ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/19 от 27.02.2019 Заводской районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 27 февраля 2019 года

Заводской районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Такалашова К.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке административное дело а-138/19 по административному иску прокурора <адрес> ЧР к ФИО1 по ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ, запрещено,

установил:

<адрес> ЧР обратился в суд с административным иском к ФИО1 по ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории ЧР, запрещено.

В обоснование административного иска указано, что в ходе мониторинга сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ выявлен интернет - магазин, содержащий материалы, связанные с рекламой табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе кальянов, а именно: https://groznyj.sweet-smoke.org.

Установлено, что на указанной интернет-страницы размещены в публичной демонстрации для неограниченного круга лиц изображения табака и курительных принадлежностей, в том числе кальянов, информация для новичков по его курению, а также реклама кальянов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропагандысоциального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетради-ционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В пункте 8 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Рос-сийской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии со-блюдения установленных федеральными законами требований к распростране-нию информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Так, оборотом информационной продукции, согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (далее - Закон № 436-ФЗ) является предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее распространение посредством информационно--телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет».

В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, также способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В силу части 1, 2 статьи 11 Закона № 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 Закона № 436-ФЗ, не допускается.

При этом реклама табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок может быть доступна несовершеннолетним, что пагубно может сказаться на их поведении, образе жизни и воспитании, поскольку каких-либо ограничений для посещения указанных сайтов не установлено.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, статьей 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребление табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в се-ти «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I- III, VI-VIII КАС РФ.

Доступ на вышеуказанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирования информации, указанной на сайте.

Указанное подтверждается актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ФИО1 прокуратуры района в присутствии двух участвующих лиц, и скриншотами Интернет-ресурса.

Согласно статье 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам в сети «Интернет», где размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

ФИО1 по ЧР ФИО5 в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о признании требований административного иска в полном объеме, указывая, что сведений об авторе оспариваемой информации и владельца интернет-ресурсом не располагает. Просит рассмотреть дело в их отсутствие, положения статей 46, 157 КАС РФ им известны.

Неявка сторон извещенных о месте и времени рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <адрес>ФИО4, в присутствии понятых в помещении кабинета прокуратуры района осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлен интернет - магазин, содержащий материалы, связанные с рекламой табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе кальянов, а именно: https://groznyj.sweet-smoke.org.

Ответчик признал административный иск в полном объеме, что следует из представленного в суд заявления.

Согласно п.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При изложенных обстоятельствах, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте https://groznyj.sweet-smoke.org, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

Обязать ФИО1 по ЧР ограничить доступ к указанной странице.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Такалашов

Копия верна: