ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1386/19 от 05.03.2019 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-1386/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 05 марта 2019 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,

при секретаре Нетбайловой М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Емельяновской МРОО «Водно-спасательный отряд» к МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес> о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Емельяновская МРОО «Водно-спасательный отряд» обратилось в суд к МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес> о признании решения незаконным.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Емельяновская МРОО «Водно-спасательный отряд» обратилось в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просило предварительно согласовать предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что МРОО «Водно-спасательный отряд» является общественной организацией, которая на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ не относится к категории лиц, имеющим право на предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Считает указанный отказ незаконным, поскольку Емельяновская МРОО «Водно-спасательный отряд» является структурным подразделением Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» в виде местного районного звена, зарегистрированного в качестве самостоятельного юридического лица. МРОО «Водно-спасательный отряд» МЧС России признано в установленном порядке социально ориентированной общественной организацией, в части оказания деятельности по подготовке населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф. Испрашиваемый земельный участок необходим истцу для организации спасательного поста в местах сложившегося неорганизованного отдыха граждан на реке Кача в районе <адрес>. Отказ в предоставлении земельного участка нарушит права граждан на осуществление профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах. Просит признать незаконным отказ руководителя МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель истца Рябцев С.В. (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не явился, был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес>. Представитель заинтересованного лица Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» в судебное заседание не явились, были извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи <адрес> администрация <адрес> - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления <адрес>, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Согласно пункту 3 статьи <адрес> в структуру администрации <адрес> входят отделы, управления и другие структурные подразделения.

Структурные подразделения администрации <адрес> осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов <адрес>, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции (пункт 5 статьи <адрес>).

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, оспариваемый отказ выдан компетентным органом в пределах его полномочий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Емельяновская МРОО «Водно-спасательный отряд» обратилось в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просило предварительно согласовать предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что МРОО «Водно-спасательный отряд» является общественной организацией, которая на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ не относится к категории лиц, имеющим право на предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что отказ в предоставлении земельного участка нарушит права граждан на осуществление профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах. Указывал также на то, что отказ мотивирован, что бесплатное предоставление земельных участков некоммерческой организации без проведения торгов является нарушением федерального законодательства.

В силу пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе РФ.

К таким лицам относятся: органы государственной власти и органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные); казенные предприятия; центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (пункт 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ). Аналогичные положения были предусмотрены в статье 20 Земельного кодекса РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1 статьи 20 также было закреплено, что некоммерческим организациям земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях).

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет (пункт 6 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (пункт 6 статьи 31.1 этого же федерального закона).

Пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" закреплено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на получение имущественной поддержки путем заключения договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Федеральный законодатель, наделяя органы местного самоуправления полномочиями в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, вопросы порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнес к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действительно социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на заключение договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Между тем, положениями статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям муниципальное имущество в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

В соответствии с п. 7 ст. 31.1 вышеназванного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).

Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) общественным, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Указанная выше норма права не обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления вести перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду или пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.

Проанализировав ответ руководителя МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что действительно п.2 ст. 39.6 ЗК РФ указывает на то, что некоммерческим организациям земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Между тем, исходя из требований вышеуказанных норм права, учитывая право истца, являющегося социально ориентированной некоммерческой организацией на получение имущественной поддержки путем заключения договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом для осуществления профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах, суд приходит к выводу возложить на ответчика обязанность вернуться к рассмотрению по существу заявления Емельяновской МРОО «Водно-спасательный отряд» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным действия МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес>» в части не рассмотрения по существу заявления Емельяновской МРОО «Водно-спасательный отряд» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.

Обязать МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации <адрес>» в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Емельяновской МРОО «Водно-спасательный отряд» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда: