Дело <№>а-220/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2016 года <Адрес>
Светлогорский городской суд <Адрес> в составе:
председательствующего судьи Севодиной О.В.
при секретаре <ФИО>3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <№> по <Адрес> к <ФИО>2, в лице законного представителя <ФИО>1, о взыскании недоимки и пени по налогам за 2012-2013 гг.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России <№> по <Адрес> (далее по тексту - МРИ ФНС <№>) обратилась в суд с административным иском к ответчику, указав в обоснование, что согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, за ответчиком зарегистрированы следующие земельные объекты:
Кадастровый номер | Дата возникновения собственности | Дата отчуждения | Размер доли | Кадастровая стоимость | Адрес |
74:12:908004:18 | 11.07.2012 | 1 | 42 480,00 | Челябинская обл, красноармеский р-н <Адрес> |
Кроме того, за <ФИО>2 зарегистрировано следующее имущество:
Объект налогообложения | Дата возникновения собственности | Размер доли | Кадастровая стоимость | Адрес |
жилой дом | 11.07.2012 | 1/1 | 1011826,00 | Челябинская обл, красноармеский р-н <Адрес> |
Имея в собственности перечисленные имущество и земельный участок, ответчик <ФИО>2 являлась плательщиком налога. Размер недоимки и пени по налогам за 2010-2012 гг. в общей сумме составили 5159,37 руб., из которых: земельный налог в сумме 376,57 руб., из них налог - 369,08 руб., пени - 7,49 руб., налог на имущество - 4969,29 руб., из них налог - 4790,89 руб., пени - 178,40 руб. Данная недоимка и пени ответчиком в установленный законом срок уплачены не были. Требование о погашении задолженности по налогам ответчик проигнорировал. В связи с чем, истец своевременно обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении <ФИО>2, который был впоследствии отменен на основании поступивших возражений законного представителя ответчика относительно его исполнения.
В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика недоимку по налогам за 2012-2013 гг. в размере 5159,37 руб., из которых: земельный налог в сумме 376,57 руб., из них налог - 369,08 руб., пени - 7,49 руб., налог на имущество - 4969,29 руб., из них налог - 4790,89 руб., пени - 178,40 руб.
В ходе судебного разбирательства, в соответствии со ст. 46 КАС РФ, административный истец уточнил исковые требования, изменив ошибочно указанный период взыскания с 2010-20<Дата>-2013 гг. и уменьшив размер недоимки по земельному налогу до 194,00 руб., из которых налог - 190,72 руб., пени - 3,28 руб. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.
Представитель истца <ФИО>4, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В предоставленном письменном заявлении просила рассмотреть данное дело в отсутствие представителя истца (л.д. 72).
Ответчик <ФИО>2, в лице её законного представителя <ФИО>1, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В порядке п. 2 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы данного административного дела, гражданского дел <№> приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются их родители.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от <Дата> N 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно п. 1, 3, 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно Положению «О земельном налоге на территории муниципального образования «Лазурненское сельское поселение» Красноармейского муниципального района <Адрес>, утвержденного решением Совета депутатов Лазурненского сельского поселения от <Дата><№>, устанавливается соответствующая ставка налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно разд. 4 Положения, уплата земельного налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от <Дата> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до <Дата>) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное помещение, строение или сооружение.
Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор).
Согласно решения Совета депутатов Лазурненского сельского поселения <Адрес><№> от <Дата> ставка налога на объекты налогообложения свыше 500 000 руб. составляет 0,31%.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что несовершеннолетняя <ФИО>2, <Дата> года рождения, являлась в 2012-2013 гг. собственником земельного участка:
Кадастровый номер | Дата возникновения собственности | Дата отчуждения | Размер доли | Кадастровая стоимость | Адрес |
74:12:908004:18 | 11.07.2012 | 1 | 42 480,00 | Челябинская обл, красноармеский р-н <Адрес> |
Имущества:
Объект налогообложения | Дата возникновения собственности | Размер доли | Кадастровая стоимость | Адрес |
жилой дом | 11.07.2012 | 1/1 | 1011826,00 | Челябинская обл, красноармеский р-н <Адрес> |
Истцом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление <№> об уплате налога в срок до <Дата> (л.д. 7).
Позднее в адрес ответчика направлены налоговые требования <№>, 25399 об уплате недоимки налогам (л.д. 5.6).
В связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке недоимка по налогу не была оплачена, истец обратился <Дата> к мировому судье судебного участка № <Адрес> и Пионерского городского округа <Адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ был выдан <Дата>, однако <Дата> судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями законного представителя ответчика.
Законный представитель несовершеннолетней <ФИО>2 - <ФИО>1 в обоснование своих возражений относительно исполнения судебного приказа ссылается на тот факт, что она и члены её семьи (в том числе <ФИО>2) являются членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. <Дата> ею, в адрес МРИ ФНС, было направлено заявление о наличии льгот по уплате налогов у семьи.
Согласно ч. 1 п. 4 ФЗ<№> от <Дата> от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Как следует из копии удостоверения <№>, выданного главным управления федеральной службы исполнения наказания по <Адрес><ФИО>1 назначена пенсия по случаю потери кормильца с 18.02.2012г.
Вместе с тем, сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают самостоятельным статусом, отличным от статуса военнослужащих, поэтому не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ <№> от <Дата>.
В качестве правовой основы прохождения военной службы выступают ФЗ от <Дата> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ от <Дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.
На основании ст. ст. 1 и 2 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также ст. 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, не имеющие гражданства иностранного государства, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Кроме того, военнослужащими также признаются граждане, имеющие гражданство иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
При этом согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, изложенным в Постановлении от <Дата><№> "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают.
Так, в соответствии со ст. 24 Закона РФ от <Дата> N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы. При этом в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы военная служба не предусмотрена.
В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ<№> от <Дата> органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками
Согласно п.п. 2 п. 6 Постановления Совета депутатов Лазурненского сельского поселения <Адрес><№> от <Дата> «Об установлении налога на имущество физических лиц» от уплаты налога на имущество физических лиц освобождены дети, получающие пенсию по случаю потери кормильца, основанием для предоставления льготы считать справку, выданную Управлением социальной защиты населения.
Вместе с тем, как следует из ответа МРИ ФНС <№> по <Адрес> законный представитель налогоплательщика <ФИО>1 с заявлением на предоставление льготы, с подтверждающими документами в Инспекцию не обращалась.
Ответчиком суду также не предоставлены доказательства, обращения с данным заявлением.
Решением Совета депутатов Лазурненского сельского поселения <Адрес> от <Дата><№> «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Лазурненское сельское поселение» в новой редакции (с изменениями и дополнениями) не предусмотрена льгота для указанной категории граждан.
С учётом изложенных норм права и установленных обстоятельств, суд считает доводы стороны ответчика несостоятельными.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Указанный выше срок налоговый орган в данном случае соблюден.
В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьейденежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку налогоплательщиком своевременно не была исполнена обязанность по уплате налога, истец правомерно в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ начислил пени по земельному налогу за период с <Дата> по <Дата> (дата выставления требования) в размере 3,28 руб., пени по налогу на имущество за период с <Дата> по <Дата> в сумме 178,40 руб.
Суд, проверив расчет пеней, находит его обоснованным.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 289-290 КАС, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <№> по <Адрес> к <ФИО>2, в лице законного представителя <ФИО>1, о взыскании недоимки и пени по налогам за 2012-2013 гг. - удовлетворить частично.
Взыскать с <ФИО>2, в лице законного представителя <ФИО>1, проживающей по адресу: <Адрес> бульвар <Адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <№> по <Адрес> налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2012-2013 гг. в общем размере 5163,29 руб., руб., в том числе: земельный налог в сумме 194,00 руб., из них налог - 190,72 руб., пени, за период с <Дата> по <Дата> - 3,28 руб., налог на имущество - 4981,61 руб., из них налог - 4790,89 руб., пени, за период с <Дата> по <Дата> - 178,40 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с <ФИО>2, в лице законного представителя <ФИО>1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение суда в окончательной форме составлено <Дата>.
Судья Севодина О.В.