Дело № 2а-1386/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 06 марта 2018 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
С участием представителя административного истца Григорьевой Е. А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ,
Представителя административных ответчиков Игошева Н. В. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
При секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федькиной Марии Романовны к Гатчинскому отделу Управления Росреестра по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения № № от 17.10.2017г. об отказе в права собственности на двухкомнатную квартиру, обязании осуществить государственный кадастровый учет двухкомнатной квартиры и государственную регистрацию права собственности на квартиру на основании заявления об осуществлении государственного кадастрового учета объекта № № и заявления о государственной регистрации права собственности на объект № № и представленных документов,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд вышеназванным иском к административным ответчикам, указав в обосновании своих требований, что решением Гатчинского городского суда № № от 28.02.2017г. за ней признано право собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. 17.07.2017г. административный истец обратилась с заявлением о государственной регистрации и о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. 17.10.2017г. Гатчинский отдел Росреестра принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, однако, отказ в постановки объекта на кадастровый учет административный истец так и не получила. Считает указанное решение незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства, нарушающим ее права и законные интересы. Административный истец просит признать незаконными и отменить решения Управления Росреестра по ЛО об отказе в государственной регистрации от 17.10.2017г. № №, обязав осуществить постановку на государственный кадастровый учет вышеназванной квартиры, а также осуществить регистрацию права на вышеназванную квартиру.
Административный истец в судебное заседания не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л. д. 51). Ее представитель в судебном заседании требования настоящего иска поддержала, по изложенным в нем основаниям. Представила письменные пояснения по делу, из которых следует, что основанием к отказу послужило отсутствие кадастрового номера здания. Вместе с тем, административными ответчиками не было учтено, что в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана приведена информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения разрешительной или технической документации, а в «Приложении» технического плана приложены копии документов, подтверждающих данный факт. 30.08.2017г. решением Управления Росреестра по ЛО принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав объекта капитального строительства. Из сообщения Министерства Обороны РФ, ООО «ГУЖФ», ГУП «Леноблинвентаризация», администрации Сусанинского сельского поселения ГМР следует, что проектная документация и технический план на здание либо иные документы в отношении многоквартирного дома № № в дер. <адрес> отсутствует. В связи с тем, что многоквартирный дом не стоит на кадастровом учете, указать его кадастровый номер не имеется возможности. Постановка многоквартирного дома на кадастровый учет без представления технической и проектной документации невозможна. По сути, устранить препятствие, послужившее основанием для отказа ответчика, административный истец может только путем проведения соответствующих кадастровых работ в отношении всего здания. Однако, она не обладает такими ресурсами и полномочиями. Кроме того, требования о предоставлении данных документов является прямо запрещенным законом. Считает, что материалы технического плана соответствуют предъявляемым к техническому плану требованиям, а, следовательно, все необходимые для постановки на государственный кадастровый учет документы в кадастровый орган представлены. Полагает, что требования Росреестра о представлении технического паспорта многоквартирного дома, в котором расположен спорный объект, несостоятелен, данное обстоятельство не служит основанием для приостановления осуществления кадастрового учета жилого помещения, и ко всему прочему данные документы могли быть истребованы в последующем в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Отсутствие сведений в Филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ленинградской области лишь подтверждается, что иных, более расширенных сведений, чем содержащихся в техническом плане помещения, административный истец представить не имела возможности, поскольку кадастровым инженером приняты исчерпывающие меры к получению указанных сведений. Считает, что их отсутствие не может повлиять на ее права собственника жилого помещения. Полагает, что представленные для постановки на кадастровый учет и регистрацию права документы, в том числе решение Гатчинского городского суда и технический план, соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Считает, что решение суда о признании за административным истцом права собственности на квартиру является безусловным основанием для постановки квартиры на кадастровый учет и регистрации права, при этом, ссылку на приказ Минэкономразвития от 18.12.2015г. № 953 считает несостоятельной. Отсутствие проектной или иной документации не должно влиять на право административного истца. Фактически, на граждан государством посредством принятия федерального законодательства возложена обязанность по постановке имеющегося у них объекта недвижимости – квартиры на государственный кадастровый учет, в том числе с целью осуществления последующей регистрации права собственности в соответствии с решением суда, но обязанность по постановке на кадастровый учет многоквартирного дома государством на собственника квартиры не возложена. Помимо технического плана, который содержал ксерокопию решения Гатчинского городского суда, в регистрирующий орган было предоставлено 2 экземпляра заверенных судом копий вступившего в законную силу решения Гатчинского городского суда от 28.02.2017г. по делу № №, а также платежные документы об оплате госпошлины. Факт представления копий решения суда помимо вложения в технический план подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 17.07.2017г., а также описью от 13.10.2017г.