ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2022 от 25.02.2022 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Лазаровича С.Н.,

при секретаре Лидамюк К.Ю.,

с участием административного истца прокурора Кореновского района

Палий О.И.,

представителя административного ответчика администрации МО Кореновский район по доверенности Грицаева Д.Н.,

представителя заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кореновского района по доверенности

Панченко В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административным ответчикам МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район, администрации МО Кореновский район, Управления образования МО Кореновский район о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края, с привлечением специалистов ОНД и ПР по Кореновскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в деятельности МОБУ ООПТ № 10 МО Кореновский район. В нарушение п. 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объекте защиты не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил. В нарушение главы 5,7, 8 Закона № 123-ФЗ п. 12 Правил не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны сооружениях. Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил. Не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, чем нарушен п. 30 Правил. В нарушение подп. «а, в» п. 35 Правил в помещениях техперсонала, складских помещениях допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (помещение котельной, подвал), допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). В нарушение п. 54 Правил на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации образовательным учреждением не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке. В нарушение п. 60 Правил не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены первичных средств пожаротушения.

В связи с выявленными нарушениями директору МОБУ СОШ № 6 за исх. № <....> от 13.04.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Согласно полученному ответу от 26.05.2021 №<....> нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены не в полном объеме.

Прокурором района 13.05.2021 главе муниципального образования Кореновский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

15.06.2021 прокурором получена информация о результатах рассмотрения представления, согласно которой указанные выше нарушения устранены не в полном объеме, денежные средства на их устранение не выделены.

Так, не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

В нарушение главы 5,7, 8 Закона № 123-ФЗ п. 12 Правил не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны сооружениях.

Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил.

В нарушение подп. «а, в» п. 35 Правил в помещениях техперсонала, складских помещениях допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (помещение котельной, подвал).

В нарушение п. 54 Правил на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации образовательным учреждением не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование деятельности МОБУ ООШ № 10 осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Кореновский район (п. 4.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества МОБУ ООШ № 10 является муниципальное образование Кореновский район с подведомственной территорией, функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования Кореновский район (п.п. 1.5, 1.6 Устава).

Финансовое обеспечение образовательной деятельности МОБУ ООШ № 10 осуществляется распорядителем бюджетных средств - отделом образования Администрации на основании муниципального задания на оказание муниципальных услуг, формируемого в соответствии с уставной деятельностью ответчика на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности; порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией района (п.п. 4.1-4.3 Устава).

Из приведенного выше усматривается, что обязанность обеспечивать надлежащее финансирование образовательных учреждений муниципального образования Кореновский район с подведомственной территорией, возложена на администрацию муниципального образования Кореновский район и управление образование МО Кореновский район как распорядителя бюджетных средств.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского Палий О.И. доводы административного иска поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Кореновский район по доверенности Грицаев Д.Н. в судебном заседании пояснил, что МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район требования отраженные в административном исковом заявлении исполнены полном объеме, выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности устранены. В настоящее время на объекте МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район нарушения требования пожарной безопасности отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кореновского района по доверенности Панченко В.Г. в судебном заседании при разрешении исковых требований полагался на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления образования МО Кореновский район в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кореновского района во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края, с привлечением специалистов ОНД и ПР по Кореновскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в деятельности МОБУ ООПТ № 10 МО Кореновский район.

Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к мерам пожарной безопасности относятся действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Однако, в нарушение п. 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объекте защиты не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил.

В нарушение главы 5,7, 8 Закона № 123-ФЗ п. 12 Правил не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны сооружениях.

Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил.

Не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, чем нарушен п. 30 Правил.

В нарушение подп. «а, в» п. 35 Правил в помещениях техперсонала, складских помещениях допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (помещение котельной, подвал), допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).

В нарушение п. 54 Правил на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации образовательным учреждением не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.

В нарушение п. 60 Правил не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены первичных средств пожаротушения.

Суд установил, что в связи с выявленными нарушениями директору МОБУ СОШ № 6 за исх. № <....> от 13.04.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Согласно полученному ответу от 26.05.2021 №<....> нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены не в полном объеме.

Прокурором района 13.05.2021 главе муниципального образования Кореновский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

15.06.2021 прокурором получена информация о результатах рассмотрения представления, согласно которой, указанные выше нарушения устранены не в полном объеме, денежные средства на их устранение не выделены.

Из материалов дела усматривается, что на момент проверки не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

В нарушение главы 5,7, 8 Закона № 123-ФЗ п. 12 Правил не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны сооружениях.

Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил.

В нарушение подп. «а, в» п. 35 Правил в помещениях техперсонала, складских помещениях допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (помещение котельной, подвал).

В нарушение п. 54 Правил на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации образовательным учреждением не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование деятельности МОБУ ООШ № 10 осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Кореновский район (п. 4.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества МОБУ ООШ № 10 является муниципальное образование Кореновский район с подведомственной территорией, функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования Кореновский район (п.п. 1.5, 1.6 Устава).

Финансовое обеспечение образовательной деятельности МОБУ ООШ № 10 осуществляется распорядителем бюджетных средств - отделом образования Администрации на основании муниципального задания на оказание муниципальных услуг, формируемого в соответствии с уставной деятельностью ответчика на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности; порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией района (п.п. 4.1-4.3 Устава).

Из приведенного выше усматривается, что обязанность обеспечивать надлежащее финансирование образовательных учреждений муниципального образования Кореновский район с подведомственной территорией, возложена на администрацию муниципального образования Кореновский район и управление образование МО Кореновский район как распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, суд установил, что на момент проверки МОБУ СОШ № 10 имени Героя России К. П. Кистеня МО Кореновский район имели место быть нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Между тем, на момент рассмотрения дела по существу требования отраженные в административном исковом заявлении добровольно исполнены МОБУ СОШ № 10 имени Героя России К. П. Кистеня МО Кореновский район в полном объеме, выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности устранены. В настоящее время на объекте МОБУ СОШ № 10 имени Героя России К. П. Кистеня МО Кореновский район нарушения требования пожарной безопасности отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что доводы прокурора Кореновского района, изложенные в административном иске являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь частью 1 статьи 3 ФЗ № 21 от 08.03.2015г. «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статьями 175, 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административным ответчикам МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район, администрации МО Кореновский район, Управления образования МО Кореновский район о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район в части нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе на категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений складского назначения с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны сооружениях, на организацию и проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, на устранение нарушений изоляции электропроводов и кабелей в помещениях техперсонала, складских помещениях, на обеспечение ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации образовательным учреждением; организовать хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем, в остальной части требований – отказать, ввиду добровольного исполнения требований МОБУ СОШ № 10 им. Героя России К.П. Кистеня МО Кореновский район.

Мотивированная часть решения изготовлена 02 марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Кореновского районного суда: С.Н. Лазарович