Дело № 2а-1384
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Э.Ф.,
с участием административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области
к ФИО2
о взыскании пени по страховым взносам,
заинтересованное лицо – Отделение Пенсионного фонда по Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В обоснование административного иска указала, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам. Данный закон вступил в силу с 01.01.2017.
В соответствии с порядком обмена информацией Пенсионным фондом Российской Федерации произведена передача информации о задолженности, образовавшейся до 1 января 2017 года, в том числе по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 1126 руб. 96 коп.
В адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате пени от <дата><номер>, от <дата><номер>, которые оставлены без исполнения.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности. Судебный приказ <номер> был отменен в связи с поступившими возражениями от ФИО2 относительно исполнения судебного приказа.
Истец просит взыскать с ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1126 руб. 96 коп.
Административный истец о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.
Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласился, пояснил, что на момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя какие-либо задолженности у него отсутствовали.
Заинтересованное лицо Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района вынесен судебный приказ <номер> о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам. Из материалов административного дела <номер> следует, что в заявлении о вынесении судебного приказа Инспекцией были заявлены требования о взыскании с ФИО2 пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), в размере <данные изъяты>.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 1126 руб. 96 коп.
<дата> мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района данный судебный приказ отменен. Таким образом, последний день срока предъявления иска в суд - <дата>. Административное исковое заявление, согласно оттиску почтового штемпеля, направлено в суд <дата>, следовательно, срок на обращение в суд соблюден.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
По правилам пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений (далее – Федеральный закон № 212), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
В силу статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из положений статьи 25 Федерального закона № 212 следует, что пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, в силу вышеприведенных норм права являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда России переданы налоговым органам.
Согласно административному исковому заявлению, в соответствии с Порядком обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» от <дата> (далее – Порядок обмена информацией), УПФ произведена передача информации о задолженности ФИО2 образовавшейся до 1 января 2017 года, для проведения взыскания налоговым органом:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1126 руб. 96 коп.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату налогов не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога при истечении срока взыскания задолженности по налогу, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
С целью взыскания указанных сумм пени МИФНС в соответствии со статьями 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации направила ФИО2 требования об уплате пени: <дата><номер>, от <дата><номер>.
Принимая решение, суд учитывает, что пени, о взыскании которых заявлено Инспекцией, начислены на страховые взносы за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Из искового заявления и дополнительно представленных заинтересованным лицом и административным истцом документов следует, что взыскиваемая сумма 1126 руб. 96 коп. складывается из пени на страховые взносы по ОМС в сумме 265 руб. 07 коп. и в сумме 861 руб. 89 коп.
Пени в сумме 265 руб. 07 коп. включены в требование от <дата><номер> складываются из:
- 168 руб. 08 коп., из которых 55 руб. 44 коп. начислены за период с <дата> по <дата> на недоимку по страховым взносам в сумме <данные изъяты>. (полностью погашена <дата>) и 112 руб. 64 коп. начислены за период с <дата> по <дата> на недоимку в сумме <данные изъяты>. (взыскана судебным приказом от <дата><номер>, исполнительное производство окончено фактическим исполнением <дата>);
- 96 руб. 99 коп., из которых 30 руб. 49 коп. начислены за период с <дата> по <дата> на недоимку по страховым взносам в сумме <данные изъяты>. (полностью погашена <дата>) и 66 руб. 50 коп. начислены за период с <дата> по <дата> на недоимку по страховым взносам в сумме <данные изъяты>. (взыскана судебным приказом от <дата><номер>, исполнительное производство окончено фактическим исполнением <дата>).
Пени в сумме 861 руб. 89 коп. включены в требование от <дата><номер> начислены за период с <дата> по <дата> на недоимки по страховым взносам на ОМС за <данные изъяты> годы (взносы ФФОМС – 1485 руб. 19 коп., взносы ТФОМС – 1628 руб. 64 коп.: взысканы на основании Постановления УПФ в г. Кандалакше от <дата><номер> и судебного приказа от <дата><номер>, исполнительные производства окончены фактическим исполнением соответственно <дата> и <дата>).
Таким образом, недоимки по страховым взносам, на которые начислены пени, предъявленные к взысканию в настоящем исковом заявлении, были в установленном законом порядке взысканы с ФИО1 соответствующим решением пенсионного органа и судебным приказом, которые исполнены в полном объеме.
Как следует из административного искового заявления, в настоящее время по указанным требованиям административным ответчиком не произведена оплата пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 265 руб. 07 коп. (требование от <дата><номер>); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 861 руб. 89 коп. (требование от <дата><номер>).
Как следует из сообщения отделения судебных приставов г. Кандалакши в ходе исполнительного производства <номер>-ИП, возбужденного <дата> на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района от <дата><номер> о взыскании налоговой задолженности с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области в размере <данные изъяты>., денежные средства в пользу взыскателя не перечислялись, исполнительное производство прекращено <дата> по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 43 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» (отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ).
При установленных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств уплаты пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1126 руб. 96 коп., суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Из разъяснений, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Исходя из цены иска, в соответствии с частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате по данному делу, составляет 400 руб.00 коп.
В связи с тем, что Межрайонная ИФНС № 9 освобождена от уплаты государственной пошлины, и исковые требования удовлетворены полностью, государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1126 руб. 96 коп.
Взыскать с ФИО2 в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачева