ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2022 от 24.10.2022 Владикавказского гарнизонного военного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Простова К.И., при секретаре судебного заседания Хугаевой К.А., с участием административного истца Кулиева М.А.Э., представителя административных ответчиков командующего Южным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ЮО Росгвардии) и председателя Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии – Игнатова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-138/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войск Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД РФ <данные изъяты> Кулиева Магомеда Али Эльдеровича об оспаривании действий командующего Южным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ЮО Росгвардии) и председателя Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии, связанных с порядком снятия административного истца и членов его семьи с жилищного учета,

установил:

Кулиев обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным и отменить решение Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии от 27 апреля 2022 г. (протокол № 2-22) в части снятия административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве посредством получения социальной выплаты удостоверяемой сертификатом «Государственные жилищные сертификаты» (далее – ГЖС), восстановив их на указанном учете.

В судебном заседании Кулиев заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, считая оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене. В обоснование административный истец сослался на вступившее в законную силу решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2011 г. и решение Центральной жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - СКРК ВВ МВД России) от 31 мая 2013 г. (протокол № 6-13), согласно которым он и члены его семьи (супруга и трое детей) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве посредством ГЖС и включены в число участников соответствующей программы. В связи с наличием в собственности квартиры в г. Владикавказе, общая площадь которой составляет 49,8 кв.м, в феврале 2019 года он и члены его семьи давали обязательство о сдаче вышеуказанной квартиры в государственную или муниципальную собственность после обеспечения жильем установленным порядком. Вопрос об исключении его из числа участников программы ГЖС в компетенцию Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии не входит. Ссылка на то, что он и члены его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы в г. Москве (10 кв. м), для улучшения жилищных условий и предоставления им ГЖС по норме предоставления (18 кв.м) правового значения не имеет и нарушает его право на обеспечение жильем. Кроме того, он обращает внимание на то, что само по себе наличие у его сына Эльдера на праве собственности иного жилого помещения в г. Владикавказе, который проходит военную службу в Чеченской Республике и проживает со своей семьей отдельно, не является законным основанием для их снятия с жилищного учета. Поскольку ЖК РФ признает членами семьи только совместно проживающих детей и их родителей, то жилье сына не подлежит учету при определении его нуждаемости.

Представитель административных ответчиков командующего войсками и председателя Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии – Игнатов в возражениях на административный иск и в суде просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование он пояснил, что оспариваемое решение жилищного органа о снятии административного истца составом семьи 5 человек с жилищного учета является законным и обоснованным, так как Кулиев и члены его семьи обеспечены жилыми помещениями в г. Владикавказе более учетной нормы (49,8 + 66,9 = 116,7 кв.м). Оснований не учитывать при решении вопроса о нуждаемости Кулиева и членов его семьи в жилье и предоставлении ГЖС приобретенную его сыном Эльдером в марте 2022 года в собственность квартиру в г. Владикавказе у жилищного органа не имелось.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с приказом заместителя Министра – главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 26 сентября 2011 г. № 136 л/с Кулиев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., освобожден от воинской должности старшего преподавателя кафедры тактики Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России и зачислен в распоряжение командующего войсками СКРК ВВ МВД России. По месту службы обеспечен от государства в собственность жильем по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 124, корп. 1, кв. 27, общая площадь которой составляет 49,8 кв.м.

Решениями Центральной жилищной комиссии СКРК ВВ МВД России от 31 мая 2013 г. (протокол № 6-13) и от 20 июля 2013 г. (протокол № 8-13) Кулиев и 4 члена его семьи приняты на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в г. Москве с правом на получение дополнительной жилой площади как преподавателю военного института.

В соответствии с решениями Центральной жилищной комиссии СКРК ВВ МВД России от 28 марта и 28 апреля 2014 г. Кулиеву отказано в принятии на учет лиц, нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства после увольнения с военной службы путем предоставления жилищной субсидии.

Приказами командующего войсками СКРК ВВ МВД России от 16 апреля 2014 г. № 14 л/с административный истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а от 30 апреля 2014 г. № 50 с/ч – исключен из списков личного состава управления регионального командования.

Решением Центральной жилищной комиссии ЮО войск Росгвардии от 3 февраля 2020 г. (протокол № 1- 20) Кулиеву отказано в предоставлении дополнительной площади жилого помещения.

Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2011 г. и 15 мая 2020 г., а также апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 29 октября 2014 г., поэтому в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ доказыванию вновь не подлежат.

Материалами жилищного (учетного) дела Кулиева подтверждается и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени право на ГЖС административный истец не реализовал, хотя таковые оформлялись ему 30 мая 2012 г. и 23 декабря 2013 г., а также 2 марта 2020 г. Крайний раз за ним административный истец не прибыл, в связи с чем срок действия ГЖС истек.

28 декабря 2020 г. Кулиев обратился к командующему ЮО войск Росгвардии с заявлением о включении его и членов семьи (5 человек) в состав участников ведомственной целевой программы для оформления ГЖС, на которое в январе 2021 года указанным должностным лицом дан ответ о том, что Кулиев будет включен в сводный список для оформления ГЖС в 2022 году.

2 июля 2021 г. Кулиев снова обратился к командующему ЮО войск Росгвардии с аналогичным заявлением, в связи с чем 14 июля того же года в Департамент строительства Росгвардии направлен сводный список граждан, в который включен административный истец.

