ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1383/2022 от 21.07.2022 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1383/2022

УИД 75RS0023-01-2022-002778-19

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Петрова А.В.,

при секретаре Лебедевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, административное исковое заявление Зыкова Е.П., Зыковой Т.А. к судебному приставу-исполнителю Черновского районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А., Черновскому районному отделению судебных приставов г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

у с т а н о в и л :

Административный истец Зыков Е.П. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указывает, что на основании судебного приказа от 14.07.2020 г. судебным приставом-исполнителем Черновского РОСП г. Читы Берстеневой М.А. было возбуждено исполнительное производство от 18.04.2022 г.

О возбуждении данного исполнительного производства административный истец узнал из информации на сайте ГОСУСЛУГИ, где в ее личный кабинет и личный кабинет Зыковой Т.А. пришли уведомления о возбуждении исполнительного производства от 18.04.2022 г. и от 18.04.2022 г., а также постановление об объединении исполнительного производства в сводное по солидарному взыскателю от 18.04.2022 г.

В связи с оплатой имеющейся задолженности в полном объеме административным истцом и Зыковой Т.А. 18.04.2022 г. в адрес судебных приставов на сайте ГОСУСЛУГИ встроенным сервисом из вкладки уведомления исполнительного производства были отправлены ходатайства о прекращении сводного исполнительного производства в связи с оплатой имеющейся задолженности с предоставлением подтверждающих документов.

В установленный срок 10-дневный срок судебный пристав-исполнитель не предоставил ответы на отправленные ходатайства, а 02.05.2022 г. в личные кабинеты административного истца и Зыковой Т.А. поступило уведомление о постановлении о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, вынесенное в рамках исполнительного производства от 18.04.2022 г. в размере 1000 руб. каждому, также 06.05.2022 г. в личный кабинет Зыкова Е.П. пришло два уведомления о постановлении о запрете на регистрационные действия в отношении ТС.

Административным истцом судебному приставу-исполнителю были предоставлены все документы, подтверждающие оплату имеющейся задолженности в полном объеме, однако судебный пристав-исполнитель представленные документы не принял в качестве документов, подтверждающих оплату задолженности по исполнительному производству по причине того, что на представленных документах не указано, что платежи произведены в счет погашения задолженности.

На основании изложенного просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. по наложению запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств идентичного содержания и от 06.05.2022 года незаконными. Обязать отменить постановления судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств идентичного содержания и от 06.05.2022 года. Признать действия судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. по взысканию исполнительского сбора незаконными. Обязать отменить постановление судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, вынесенное в рамках исполнительного производства от 18.04.2022 г. в размере 1000 руб. каждому. Прекратить постановление об объединении исполнительного производства в сводное по солидарному взысканию от 18.04.2022 г. в связи с ранее произведенной полной оплатой.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнял заявленные требования, в окончательной форме просит суд признать незаконными действия судебного пристава исполнителя Черновского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. по вынесению Постановление о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 29.04.2022 и от 29.04.2022. Признать незаконными действия судебного пристава исполнителя Черновского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. по вынесению Постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 5.05.2022 и от 11.05.2022. Признать незаконными действия (бездействия) судебного пристава исполнителя Черновского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Берстеневой М.А. по исполнению исполнительного производства от 18.04.2022.

В судебном заседании административный истец Зыков Е.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кинжакова И.А. против удовлетворения уточненных административных исковых требований возражала, представила письменные возражения, просила в удовлетворении заявленного административного иска Зыкова Е.П. отказать в полном объеме по нижеследующим основаниям.

В Черновском РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство в отношении должника Зыкова Е.П., на основании исполнительного документа — судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по иску о взыскании задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в размере 10 571,47 руб. Также, возбуждено исполнительное производство в отношении должника Зыковой ТА., на основании исполнительного документа — судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по иску о взыскании задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в размере 10 571,47 руб.

18.04.2022 судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 34 закона 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство по солидарному взысканию, с присвоением номера . Постановления о возбуждении исполнительного производства направлены должникам Зыковой Т.А., Зыкову Е.П. по средствам системы электронного документооборота через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее по тексту — ЕПГУ) 18.04.2022 и прочитаны должниками в этот же день. В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок для добровольного исполнения требований (п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства), содержащихся в исполнительном документе, вступившее в законную силу решение суда, должниками Зыковыми Е.П., Т.А., исполнено не было.

В силу части 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из положений статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. в отношении должников Зыкова Е.П., Зыковой Т.А. в рамках сводного исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем 29.04.2022, то есть по истечение срока для добровольного исполнения требований. Направлено должникам по средствам ЕПГУ, и прочтено ими 03.05.2022.

В связи с чем довод о незаконности взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, отмене указанного постановления, подлежит отклонению, поскольку судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора правомерно исходил из того, что должниками в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнены, доказательства о наличии уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа, должниками не представлены.

Также, согласно входящих обращений, должниками Зыковой ТА., Зыковым Е.П. 19.04.2022 в адрес Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю по средствам электронного документооборота направлены обращения, зарегистрированные, как "сообщение о погашении задолженности", в рамках исполнительного производства , возбужденного в отношении Зыкова Е.П., что подтверждается скриншотом входящих обращений.

Указанные обращение зарегистрированы за номерами и . Дата регистрации 19.04.2022, со сроком рассмотрения (исполнения) обращения до 18.05.2022.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно статье 49 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель, а также представитель, имеющий должным образом оформленную доверенность.

Статьей 50 Федерального закона № 229 "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что знакомиться с материалами исполнительного производства, высказывать свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя имеют право только стороны исполнительного производства.

Электронное обращение Зыковой Т.А. было направлено в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Зыкова Е.П., в результате чего, судебный пристав-исполнитель правомерно отказала в рассмотрении обращения Зыковой Т.А., поскольку должник не является стороной исполнительного производства № , полномочия заявителя, также не были подтверждены в установленном законом порядке.

Несогласие административного истца с указанием о незаконном отказе в рассмотрении обращения Зыковой Т.А. не может служить основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы Берстеневой М.А.

Согласно части 2 статье 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

В силу части 6 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Законом.

11 апреля 2014 года ФССП России утверждены "Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" № 15-9, в соответствии с пунктом 1.3 которых в порядке статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение.

Таким образом, в форме постановления судебного пристава-исполнителя оформляются ответы на заявления, ходатайства сторон исполнительного производства, касающиеся совершения исполнительных действий, либо применения мер принудительного исполнения.

Иные обращения подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Исходя из изложенного, следует вывод, что сроки рассмотрения электронного обращения должников Зыковой Т.А., Зыкова Е.П., не нарушен и рассмотрен приставом в 30-ти дневный срок. Ответ направлен в адрес административного истца 16.05.2022.

После получения сведений, о погашении задолженности должником, судебным приставом-исполнителем сделан запрос в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно полученного ответа, на 16.05.2022 задолженность по судебному приказу от 09.06.2020 должниками не погашена и составляет 9 192,19 руб. Исходя из изложенного, у судебного пристава не имелось оснований для возврата удержанных с должников денежных средств.

На основании изложенного просила суд отказать в удовлетворении исковых требований административному истцу в полном объеме.

Представитель УФССП России по Забайкальскому краю, привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика, а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Зыкова Т.А., Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, о времени и месте рассмотрения настоящего дела, как следует из материалов дела, извещались надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Вместе с тем, неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению настоящего дела по существу.

Заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, письменные возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.

На основании исполнительного документа - судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по заявлению о взыскании солидарно задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в размере 15 379,98 руб. и пени 1403,55 руб. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Зыкова Е.П.. Также возбуждено исполнительное производство в отношении должника Зыковой ТА., на основании исполнительного документа - судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по иску о взыскании солидарно задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

18.04.2022 судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 34 закона 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство по солидарному взысканию, с присвоением номера (л.д.__). Постановления о возбуждении исполнительного производства направлены должникам Зыковой Т.А., Зыкову Е.П. по средствам системы электронного документооборота через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее по тексту — ЕПГУ) 18.04.2022 и прочитаны должниками в этот же день (л.д.__).

Кроме того, из материалов дела следует, что в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок для добровольного исполнения требований (п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства), содержащихся в исполнительном документе, вступившее в законную силу решение суда, должниками Зыковыми Е.П., Т.А., исполнено не было.

В силу части 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из положений статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. в отношении должников Зыкова Е.П., Зыковой Т.А. в рамках сводного исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем 29.04.2022, то есть по истечение срока для добровольного исполнения требований. Направлено должникам по средствам ЕПГУ, и прочтено ими 03.05.2022.

В связи с чем, довод о незаконности взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, отмене указанного постановления, подлежит отклонению, поскольку судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора правомерно исходил из того, что должниками в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнены, доказательства о наличии уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа, должниками не представлены.

Также, согласно входящих обращений, должниками Зыковой ТА., Зыковым Е.П. 19.04.2022 в адрес Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю по средствам электронного документооборота направлены обращения, зарегистрированные, как "сообщение о погашении задолженности", в рамках исполнительного производства возбужденного в отношении Зыкова Е.П., что подтверждается скриншотом входящих обращений.

Указанные обращения зарегистрированы за номерами и . Дата регистрации 19.04.2022, со сроком рассмотрения (исполнения) обращения до 18.05.2022.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно статье 49 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель, а также представитель, имеющий должным образом оформленную доверенность.

Статьей 50 Федерального закона № 229 "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что знакомиться с материалами исполнительного производства, высказывать свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя имеют право только стороны исполнительного производства.

Электронное обращение Зыковой Т.А. было направлено в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Зыкова Е.П., в результате чего, судебный пристав-исполнитель правомерно отказала в рассмотрении обращения Зыковой Т.А., поскольку должник не является стороной исполнительнго производства , полномочия заявителя, также не были подтверждены в установленном законом порядке.

Несогласие административного истца с указанием о незаконном отказе в рассмотрении обращения Зыковой Т.А. не может служить основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г. Читы Берстеневой М.А.

Согласно части 2 статье 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

В силу части 6 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Законом.

11 апреля 2014 года ФССП России утверждены "Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" № 15-9, в соответствии с пунктом 1.3 которых в порядке статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение.

Таким образом, в форме постановления судебного пристава-исполнителя оформляются ответы на заявления, ходатайства сторон исполнительного производства, касающиеся совершения исполнительных действий, либо применения мер принудительного исполнения.

Иные обращения подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Исходя из изложенного, следует вывод, что сроки рассмотрения электронного обращения должников Зыковой Т.А., Зыкова Е.П., не нарушен и рассмотрен приставом в 30-тидневный срок. Ответ направлен в адрес административного истца 16.05.2022.

После получения сведений, о погашении задолженности должником, судебным приставом-исполнителем сделан запрос в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно полученного ответа, на 16.05.2022 задолженность по судебному приказу от 09.06.2020 должниками не погашена и составляет 9 192,19 руб. Исходя из изложенного, у судебного пристава не имелось оснований для возврата удержанных с должников денежных средств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Согласно ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно положений главы 22 КАС РФ (ст.218) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.

Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст.4 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий; уважения чести и достоинства гражданина, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст.5 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу п.3 ст.5 229-ФЗ полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами.

В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно п.2 ст.12 118-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-розыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (п.1 ст.13 118-ФЗ).

Как следует из материалов исполнительного производства, требования вынесенного ранее мировым судьей судебного приказа о взыскании задолженности должником Зыковым Е.П. своевременно не исполнялось, что привело к нарушению прав взыскателя на полное и своевременное получение коммунальных платежей.

Из материалов дела также усматривается, что должнику Зыкову Е.П. рассрочка или отсрочка исполнения решения суда не предоставлялась.

В соответствии со ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Согласно п.2 ч.3 ст.68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" к мерам принудительного исполнения, в том числе, относятся обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Как усматривается из представленных материалов исполнительного производства, в Черновском РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство в отношении должника Зыкова Е.П., на основании исполнительного документа — судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по иску о взыскании задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Также, возбуждено исполнительное производство в отношении должника Зыковой ТА., на основании исполнительного документа — судебного приказа выданного судебным участком № 25 Черновского судебного района города Читы по иску о взыскании задолженности за жилую площадь в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

18.04.2022 судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 34 закона 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство по солидарному взысканию, с присвоением номера .

Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП соответствуют вышеприведенному законодательству об исполнительном производстве, каких-либо нарушений в действиях судебного пристава, позволяющих объективно судить о виновном бездействии должностных лиц Черновского РОСП г.Читы, судом не усматривается.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку в ходе рассмотрения дела выяснено, что судебным приставом исполнителем существенных нарушений при осуществлении исполнительного производства не допущено, действия его согласуются с порядком, установленным, ст.ст. 68, 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", требования административного истца о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП г.Читы Берстеневой М.А., удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Зыкова Е.П., Зыковой Т.А. к судебному приставу-исполнителю Черновского районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Берстеневой М.А., Черновскому районному отделению судебных приставов г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2022 года.

Судья А.В. Петров