ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2016 от 06.07.2016 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

КОПИЯ:

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-138/2016

6 июля 2016 года г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего – Харечко В.А.,

при секретаре – Зарубовой Я.И.,

с участием представителя административного истца - ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2, рассмотрев административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению <данные изъяты>ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации («Центррегионжильё») об оспаривании действий, связанных со снятием дочери административного истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений и предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения без учета дочери административного истца в качестве члена семьи,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> ФИО3, проходивший военную службу по контракту в должности <данные изъяты> обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения в ходе подготовки дела к разбирательству предмета административного иска просил:

- признать незаконным решение ФГКУ «Центррегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений члена семьи военнослужащего ФИО3 – дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

- признать незаконным решение ФГКУ «Центррегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении <данные изъяты> ФИО3, и членам семьи: супруге ФИО5, сыну ФИО6 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без учета в качестве члена семьи дочери административного истца – ФИО4;

- обязать ФГКУ «Центррегионжильё» представить субсидию на члена его семьи – дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В судебное заседание административный истец ФИО3, а также привлеченные к участию в деле на стороне административного истца заинтересованные лица: супруга - ФИО5, дочь - ФИО4, сын - ФИО6 не явились, представив в суд заявления о рассмотрении административного дела в их отсутствие с участием представителя ФИО1 Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд продолжил рассмотрение дела без участия данных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. В обоснование требований пояснил, что <данные изъяты> ФИО3 проходит военную службу по контракту, в связи с чем в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГр ФИО3 и членам его семьи: супруге – ФИО5, дочери – ФИО4, сыну – ФИО6 по месту прохождения военной службы по договору социального найма было предоставлено жилое помещение площадью кв. м., состоящее из х комнат и расположенное по адресу: <адрес><адрес><адрес>. Приказом командующего войсками военного округа <данные изъяты> ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ года назначен на должность <данные изъяты>, в связи с чем ФИО3 и члены его семьи зарегистрированы по месту прохождения военной службы по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом к новому месту службы в <адрес> ФИО3 составом семьи человека состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия. Согласно договору найма служебного жилого помещения , заключенного с административным истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и членам его семьи: жене – ФИО5, дочери – ФИО4, сыну – ФИО6 на состав семьи человека на время прохождения военной службы предоставлено жилое помещение - квартира общей площадью кв. метра, состоящая из одной комнаты и расположенная по адресу: <адрес>. При этом, все члены семьи, включая дочь - ФИО4, являясь членами семьи нанимателя в силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, приобрели равные с нанимателем права и обязанности, ведут совместное хозяйство, имеют совместный бюджет, несут обязанность по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг, несут общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, имеют ключи от квартиры. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года дочь административного истца ФИО4, проходя обучение в <данные изъяты>, а в последующем заключив трудовой договор с <данные изъяты>, периодически проживала в ранее предоставленной ФИО3 служебной квартире в <адрес>. Данная квартира в ДД.ММ.ГГГГ года была освобождена и передана Министерству обороны РФ, в связи с чем ФИО3 встала на регистрационный учет по месту службы своего отца по адресу: <адрес>. При этом пользуется служебным жильем по месту службы в <адрес>. Полагая ФИО4 в силу п. 2 ст. 56 ЖК РФ утратившей основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, своим решением ФГКУ «Центррегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ снял ФИО4 с учета нуждающихся в получении жилого помещения. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и членам его семьи: жене - ФИО5, сыну - ФИО6 без учета дочери предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, после чего он снят с учета нуждающихся. Полагает оспариваемые решения ФГКУ «Центррегионжилье» незаконными, поскольку проживание ФИО4 в <адрес> носит временный характер, связанный с ее трудовой деятельностью, дочь, являясь членом его семьи и также не обеспеченная жильем, имеет все права нанимателя на жилое помещение в связи с временным отсутствием и, как следствие, право на получение субсидии для приобретения (строительство) жилого помещения.

Представитель административных ответчиков ФИО2 заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что в силу п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семей нанимателей, являющихся военнослужащими, на которых распространяются социальные гарантии и иные компенсации, относятся совместно проживающие с ним: супруг(а); несовершеннолетние или совершеннолетние дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения, а также совершеннолетние дети, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет; иные родственники или нетрудоспособные иждивенцы, ведущие совместное с нанимателем хозяйство, при условии вселения их в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя. Поскольку дочь административного истца ФИО4 совместно с отцом в жилом помещении, предоставленном по договору найма, не проживает, совместного хозяйства не ведет, она не может являться членом семьи нанимателя, соответственно, утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем подлежит снятию с учета нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Регистрация по месту службы отца не является обстоятельством, подтверждающим совместное проживание с нанимателем. Более того, решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 снят с учета нуждающихся в связи с получением субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, а согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право членов семьи военнослужащего производно от прав самого военнослужащего, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из послужного списка личного дела ФИО3, он с ДД.ММ.ГГГГ года проходит военную службу по контракту. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более лет. В ДД.ММ.ГГГГ года был назначен <данные изъяты> и совместно с семьей прибыл в <адрес> для прохождения военной службы.

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГр ФИО3 и членам его семьи: супруге – ФИО5, дочери – ФИО4, сыну – ФИО6 по месту прохождения военной службы по договору социального найма было предоставлено жилое помещение площадью кв. м., состоящее из х комнат и расположенное по адресу: <адрес><адрес><адрес>, что подтверждается ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям в послужном списке личного дела приказом Командующего войсками от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты> ФИО3 назначен на должность начальника <данные изъяты>

По сведениям домовой поквартирной книги граждан, ФИО3 и его супруга ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту службы административного истца по адресу: <адрес>. Дочь ФИО4 и сын ФИО6 встали на регистрационный учет по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 с составом семьи человека (супруга - ФИО5, дочь - ФИО4 и сын - ФИО6) признаны нуждающимися в получении жилого помещения и поставлены на соответствующий учет.

В соответствии с сообщением ООО УК «Центр-ЖКХ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> были зарегистрированы ФИО4 и ФИО6 которые с ДД.ММ.ГГГГ сняты с учета в связи со сдачей административным истцом указанного жилого помещения, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержащихся в материалах жилищного дела ФИО3 сведений подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что ни административный истец, ни члены его семьи, включая дочь, не имеют на правах собственности жилых помещений на территории Российской Федерации.

Как видно из договора найма служебного жилого помещения , заключенного между Министром обороны РФ в лице начальника ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО7, действующей на основании доверенности, и ФИО3 последнему на время прохождения военной службы на состав семьи человека предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира № <адрес> общей площадью <адрес> кв. м., расположенная по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: жена – ФИО5, дочь – ФИО4, сын – ФИО6. Срок действия договора в последующем продлялся на период службы административного истца, о чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были заключены дополнительные соглашения.

Квитанциями об оплате коммунальных услуг подтверждается, что квартплата за проживание в данном жилье взимается с нанимателя из расчета состава семьи человека.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> дочь административного истца - ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в названном <данные изъяты> учреждении в должности <данные изъяты>

Решением ФГКУ «Центррегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ дочь ФИО4 снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с раздельным проживаем с отцом ФИО8 и утратой оснований получения жилого помещения по договору социального найма.

Как усматривается из решения ФГКУ «Центррегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО3, и членам его семьи: супруге ФИО5, сыну ФИО6 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) с учетом права административного истца на дополнительную площадь жилья в сумме рублей копеек, которая перечислена на счет ФИО3, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу нормативных положений, установленных ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ, устанавливаются для военнослужащих и их семей.

Как указал Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 25 Постановления № 8 от 29.05.2014 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого именно следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем, необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) и Семейного кодекса РФ (СК РФ).

В силу требований ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

В соответствии с разъяснениями п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).

Названные законодательные предписания, в силу положений ч. 5 ст. 100 ЖК РФ применяются и к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма.

При этом суд констатирует, что заключенный с административным истцом договор найма специализированного (служебного) жилья предусматривает, в том числе и временный характер проживания в нем членов семьи нанимателя (п. п. договора).

Материалами дела, а также пояснениями в суде представителя административного истца, подтверждается, что дочь административного истца ФИО4, являющаяся в силу вышеперечисленных законодательных предписаний членом семьи военнослужащего, вселена с согласия нанимателя в занимаемое её отцом служебное жилое помещение в качестве члена его семьи, ведет с ним и иными членами семьи общее хозяйство, включая совместный бюджет, несет общие расходы на оплату коммунальных платежей и приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, продолжает проживать в служебной <адрес>, считает эту квартиру своим постоянным местом жительства, проводит в ней свободное время, включая праздничные дни и отпуск. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства органом, чьи действия оспариваются, вопреки требованиям ст.ст. 62 и 213 КАС РФ в суд не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений члена семьи военнослужащего ФИО3 – его дочери ФИО4 противоречит действующему законодательству и подлежит судебному пресечению.

При этом суд признает не состоятельной ссылку административного ответчика и его представителя в обоснование своей позиции на факт трудоустройства ФИО4 в <адрес>, поскольку её временное отсутствие в служебном жилье по причине исполнения трудовых обязанностей, предусмотренное к тому же договором найма данного жилья, не является основанием для лишения административного истца законодательного гарантированного конституционного права на обеспечение жильем из расчета всех членов семьи военнослужащего, нуждающихся в постоянном жилье. К тому же суд отмечает, что ни ФИО9, ни члены его семьи, включая дочь, вопреки требованиям действующего законодательства, в период прохождения военной службы в <адрес> вовсе не были обеспечены каким-либо, в том числе и служебным, жильем по установленным нормам, принимая во внимание площадь предоставленной ФИО9 на -х членов семьи (включая разнополых детей) служебной однокомнатной квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27мая1998года N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

При таких данных, с учетом права ФИО9 на обеспечение жильем из расчета всех членов его семьи, в том числе и дочери, у административного ответчика отсутствовали и какие-либо законные основания для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии без учета при её расчете в качестве члена семьи дочери административного истца, а посему данное решение в оспоренной части суд также признает не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ) суд, признав заявленные требования подлежащими удовлетворению, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что указанные правовые нормы будут соблюдены, а нарушенные права, свободы и законные интересы административного истца будут восстановлены путем возложения на уполномоченный орган обязанности предоставить установленным порядком ФИО3 субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения на члена его семьи - дочь ФИО4

При этом суд отвергает по причине беспредметности ссылку представителя административного ответчика ФИО2 на двукратное написание ФИО3 заявления о перечислении жилищной субсидии в первый раз (до принятия оспоренных решений) из расчета на -х человек, а второй раз (после исключения дочери с учета нуждающихся) из расчета на человек, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности действий уполномоченного органа по снятию дочери истца с учета нуждающихся и перечислению субсидии на такой состав семьи без учета дочери административного истца в качестве члена его семьи.

Не состоятельна по следующим причинам и ссылка ФИО2 в суде в обоснование необходимости отказа в заявленных требованиях на то обстоятельство, что ФИО3 не оспорено решение о снятии его с учета нуждающихся в жилье в связи с получением субсидии, так как право членов семьи военнослужащего производно от прав самого военнослужащего. Совершение действий, связанных с внесением изменений, либо отменой решений, являющихся промежуточными, либо производными по отношению к оспоренному решению о предоставлении субсидии без учета дочери административного истца, находится в исключительной компетенции уполномоченного органа и является совокупностью необходимых и обязательных действий, направленных на исполнение возложенной судом на данный орган обязанности по принятию установленным порядком решения о предоставлении ФИО3 жилищной субсидии на члена его семьи – дочь ФИО4

Статьей 103 КАС РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

По смыслу ст. 333.40 НК РФ в случае, если стороны освобождены от уплаты судебных расходов, указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Органы военного управления, к которым относится административный ответчик, в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, уплаченная ФИО9 государственная пошлина подлежит возврату административному истцу из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления ФИО3 удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений дочери административного истца – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления ФИО3 и членам его семьи жилищной субсидии без учета в качестве члена семьи его дочери - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность предоставить установленным порядком ФИО3 субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения на члена семьи административного истца - дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возвратить ФИО3 из федерального бюджета государственную пошлину в размере ) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд, через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Подлинное за надлежащей подписью.

Копия верна:

Судья Екатеринбургского

гарнизонного военного суда

В.А. Харечко

Секретарь судебного заседания

Я.И. Зарубова

Согласовано 15.07.2016

Судья В.А. Харечко