ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1385/20 от 22.09.2020 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-1385/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Чумичевой Ю.В.,

при секретаре Оборотовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1385/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области к Коробейникову Александру Ивановичу о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области (МИФНС России № 7 по Липецкой области) обратилась в суд с административным иском к Коробейникову А.И. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, указывая, что 13.02.2019 ООО ............. представило справку о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № 2, в которой указало, что Коробейников А.И. получил в 2018 году доход в сумме 772394 рубля 03 копейки, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 100411 рублей. Однако указанная сумма самостоятельно и добровольно не уплачена в установленный срок в нарушение статьи 45 НК РФ. Налоговым органом в отношении должника выставлено требование от 24.12.20198 № №*** об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него недоимки, но до настоящего времени сумма НДФЛ в размере 100411 рублей за 2018 год в бюджет не поступила. На основании изложенного просила взыскать с Коробейникова А.И. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ за 2018 год в размере 100411 рублей.

Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил. В деле имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. Кроме того, согласно поступившему заявлению административный истец уменьшил заявленное требование в связи с частичной уплатой административным ответчиком налога на доходы физических лиц в размере 12000 рублей, окончательно просил взыскать с Коробейникова А.И. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ за 2018 год в размере 88411 рублей.

Административный ответчик Коробейников А.И. в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно сообщению отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ельцу Коробейников А.И. зарегистрирован по адресу: N... Из распечатки с сайта «Почта России» усматривается, что направленное в адрес административного ответчика заказное письмо разряда «Судебное», содержащее судебную повестку на 22.09.2020, будет возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения» ввиду неявки адресата за получением почтового отправления, что суд расценивает как нежелание административного ответчика принять судебную повестку.

В силу части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд на основании статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная норма содержится в статье 23 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Перечень доходов от источников в Российской Федерации содержится в статье 208 Налогового кодекса РФ и не является исчерпывающим.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Пункт 4 той же статьи предусматривает, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В судебном заседании установлено, что 13.02.2019 ООО ............. представило в МИФНС России № 7 по Липецкой области справку о доходах и суммах физического лица за 2018 год № 2, согласно которой Коробейниковым А.И. в 2018 году был получен доход в сумме 772394,03 рубля, код дохода 2720, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 100411 рублей.

На основании поданной справки налоговым органом был исчислен налог на доходы физических лиц в размере 100411 рублей, исходя из налоговой базы 772394,03 рубля, налоговой ставки 13%,

Налог исчислен по ставке, установленной законом.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № №*** от 22.08.2019, которым он уведомлен о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год.

Проверяя законность начисления налога на доходы физических лиц в сумме 100411 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно приложению № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2015 г. № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» код дохода 2720 соответствует наименованию дохода – стоимость подарков.

Пункт 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусматривает, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в 2018 году Коробейников А.И. получил доход от ООО ............. в виде подарка в размере 772394,03 рубля, стоимость подарка в части, превышающей 4000 рублей, подлежит обложением налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Таким образом, налог на доходы физических лиц должен был быть исчислен следующим образом: 772394,03 (стоимость подарка) – 4000 (необлагаемая налогом сумма) = 768394,03 (налоговая база) х 13% = 99891 рубль (сумма налога) и уплачен Коробейниковым А.И. не позднее 15.07.2019.

Однако в установленный законом срок административным ответчиком налог в полном объеме не был уплачен, что Коробейниковым А.И. не оспаривалось.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № №*** от 22.08.2019, которым он уведомлен о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год.

При таких обстоятельствах, коль скоро налоговым агентом ООО ............. не был удержан налог на доходы Коробейникова А.И., полученные им в 2018 году в виде стоимости подарка, а административный ответчик самостоятельно в установленный законом срок лишь частично оплатил налог в сумме 12000 рублей, то за ним значится недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 87891 рубль (99891 – 12000).

Доказательств своевременной уплаты налога на доходы физических лиц за 2018 год в полном объеме либо уплаты имеющейся задолженности административным ответчиком не представлено.

На основании статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

24.12.2019 в адрес административного ответчика МИФНС России № 7 по Липецкой области было направлено требование № №*** об уплате налога, однако, в срок, указанный в требовании для его добровольного исполнения, то есть до 23.01.2020, Коробейнкиков А.И. его не выполнил, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, коль скоро Коробейников А.И. в срок, обусловленный законом, не уплатил налог на доходы физических лиц за 2018 год в полном объеме, суд приходит к выводу о правомерности заявленного административного иска в части и полагает, что взысканию подлежит налог в сумме 87891 рубль.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области от 01.06.2020 отмен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области от 27.04.2020 о взыскании с Коробейникова А.И. недоимки по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок взыскания налоговой задолженности с налогоплательщика, в том числе порядок направления ему налогового уведомления и требования об уплате налога, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска от 20001 рубля до 100000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей.

Таким образом, коль скоро заявленное требование МИФНС России № 7 по Липецкой области подлежит удовлетворению на сумму 87891 рубль, то взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 2837 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области к Коробейникову Александру Ивановичу о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц удовлетворить частично.

Взыскать с Коробейникова Александра Ивановича, зарегистрированного по адресу: N..., налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 87891 (восемьдесят семь тысяч восемьсот девяносто один) рубль в доход бюджета Липецкой области и бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области.

В удовлетворении остальной части административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области к Коробейникову Александру Ивановичу отказать.

Взыскать с Коробейникова Александра Ивановича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2837 (две тысячи восемьсот тридцать семь) рублей.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Чумичева

Мотивированное решение суда изготовлено 28 сентября 2020 года.