В целях оформления ГЖС 26 января 2022 г. заместителем командующего ЮО войск Росгвардии по тылу – начальником тыла Кулиеву предложено в срок до 15 февраля 2022 г. представить нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность его и членов семьи, свидетельства о браке, нотариальное обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.

При этом в материалах жилищного (учетного) дела имелись заверенные копии вышеуказанных документов, включая нотариальное обязательство от 13 февраля 2019 г. административного истца и членов его семьи об освобождении и передаче установленным порядком в Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа принадлежащей на праве собственности Кулиеву без обременений квартиры по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 124, корп. 1, кв. 27, после предоставления средств для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.

На основании выписки из ЕГРН от 3 апреля 2022 г. жилищным органом установлено, что старший сын административного истца Кулиев Эльдер с 25 марта того же года является собственником жилого помещения по адресу: г. Владикавказ, ул. Владикавказская, д. 31, кв. 36, общая площадь 66,9 кв.м.

Из сообщения врио командира войсковой части 3761 от 6 апреля 2022 г. и послужного списка Кулиева Эльдера также следует, что с апреля 2014 г. он проходит военную службу по контракту, по месту службы в войсковой части 3761, дислоцированной в н.п. Наурская Чеченской Республики, обеспечен служебным жильем на состав семьи 4 человека.

Оспариваемым решением Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии от 27 апреля 2022 г. (протокол № 2-22) Кулиев и члены его семьи сняты с жилищного учета со ссылкой на положения п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование такого вывода жилищным органом указано, что суммарная общая площадь жилых помещений Кулиева и членов его семьи составляет 116,7 кв.м (49,8 + 66,9 кв.м), что как на состав семьи 5 человек (административный истец и 4 членов его семьи), так и на 8 человек (с учетом еще 3 членов семьи Кулиева Эльдера) - по 23,34 и 14,58 кв.м, соответственно, превышает учетную норму в г. Москве (10 кв.м).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно пункту 14 ст. 15 указанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что данные положения законодательства о статусе военнослужащих предусматривают возможность обеспечения категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., к которым относится Кулиев, жилым помещением сначала на общих основаниях по месту службы, а затем при увольнении с учетом выраженного ими желания - по избранному им постоянному месту жительства.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и со службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.

В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение жилья.

Согласно подпункту «и» п. 7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы рассматривается как самостоятельное основание для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Однако в соответствии с подпунктом «а» п. 10 Правил наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Проанализировав подпункт «а» п. 10 Правил в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что законодатель допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом требований о предоставлении жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.

Порядок и условия выделения военнослужащему денежных средств для приобретения жилого помещения установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (ред. от 18 декабря 2020 г.) (далее – Правила).

Согласно п. «а» ст. 5 и ст. 6 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), имеющие право на получение сертификатов, в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном п. 19 - 21 Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Из п. 16 Правил следует, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп. «ж» п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.

Кроме того, в соответствии с п. 16.2 Правил (в ред. от 12 октября 2020 г. № 1666) в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» п. 5 Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для военнослужащих, имеющих в собственности жилые помещения, право на получение жилья в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы, за исключением случаев реализации ими права на жилище путем оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

При обеспечении Кулиева государственным жилищным сертификатом по избранному после увольнения месту жительства наличие у такого военнослужащего и членов его семьи в собственности жилых помещений свыше учетной нормы в г. Владикавказе само по себе не свидетельствует об утрате им предусмотренного подп. «и» п. 7 Правил самостоятельного основания для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, вывод в оспариваемом решении жилищного органа о снятии административного истца и членов его семьи с жилищного учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ввиду утраты им таких оснований, не основан на положениях вышеприведенных нормативно-правовых актов и является незаконным, иных мотивов принятого решения из его содержания не усматривается.

Утверждение представителя административных ответчиков - Игнатова о том, что у жилищного органа не имелось оснований не учитывать приобретенную его сыном Эльдером в марте 2022 года в собственность квартиру в г. Владикавказе, не свидетельствует об отсутствии у Кулиева и членов его семьи оснований для улучшения жилищных условий.

Кроме того, как пояснил в судебном заседании свидетель Шалыгин, секретарь Центральной жилищной комиссии, жилищный орган не выяснял наличие либо отсутствие у Кулиева Эльдера желания сдать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение для обеспечения ГЖС в составе семьи отца.

Ввиду изложенного суд приходит к выводу о незаконности решения Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии от 27 апреля 2022 г. (протокол № 2-22) в части снятия административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве посредством получения ГЖС.

Поскольку разрешение спорного вопроса, вопреки мнению Кулиева, отнесено к компетенции жилищного органа, суд, придя к выводу о незаконности принятого Центральной жилищной комиссией управления ЮО Росгвардии решения, считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав Кулиева на ее председателя возложить обязанность оспариваемое решение в указанной части отменить и восстановить его прежним составом семьи на указанном учете.

Принимая данное решение, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Кулиева Магомеда Али Эльдеровича удовлетворить.

Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии управления ЮО Росгвардии от 27 апреля 2022 г. (протокол № 2-22) в части снятия Кулиева М.А.Э. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве посредством получения социальной выплаты удостоверяемой сертификатом «Государственные жилищные сертификаты».

Возложить на административных ответчика в течение месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда названное решение в указанной части отменить и восстановить Кулиева М.А.Э. и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве посредством получения социальной выплаты удостоверяемой сертификатом «Государственные жилищные сертификаты», о чем в тот же срок сообщить административному истцу и в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

К.И. Простов

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 24 октября 2022 г.