Мотивированное решение суда
составлено 27 ноября 2020 года
2а-1384/2020
№___
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 25 ноября 2020 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего Саковского Е.В.,
при секретаре судебного заседания Черепащенко А.В.,
с участием старшего помощника прокурора г.Партизанска Подлас Н.А.,
административного истца Соломатиной Е.В.,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска Богач А.М.,
представителя заинтересованного лица Думы Партизанского городского округа Кукарцева А.В.,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Приморского края Охотникова Р.А.,
представителей заинтересованного лица Администрации Партизанского городского округа Бондарева О.А., Шемянской Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Соломатиной Е.В. к Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска о признании решения Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска незаконным, заинтересованные лица - Дума Партизанского городского округа, Избирательная комиссия Приморского края, Администрация Партизанского городского округа Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
Соломатина Е.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что <Дата> Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска вынесено решение №___ о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___. Она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. На основании решения Думы Партизанского городского округа №___ от <Дата> жилой дом с данным адресом входит в границы одномандатного избирательного округа №___. В августе <Дата> были досрочно прекращены полномочия депутата Думы Партизанского городского округа, избранного по одномандатному избирательному округу №___, ФИО1 Как следует из норм избирательного законодательства РФ, уполномоченным органом на назначение дополнительных выборов по избирательному округу №___ является Дума Партизанского городского округа. Территориальная избирательная г.Партизанска комиссия вправе назначить такие выборы только в случае, если Дума Партизанского городского округа не примет соответствующее решение в установленные законом сроки либо отсутствует. В момент принятия Решения сроки, в которые должны быть назначены дополнительные выборы по одномандатному избирательному округу №___ Партизанского городского округа, не истекли. При этом Дума Партизанского городского округа в настоящее время является действующей и осуществляет свои полномочия, в том числе, и в части назначения дат дополнительных выборов своих депутатов, в установленном законом порядке. Что исключает возможность сделать вывод об отсутствии в Партизанском городском округе его представительного органа. Следовательно, с учётом данных обстоятельств <Дата> у территориальной избирательной комиссии г.Партизанска не возникло право на назначение дополнительных выборов по одномандатному избирательному округу №___ Партизанского городского округа, а Решение вынесено не уполномоченным на то органом. В связи с чем оно незаконно и подлежит отмене. В силу того, что при принятии Решения нарушен порядок назначения дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправление, а само решение принято неуполномоченным органом, то при проведении на основании оспариваемого Решения дополнительных выборов по одномандатному избирательному округу №___ Партизанского городского округа её избирательные права как избирателя, имеющего право принимать участие в данных выборах, будут нарушены; её избирательные права будут реализоваться в данном случае с нарушением законного порядка проведения дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправление. По этим основаниям просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска №___ от <Дата> о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___.
Административный истец Соломатина Е.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объёме.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска Богач А.М. в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, предоставил возражения на административное исковое заявление, подписанные председателем Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска ФИО2, из содержания которых следует, что из обращения и.о. председателя Думы городского округа Сорокина А.А. в Территориальную избирательную комиссию г.Партизанска от <Дата>№___ стало известно, что Думой Партизанского городского округа с <Дата> было назначено №___ заседаний, но необходимого количества депутатов не собиралось для принятия решений; необходимо квалифицированное большинство - №___ депутатов из №___ по списку. В связи с чем возможности назначить дополнительные выборы Дума Партизанского городского округа не имела, работа Думы Партизанского городского округа была парализована. Всего с себя сложили полномочия, вместе с прекращенными судом г.Партизанска полномочиями депутата ФИО3, семь депутатов. В связи с создавшейся ситуацией Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска принято решение о назначении дополнительных выборов на <Дата> на основании имеющихся у неё полномочий в соответствии с действующем законодательством, не нарушая избирательных прав административного истца.
Представитель заинтересованного лица Думы Партизанского городского округа Кукарцев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, предоставил отзыв на административное исковое заявление, из содержания которого следует, что депутат Думы Партизанского городского округа ФИО1 (избирательный округ №___) подал в Думу Партизанского городского округа заявление об отставке по собственному желанию <Дата>. По настоящее время Дума Партизанского городского округа не приняла решения о назначении досрочных выборов в связи с тем, что с <Дата> не состоялось ни одно правомочное заседание Думы по причине отсутствия кворума (не менее 2/3 от установленной численности). Сроки принятия решения Думой были пропущены, следовательно принятие решения Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска №___ от <Дата> является законным и обоснованным. Срок назначения дополнительных выборов также соответствует требованиям п.7 ст.10 Федерального закона от <Дата> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и составляет сокращенным на треть от минимального (80 дней) 54 дня.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Приморского края Охотников Р.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что Территориальная избирательная комиссия г.Партизанска действовала правомерно, учитывая нормы избирательного законодательства, которыми предусмотрена возможность, чтобы соответствующая избирательная комиссия муниципального образования могла назначать выборы в тех случаях, когда по каким-то причинам у представительного органа не получается это сделать. К тому же, представительный орган не считает каким-то образом свои права нарушенными, напротив - настаивает на том, что подтверждается обращением и.о. председателя Думы, чтобы территориальная избирательная комиссия помогла представительному органу назначить и провести дополнительные выборы для того, чтобы восполнить уже давно имеющуюся вакансию в представительном органе.
Представители заинтересованного лица Администрации Партизанского городского округа Бондарев О.А., Шемянская Я.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, считают решение Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска законным и обоснованным; просят учесть, что за длительный период времени заседания Думы Партизанского городского округа не состоялись, что, в том числе, подвергает угрозе срыва принятие бюджета Партизанского городского округа.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются, наряду с референдумом, свободные выборы; граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (преамбула, ч.1 ст.1, части 1-3 ст.3, части 1 и 2 ст.32).
Признавая избирательные права граждан РФ в числе прав и свобод человека и гражданина как высшей конституционной ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституция РФ гарантирует каждому их государственную, в том числе судебную, защиту, предполагающую возможность обжалования в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст.ст.2 и 18, ч.1 ст.45, части 1 и 2 ст.46, ст.52).
Правовое регулирование судебной защиты избирательных прав граждан, осуществленное федеральным законодателем в целях реализации положений Конституции РФ, сосредоточено в Федеральном законе от <Дата> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Кодексе административного судопроизводства РФ.
Так, в соответствии с п.п.1, 10 ст.75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд; с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
Перечисленным законоположениям корреспондируют предписания ч.1 ст.239 КАС РФ, согласно которым избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан.
Согласно ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
<Дата> Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска вынесено решение №___ о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___ на <Дата>.
<Дата> Соломатиной Е.В., проживающей на территории одномандатного избирательного округа №___, в Партизанский городской суд подано административное исковое заявление к Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска о признании вышеуказанного решения Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска незаконным.
В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан РФ полностью или в части, признаёт указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав граждан РФ, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Как следует из материалов административного дела, <Дата> депутатом Думы Партизанского городского округа по одномандатному избирательному округу №___ФИО1 в Думу Партизанского городского округа подано заявление о досрочном сложении с себя полномочий депутата по одномандатному избирательному округу №___, о чём <Дата> и.о. председателя Думы Партизанского городского округа предоставлена информация председателю Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска.
Решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> удовлетворено административное исковое заявление Губернатора Приморского края ФИО4 - прекращены досрочно полномочия депутата Думы Партизанского городского округа Приморского края ФИО3 по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 Федерального закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от <Дата> решение Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> оставлено без изменения, о чём <Дата> и.о. председателя Думы Партизанского городского округа предоставлена информация председателю Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска.
В соответствии с ч.3 ст.21 Устава Партизанского городского округа в состав Думы Партизанского городского округа входит двадцать один депутат, избираемый населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Согласно ч.4 ст.21 Устава Партизанского городского округа Дума Партизанского городского округа может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Как следует из протокола №___ от <Дата> внеочередного заседания Думы Партизанского городского округа VII созыва, <Дата> состоялось последнее заседание Думы Партизанского городского округа в <Дата>, при этом: установлено депутатов – №___, избрано депутатов – №___, присутствуют на заседании – №___, отсутствует депутатов – №___.
Как следует из повесток очередных и внеочередных заседаний Думы Партизанского городского округа VII созыва, заседания Думы Партизанского городского округа VII созыва назначались на: <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>.
<Дата> и.о. председателя Думы Партизанского городского округа в адрес председателя Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска направлено обращение, согласно которому в период с <Дата> по настоящее время и.о. председателя Думы Партизанского городского округа было назначено №___ заседаний Думы городского округа. Ни одно из назначенных заседаний Думы городского округа не состоялось по причине неявки отдельных депутатов Думы городского округа. Дата последнего несостоявшегося заседания - <Дата>. В соответствии с ч.2.1 ст.73 Федерального закона №___ от <Дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления, избранный в правомочном составе и не проводивший заседания в течение трёх месяцев подряд, может быть распущен. В декабре текущего года Дума Партизанского городского округа должна принять Решение о бюджете Партизанского городского округа на <Дата> год и плановый период <Дата> годов. В связи с тем, что с <Дата> по настоящее время Думой Партизанского городского округа не было проведено ни одного заседания в правомочном составе, принятие Решения о бюджете Партизанского городского округа на <Дата> год и плановый период <Дата> годов находится под угрозой срыва. В связи с вышеизложенным, просит назначить дополнительные выборы по одномандатным избирательным округам №___, №___ на <Дата> с учётом сокращённых сроков избирательных действий на одну треть.
