суда от 02.06.2021 по делу № 13-328/2021 (2-236/2020) вступило в законную силу 31.08.2021.

20.12.2021 (исх. ) в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена следующая информация:

Решение по гражданскому делу № 2-236/2020 (в отношении Дубна B.C.) исполнено Управлением в полном объеме.

16.12.2021 взыскателем Дубна B.C. были предоставлены в Управление документы для оплаты, за приобретение им в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: . с приобщением всех подтверждающих документов.

Платежные поручения от 23.12.2021 (по оплате выбранного взыскателем жилого помещения) также прилагались.

С учетом вышеизложенного, считает, что вины Управления в несвоевременном исполнении решения суда не имелось, надлежащим образом подтверждено и обосновано, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель неоднократно был извещен о текущем состоянии проведенных мероприятий, по исполнению решения суда.

Однако, несмотря на это, 16.11.2021 Управлением было получено постановление о взыскании исполнительского сбора от 23.07.2021 по исполнительному производству в размере 50 000 рублей, при этом в данный период (в Киселевском городском суде, а в дальнейшем и в Областном суде г.Кемерово) рассматривался вопрос не только в предоставлении отсрочки по исполнению решения суда, но в том числе и вопрос о приостановлении исполнительного производства . Считает действия судебного пристава-исполнителя необоснованными и незаконными.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил и просил освободить Управление городского развития Киселевского городского округа от взыскания исполнительского сбора, указанного в постановлении о взыскании исполнительского сбора судебного пристава - исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области- Кузбассу по исполнительному производству , исполнительный лист от 15.04.2021, взыскатель ФИО1.

В судебное заседание административный истец Управление городского развития Киселевского городского округа, извещенный о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направили, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Управление Федеральный службы судебных приставов по Кемеровской области, извещенный о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Заинтересованное лицо Дубна В.С. в судебное заседание не явилась, причина неявки неизввестна.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 112 вышеуказанного Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.05.2021 судебным приставом - исполнителем МОСП но ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО2 было возбуждено исполнительное производство , в отношении должника Управления городского развития Киселевского городского округа, на основании исполнительного документа - исполнительного листа от 15.04.2021, выданного на основании решения Киселевского городского суда Кемеровской области, вступившего в законную силу 01.12.2020 и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

Предметом исполнения исполнительного документа является: Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «», заключив с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: для приобретения жилого помещения.

Поскольку требования исполнительного документа должником в 5-дневный срок для добровольного исполнения не были исполнены, 23.07.2021 судебным приставом – исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

При этом из материалов исполнительного производства усматривается, что с момента возбуждения исполнительного производства и получения его административным истцом Управлением городского развития Киселевского городского округа было подано заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Управлением в отведенный десятидневный срок, было подано заявление в Киселевский городской суд о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда по гражданскому делу № 2-236/2020 на срок до 31.08.2021 и приостановлении исполнительного производства.

27.05.2021 (исх.) Управление сообщило судебному приставу- исполнителю дополнительно о том, что данное заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства было направлено заказными письмами всем лицам, участвующим в деле (взыскателю: Дубна B.C. и третьему лицу УФССП по Кем.обл. МОСП по ОВИП), также приобщалась повестка суда о назначении судебного заседания.

02.06.2021 определением Киселевского городского суда в заявленных требованиях Управления, о предоставлении отсрочки по исполнению решения Киселевского городского суда и приостановлении исполнительного производства было отказано.

02.06.2021(исх.) в адрес судебного пристава-исполнителя, была также направлена информация о дальнейшем обжаловании определения суда от 02.06.2021.

10.06.2021 (исх. ) судебному приставу-исполнителю было сообщено об обжаловании определения суда от 02.06.2021.

Определение Киселевского юродского суда от 02.06.2021 по делу № 13-328/2021 (2-236/2020) вступило в законную силу 31.08.2021.

20.12.2021 (исх. ) в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена следующая информация:

Решение по гражданскому делу № 2-236/2020 (в отношении Дубна B.C.) исполнено Управлением в полном объеме.

16.12.2021 взыскателем Дубна B.C. были предоставлены в Управление документы для оплаты, за приобретение им в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: . с приобщением всех подтверждающих документов.

Платежные поручения от 23.12.2021 (по оплате выбранного взыскателем жилого помещения) также прилагались.

Таким образом, Управлением городского развития Киселевского городского округа решение суда было исполнено.

Исследовав материалы дела и представленные в материалы дела в обоснование заявленных требований доказательства в их совокупности, суд полагает, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, указывающие на наличие объективных и уважительных причин неисполнения судебного акта об обязании Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «», заключив с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: для приобретения жилого помещения, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).

Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд считает возможным применить положения п. 7 ст. 112 «Об исполнительном производстве», освободив Управление городского развития Киселевского городского округа от уплаты исполнительского сбора, установленного ко взысканию постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 23.07.2021.

При этом, суд принимает во внимание наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению должником исполнительного документа.

Согласно статье 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно статье 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

В соответствии с Уставом Управления городского развития Киселевского городского округа, Управление является муниципальным казённым учреждением, исполняет при этом публично-правовые обязательства.

Исполнение решения напрямую зависит от финансовых средств, направляемых в Управление городского развития Киселевского городского округа. Собственных средств для этих целей у Управления не имеется, бюджетом не предусмотрены. Также для исполнения решения суда, безусловно, требуется период времени, позволяющий должнику осуществить свои полномочия и обязательства.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд полагает, что от исполнения решения Киселевского городского суда Кемеровской области от 23.10.2020 Управление городского развития Киселевского городского округа не уклонялось, и суд учитывает, что исполнение требований исполнительного документа зависит не только от действий должника, но и от объективных обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГКРФ).

Суд полагает, что в материалы дела представлены достаточные допустимые доказательства, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, было невозможно по независящим от должника причинам.

На основании вышеизложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения требований Управления городского развития Киселевского городского округа об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу в постановлении от 23.07.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

освободить Управление городского развития Киселевского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере - 50 000 рублей, указанного в постановлении о взыскании исполнительского сбора судебного пристава - исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 23.07.2021, по исполнительному производству , исполнительный лист от 15.04.2021, взыскатель ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Киселевский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 24 июня 2022 года.

Судья И.Н. Дягилева

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.