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании требования настоящего административного иска не признал и показал, что представленный административным истцом технический план не соответствует требования приказа Минэкономразвития, т. к. в нем не указан кадастровый номер здания, в котором находится квартира.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалов дела административный истец 17.07.2017г. обратилась за государственной регистрацией права на недвижимое имущество и сделок с ним на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также о постановке на государственный кадастровый учет вышеназванного объекта недвижимости, предоставив на государственную регистрацию заявления, чеки, решения суда в 2-х экз., а также для осуществления государственного кадастрового учета вышеназванного помещения технический план помещения (л. д. 9-10).
Решением Гатчинского городского суда по делу № № от 28.02.2017г. за Федькиной М. Р. признано право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (л. д. 7-8).
Относительно данного помещения были выполнены кадастровые работы, а именно, был изготовлен технический план на вышеназванную квартиру.
18.07.2017г. за исх. № № Управлением Росреестра по Ленинградской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на вышеназванную квартиру, в связи с тем, что представленный технический план не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития от 18.12.2015г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно, п. п. 6 п. 43 Требований раздела «Характеристики объекта недвижимости», указав, что в техническом плане не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение. Кроме того, не представлено решение суда, а приложено только в качестве копии в составе технического плана (л. д. 41-43).
17.10.2017г. за исх. № № Управлением Росреестра по ЛО было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в связи с тем, что представленный технический план не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития от 18.12.2015г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно, п. п. 6 п. 43 Требований раздела «Характеристики объекта недвижимости», указав, что в техническом плане не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, данные обстоятельства административным истцом не были устранены, а также не представлены надлежащим образом заверенные копии судебного решения (л. д. 44-46).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 5 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что административным истцом был представлен правоустанавливающий документ на объект недвижимости – квартиру № в д. № в дер. <адрес>, коим является вышеназванное решение Гатчинского городского суда, представлен технический план вышеназванной квартиры, который содержит описание недвижимого имущества – вышеназванной квартиры, которая подлежит государственного кадастровому учету с одновременной регистрацией права на нее. При этом, Управлением Росреестра по ЛО на административного истца фактически возложены обязанности по постановке на кадастровый учет всего многоквартирного дома, в котором расположена вышеназванная квартира, что в ее компетенцию не входит. Суд отмечает, что кадастровым инженером при изготовлении технического плана предприняты исчерпывающие меры для выяснения наличия кадастрового учета многоквартирного дома, им установлено отсутствие у компетентных органов проектной документации, технической документации, акта ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, о чем им изложено в разделе «Заключение кадастрового инженера» в техническом плане.
Кроме того, суд отмечает, что административным ответчиком в нарушении ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств того, что административным истцом не представлена копия решения суда в 2-х экземплярах, в то время как из материалов дела следует, что такие копии предоставлялись, как самостоятельные документы, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 17.07.2017г. (л. д. 9), были вторично представлены, что подтверждается описью документов, принятых для оказания услуг от 13.10.2017г.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в государственном кадастровом учете кв. № в д. № в дер. <адрес>, и государственной регистрации права на нее принят Управлением Росреестра по ЛО незаконно и подлежит отмене, с последующим возложением обязанности осуществить государственный кадастровый учет вышеназванной квартиры и ее государственную регистрацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права от 17 октября 2017г. № № квартиры № в д. № в дер. <адрес>.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании ранее поданных заявлений от 17 июля 2017г. № №, № №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 12 марта 2018 года