Согласно решению Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска от <Дата>№___ «О назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___», рассмотрев обращение и.о. обязанности председателя Думы Партизанского городского округа от <Дата> о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___, №___, в связи с тем, что с <Дата> по <Дата> Думой Партизанского городского округа не было проведено ни одного заседания в правомочном составе, и принятие Думой Решения о бюджете Партизанского городского округа на <Дата> и плановый <Дата> годов находится под угрозой срыва, учитывая ранее направленные Думой Партизанского городского округа извещения в территориальную избирательную комиссию г.Партизанска о том, что пять депутатов Думы Партизанского городского округа подали заявления о сложении полномочий, в соответствии со ст.ст.11, 83 Избирательного кодекса Приморского края, Территориальная избирательная комиссия г.Партизанска решила: назначить дополнительные выборы депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___, №___ на <Дата>; сократить сроки избирательных действий при проведении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___, №___ на одну треть.
Решение Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска от <Дата>№___ «О назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___» опубликовано <Дата> в официальном издании органов государственной власти Приморского края «Приморская газета».
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы указанных в п.1 ст.8 настоящего Федерального закона органов или депутатов, к которым относятся, в том числе, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Согласно п.8 ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п.7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного п.7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
В соответствии с п.8 ст.71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учётом сроков, предусмотренных п.7 ст.10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Аналогичные по содержанию нормы содержит Избирательный кодекс Приморского края (от <Дата>№___), принятый законодательным собранием Приморского края <Дата> (части 8 и 9 ст.11, ч.4 ст.83).
Поскольку Дума Партизанского городского округа в течение длительного времени не назначила дополнительные выборы, решением Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска от <Дата>№___ были назначены дополнительные выборы депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___.
Административный истец Соломатина Е.В. в административном иске указала, что при принятии решения нарушен порядок назначения дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправление, а само решение принято неуполномоченным органом, поэтому при проведении на основании оспариваемого решения дополнительных выборов по одномандатному избирательному округу №___ Партизанского городского округа её избирательные права как избирателя, имеющего право принимать участие в данных выборах, будут нарушены; её избирательные права будут реализоваться в данном случае с нарушением законного порядка проведения дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправление.
Исследовав представленные документы, с учётом положений содержащихся в п.п.1, 7, 8 ст.10, п.8 ст.71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 8, 9 ст.11, ч.4 ст.83 Избирательного кодекса Приморского края, оценивая сложившиеся обстоятельства, при которых Думой Партизанского городского округа длительное время не было проведено ни одного заседания в правомочном составе, а также явно свидетельствующие о том, что дата дополнительных выборов представительным органом может быть не назначена в установленные законодательством сроки, суд приходит к выводу о том, что соответствующая избирательная комиссия вправе была назначить такую дату до истечения предельных сроков, установленных избирательным законодательством; решение Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска от <Дата>№___ о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___ на <Дата> с сокращением сроков избирательных действий на одну треть вынесено уполномоченным органом, на основании требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательного кодекса Приморского края, в сроки установленные законодательством. Действия Территориальной избирательной комиссией г.Партизанска в сложившейся ситуации суд оценивает, как направленную, в первую очередь, на обеспечение реализации избирательных прав жителей соответствующих одномандатных избирательных округов Партизанского городского округа, а также на создание дополнительных условий и гарантий для реализации ими своих избирательных прав.
Таким образом, избирательные права административного истца, имеющего право принимать участие в данных выборах, нарушены не были; административный истец имеет возможность реализовать своё активное избирательное право, как избиратель в день голосования, либо реализовать своё пассивное избирательное право, выдвинув свою кандидатуру и представив необходимые документы в территориальную избирательную комиссию.
Само по себе несогласие административного истца с оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска не свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения административного иска Соломатиной Е.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Соломатиной Е.В. к Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Партизанска №___ от <Дата> о назначении дополнительных выборов депутатов Думы Партизанского городского округа по одномандатным избирательным округам №___ и №___ оставить без удовлетворения.
Решение в течение пяти дней со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края.
Председательствующий Е.В. Саковский