ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1383/18 от 02.08.2018 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2018 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Самозванцевой Т.В.,

при секретаре Артамоновой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1383/2018 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Некоммерческому партнерству «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» о ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» о ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пролетарскому району г.Тулы зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов». При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области установлено, что организацией нарушены нормы законодательства Российской Федерации. В ходе проведенной плановой документарной проверки организации Управлением было установлено, что положения устава организации противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: п.2.3. устава (в части открытия валютного счета в иных кредитных организациях) противоречит п. 1 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; абзац 2 п. 4.10 устава (в части указания на бессрочное пользование) противоречит ст. 39.9 Земельного кодекса РФ; абзац 2 п. 10.1 устава (в части преобразования в религиозную организацию) противоречит п. 4 ст. 123.8 ГК РФ; п.6.1.8, п.10.7 устава (в части распределения в религиозную организацию) противоречат п.8 ст. 63 ГК РФ; п. 8.18. устава противоречит ст. 53 ГК РФ; п. 8.16.5 устава (в части указания на утверждение структуры управления) противоречит ст.28 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; п. 10.3 устава (в части указания на согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию) противоречит п. 3 ст. 62 ГК РФ. В нарушение ч. 7 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о местонахождении постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение п. 1 ст. 123.8 ГК РФ членом организации является один гражданин. В адрес организации были внесены предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства РФ. Однако нарушения организацией устранены не были, предупреждения не обжаловались. Ответчиком неоднократно нарушались требования действующего законодательства РФ. В соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. На основании п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа, которому дано право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, представленного по закону в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона. Таким образом, по отношению к организации в соответствии с пп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам Российской федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Соловьева Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области по доверенности Лукьянова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – заместитель управляющего Хапова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила письменные пояснения, из которых усматривается, что она поддерживает административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц НП «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов».

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области Якимова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Тульской области по доверенности Мезенцева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие по усмотрению суда.

Заинтересованное лицо Хадарцев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав доказательства по делу, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать общественные фонды с целью предоставления социальной помощи слабозащищенным и малообеспеченным слоям населения.

При этом согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 года) «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 года) «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которых предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст.61 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с ч.1 ст. 32 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

На основании ч. 4.1 ст. 32 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является: соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г», «д» пункта 10 Положения, подпункты 1,4, 5 пункта 5 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ.

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 №456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области является государственным органом, которое наделено правом на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.

Судом установлено, что Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пролетарскому району г.Тулы зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» ДД.ММ.ГГГГ, оно расположено по адресу: <адрес>.

Лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является директор Федоров С.С.

В ходе проведенной плановой документарной проверки организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области было установлено, что положения устава организации противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: п.2.3. устава (в части открытия валютного счета в иных кредитных организациях) противоречит п. 1 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; абзац 2 п. 4.10 устава (в части указания на бессрочное пользование) противоречит ст. 39.9 Земельного кодекса РФ; абзац 2 п. 10.1 устава (в части преобразования в религиозную организацию) противоречит п. 4 ст. 123.8 ГК РФ; п.6.1.8, п.10.7 устава (в части распределения в религиозную организацию) противоречат п.8 ст. 63 ГК РФ; п. 8.18. устава противоречит ст. 53 ГК РФ; п. 8.16.5 устава (в части указания на утверждение структуры управления) противоречит ст.28 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; п. 10.3 устава (в части указания на согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию) противоречит п. 3 ст. 62 ГК РФ.

В нарушение ч. 7 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация своевременно не сообщила об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о местонахождении постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение п. 1 ст. 123.8 ГК РФ членом организации является один гражданин.

В адрес организации были внесены предупреждения , об устранении нарушений законодательства РФ. Однако нарушения организацией устранены не были, предупреждения не обжаловались.

Данные обстоятельства при рассмотрении дела не оспаривались, иными доказательствами административным ответчиком не опровергнуты.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно сообщению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области от 26.07.2018 в региональном отделении расчет (отчет) по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Некоммерческое партнерство «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» не сдает с четвертного квартала 2016 года. Задолженности по уплате страховым взносов нет.

Из заявления председателя правления Некоммерческого партнерства «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» Федорова С.С. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, усматривается, что в связи с тем, что в настоящее время Некоммерческое партнерство «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, а цели деятельности организации не могут быть достигнуты, он просит инициировать вопрос о ликвидации Некоммерческого партнерства «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» в судебном порядке.

Представленные административным истцом сведения позволяют суду сделать вывод о том, что данная организация не только неоднократно не исполняла предусмотренные законом обязанности, но и фактически прекратила свою деятельность.

Принимая во внимание, что административный ответчик нарушил действующее законодательство, суд при ходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований.

С учетом положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования г. Тула в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Некоммерческому партнерству «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» о ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лицу удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Тульское областное научное медицинское общество пульмонологов» государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Тула в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий