Дело № 2а-1388/2018 | 10 мая 2018 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Ромасько А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 №25-па (в редакции от 14.06.2017 №172-па) и о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 №419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году»,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил суд признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению постановление Администрации Северодвинска от 15.02.2017 №25-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск»; постановление Администрации Северодвинска от 14.12.2017 № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году».
07.05.2018 административный истец изменил предмет иска, просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Администрацией Северодвинска Постановлением от 15.02.2017 №25-па; пункты 1 и 2 Постановления Администрации Северодвинска от 14.12.2017 №419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» (<данные изъяты>).
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом ЖКХ, ТиС Администрации Северодвинска, действующим от имени и в интересах муниципального образования «Северодвинск», был заключен договор №..... на регулярные перевозки по маршрутам № ..... регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее ? договор). По условиям договора на перевозчика возлагается предоставление бесплатного проезда отдельным категориям гражданам. Постановлением Администрации Северодвинска от 15.02.2017 № 25-па утвержден «Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее ? Порядок). Приложение № 1 к Порядку имеет вид таблицы, в которой распределены суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций по месяцам и по лотам, каких-либо обоснований, формул и статистических данных Порядок и Приложение № 1 не содержат. Данное обстоятельство во взаимосвязи с требованиями Постановления № 419-па нарушает право административного истца на возмещение недополученных доходов в полном размере.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования. Дала пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Считала, что в оспариваемых актах нет обоснования размера установленных для выплат перевозчикам субсидий, сумма субсидий не покрывает потерь перевозчика. Постановление Правительства РФ №887 обязывает при определении условий и порядка предоставления субсидий указывать информацию, в том числе, о размере субсидии и (или) порядке расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иную информацию исходя из целей предоставления субсидии, и источника ее получения. Оспариваемые пункты постановлений нарушают права ФИО1 как стороны по муниципальному контракту на пассажирские перевозки по регулярным маршрутам. Отказаться от исполнения договора ФИО1 не может, так как у него, как у работодателя есть социальные обязательства перед своими работниками.
Представитель административного ответчика Администрации Северодвинска ФИО3, одновременно представляющий интересы заинтересованных лиц Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска, Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, возражал против административного иска. Пояснил, что Муниципальной программой «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2016-2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Северодвинска от 29.12.2015 № 637-па предусмотрено предоставление субсидии транспортным организациям, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск». Решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 № 31 «О местном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрены денежные средства на компенсацию перевозчикам неполученных доходов. Отдельные категории населения, получающие меры социальной поддержки установлены оспариваемыми пунктами 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 №419-па. Согласно оспариваемому пункту 3 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации от 15.02.2017 № 25-па, размер субсидии, подлежащей перечислению транспортным организациям, определяется в соответствии с договором перевозки и Расчетом помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск». Указанные акты приняты в пределах компетенции Администрации Северодвинска по вопросам местного значения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Решениями Совета депутатов Северодвинска о местном бюджете. Административный истец добровольно взял на себя обязательства по договору от 19.04.2016. Административный ответчик исполнил обязанность по установлению мер соразмерной компенсации перевозчику в связи с предоставлением мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица в суд не явилось, направило письменные пояснения, просило рассмотреть дело без его участия.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц Комитета ЖКХ, ТиС Администрации Северодвинска, УСРОП Администрации Северодвинска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам устанавливают уполномоченные органы местного самоуправления на основании частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам – это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Постановлением Администрации Северодвинска от 29 января 2016 года № 18-па утверждены маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Постановлением агентства от 17 ноября 2016 года № 53-п/1 в соответствии с полномочиями, определенными Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 214-пп (далее - Положение), установлены предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Северодвинск» в размере 25 руб. за одну поездку. Тариф установлен на экономически обоснованном уровне без выплаты субсидий из областного бюджета.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, которые предусмотрены решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
С учетом приведенного правового регулирования, при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с возмещением затрат или неполученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров органы местного самоуправления руководствуются наличием бюджетных ассигнований для этих целей в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и тарифами, установленными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов решением представительного органа местного самоуправления Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2016 №94 «О местном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», подпрограммой «Повышение уровня жизни населения Северодвинска, нуждающегося в социальной поддержке» муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2016 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Северодвинска от 29.12.2015 №637-па, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Северодвинск».
Оспариваемыми пунктами 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 № 419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установлено:
1. предоставить гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, зарегистрированным по месту жительства на территории Северодвинска (город Северодвинск, поселок Белое Озеро, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, село Ненокса, деревни Таборы, Волость, Лахта, Солза, Сюзьма и железнодорожная станция Рикасиха), при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или его нотариально заверенной копии право бесплатного проезда:
1.1. в автобусах городских маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № ..... в период с ДД.ММ.ГГГГ ежедневно, без ограничения по времени и количеству поездок.
1.2 в автобусах пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № ..... в период с ДД.ММ.ГГГГ с понедельника по четверг включительно, без ограничения по времени и количеству поездок.
2. предоставить право проезда в автобусах городских маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам № ..... по льготным билетам стоимостью 18 руб. за одну поездку в период с 01ДД.ММ.ГГГГ и с ..... при предъявлении справки с фотографией (студенческого билета) из образовательной организации учащимся и студентам очной формы обучения (<данные изъяты>).
Таким образом, оспариваемые пункты 1 и 2 Постановления Администрации Северодвинска от 14.12.2017 №419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» предусматривают меры социальной поддержки, при оказании услуг по перевозке отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск».
Финансирование указанных мер социальной поддержки населения продолжается в 2018 году в соответствии с Решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 № 31 «О местном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 №25-па (в редакции от 14.06.2017 №172-па) утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» (<данные изъяты>)
Пунктом 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, положения которого оспариваются в настоящем деле, установлено, что размер субсидии подлежащей перечислению транспортным организациям, определяется в соответствии с договором перевозки и Расчетом помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск».
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Администрации Северодвинска на основании решения представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов Северодвинска, от 13.12.2016 №94 «О местном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», не противоречат вышеприведенным нормативно правовым актам имеющим большую юридическую силу и, сами по себе, не нарушают права, свободы и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1
Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 фактически сводятся к несогласию с размером субсидии, которая предусмотрена в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом ЖКХ, ТиС Администрации Северодвинска и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор на регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам № ..... на территории муниципального образования «Северодвинск» (<данные изъяты>).
Приложением №1 к договору установлены обязательства перевозчика предъявлению льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, а именно: гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, в сроки и время, определенные нормативно-правовым актом органов местного самоуправления Северодвинска и договором между перевозчиком и Администрацией Северодвинска (пункт 3.1); предоставление проезда по льготным билетам на разовую поездку школьникам и студентам, на основании справки из школы и студенческого билета (пункт 3.2); предоставление льгот по проезду отдельным категориям граждан, установленным законом Архангельской области «О бюджете» и (или) муниципальными правовыми актами Северодвинска, помимо граждан, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего технического задания (пункт 3.3) (<данные изъяты>).
Вместе с тем, наличие экономического спора о размере субсидии не может послужить основанием для удовлетворения требований о признании недействующими муниципальных правовых актов, принятых в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления по вопросам местного значения и не противоречащих положениям нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу, поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 178 – 180, 215 и 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан в автобусах городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 15.02.2017 №25-па (в редакции от 14.06.2017 №172-па), и о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 14.12.2017 №419-па «О проезде отдельных категорий граждан в автобусах маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году» отказать в полном объёме.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов Администрации муниципального образования «Северодвинск».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15.05.2018.
Председательствующий | О. Н. Чистяков |