ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1383/17 от 15.11.2017 Любинского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-1383/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 15 ноября 2017 года

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Железновой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,

с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Никульшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Любинского района к администрации Тавричанского сельского поселения о признании незаконным бездействия в связи с не созданием специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тавричанского сельского поселения о признании незаконным бездействия в связи с не созданием специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги, указав следующее.

В результате проведенной проверки законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в части предоставления ритуальных услуг в деятельности ответчика выявлены нарушения указанного законодательства. На территории Тавричанского сельского поселения принят и действует регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг», однако, не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая погребение умершего и оказание услуг по погребению, порядок ее деятельности не определен. Ненадлежащее выполнение администрацией поселения возложенных законом обязанностей по организации погребения и похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией и федеральным законодательством.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Тавричанского сельского поселения по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги, обязать организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании помощник прокурора Никульшина Е.В. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьёй 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О погребении и похоронном деле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25 Названного закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Исходя из смысла ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (ст. 29 названного закона). Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с п.п.1, 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям считается недопустимым. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 4 Устава Тавричанского сельского поселения к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из информации Главы Тавричанского сельского поселения следует, что на территории сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует.

В судебном заседании установлено, что администрацией Тавричанского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая погребение умершего и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования до настоящего времени не создана, порядок ее деятельности не определен.

Ненадлежащее выполнение административным ответчиком возложенных законом обязанностей по организации погребения и похоронного дела влечет нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Тавричанского сельского поселения при получении соответствующей муниципальной услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования и.о. прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На администрацию Тавричанского сельского поселения должна быть возложена обязанность организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги.

Возложить обязанность на администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями федерального законодательства и административного регламента предоставления муниципальной услуги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Л.В. Железнова