ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2022 от 26.04.2022 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-138/2022

УИД 35RS0010-01-2021-011355-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда

«12» апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

с участием прокурора Нечаева М.Л.,

при секретаре Шепель М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воловой О. В., Аникина М. Л. к Администрации города Вологды, Муниципальному казенному учреждению «Градостроительный центр города Вологды» об оспаривании постановления и проекта межевания территории,

установил:

Волова О.В., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в суд с административным иском к Администрации города Вологды, Муниципальному казенному учреждению «Градостроительный центр города Вологды» (далее - МКУ «Градостроительный центр города Вологды»), просит признать незаконными и недействительными постановление Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов », Проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов в части земельного участка с кадастровым номером .

Аникин М.Л., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратился в суд с административным иском к Администрации города Вологды, МКУ «Градостроительный центр города Вологды», просит признать незаконными и недействительными постановление Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов », Проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов в части земельного участка с кадастровым номером .

В обоснование требований указали, что оспариваемые акты нарушают права и законные интересы административных истцов как собственников земельных участков, поскольку при подготовке Проекта межевания не было учтено фактическое землепользование, осуществляемое в существующих границах длительное время. Кроме того, Проект межевания территории основывается на прекратившем свое действие и содержащим устаревшую и недостоверную информацию о землепользовании Проекте планировки района Ананьино и топографическом плане масштаба 1:500, в котором отсутствует дата его составления.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года указанные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебное заседание административные истцы Волова О.В., Аникин М.Л. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их представитель по доверенности Анфалова А.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала. Пояснила, что разработка проекта межевания территории проведена МКУ «Градостроительный центр города Вологды» с нарушениями, однако данный проект был утвержден Администрацией <адрес>. В проекте межевания территории земельные участки административных истцов учтены в границах, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но без учета фактического землепользования, которое за красную линию не заходит. Границы земельных участков установлены. Сдвигать заборы Волова О.В., Аникин М.Л. не желают, поскольку это требует несения дополнительных расходов.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности Курганова О.М. административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым основания для удовлетворения требований административных истцов отсутствуют, оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями законодательства в пределах установленной компетенции органа местного самоуправления, права, свободы и законные интересы административных истцов и иных лиц оспариваемым актом не нарушены. Пояснила, что границы земельных участков установлены еще до приобретения их Воловой О.В. и Аникиным М.Л. При приобретении земельных участков административные истцы должны были убедиться в соответствии границ земельных участков фактическому землепользованию. Административные исковые требования фактически направлены на легализацию самовольных построек административных истцов.

В судебное заседание представитель административного ответчика МКУ «Градостроительный центр города Вологды» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее представали письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, ссылаясь на соответствие требованиям действующего законодательства разработанного ими Проекта межевания территории. Указывают, что требования административных истцов направлены на признание правомерности самовольных действий по занятию земельных участков в обход действующего законодательства. В ходе анализа землеустроительной документации, определявшей местоположение границ земельных участков административных истцов при их образовании, реестровых ошибок выявлено не было.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, в письменных отзывах указали на отсутствие реестровых ошибок в отношении земельных участков административных истцов.

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Волова О.В. на основании договора купли-продажи от 06 декабря 2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 802±5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. На земельном участке находится принадлежащий Воловой О.В. жилой дом с адресом: <адрес>.

Аникин М.Л. на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 марта 2012 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1303±13 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. На земельном участке находится принадлежащий Аникину М.Л. жилой дом с адресом: <адрес>.

Постановлением Главы города Вологды от 18 августа 2008 года утвержден проект планировки района Ананьино города Вологды, на основании которого разработан проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов .

Постановлением Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов утвержден.

Земельные участки, принадлежащие административным истцам учтены в проекте межевания территории в границах, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, границы фактического землепользования административных истцов не совпадают с границами принадлежащих им земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Полагая, что границы фактического землепользования необоснованно не учтены в проекте межевания, а также что при подготовке проекта межевания незаконно использовался проект планировки территории с истекшим сроком и недатированный топографический план, Волова О.В. и Аникин М.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года и Проекта межевания территории.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и в полном объеме выясняет следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (части 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения, согласно которым при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50).

Администрация города Вологды наделена полномочиями по принятию постановления об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды.

Так, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 44 Устава городского округа город Вологда, принятого решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 года № 301, Администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе утверждает подготовленную на основе генеральных планов городского округа документацию по планировке территории.

Таким образом, постановление от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов » принято Администрацией города Вологды в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава городского округа город Вологда по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, Администрация города Вологды издает постановления.

Следовательно, форма оспариваемого нормативного правового акта также соблюдена.

В силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с частью 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.

Порядок выполнения инженерных изысканий установлен Правилами выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечнемя видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402 (далее – Правила).

В силу пункта 2 Правил выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в следующих случаях:

а) недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре;

б) невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Достаточность материалов инженерных изысканий определяется органом местного самоуправления, по инициативе которого принимается решение о подготовке документации по планировке территории (пункт 4 Правил).

Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.

Так, в соответствии с частью 5 указанной статьи проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что оспариваемый административными истцами проект межевания территории района Ананьино города Вологды обсуждался на публичных слушаниях 27 мая 2019 года. Заключение по результатам публичных слушаний размещено на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушен не был, требования части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации о проведении обязательных публичных слушаний соблюдены.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Согласно части 11 статьи 27 Устава городского округа город Вологда правовые акты направляются для официального опубликования (обнародования) не позднее десяти дней со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вологодские новости» или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Вологодской городской Думы, опубликованным в газете «Вологодские новости». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание, определенное решением Вологодской городской Думы, опубликованным в газете «Вологодские новости».

Из материалов дела следует, что постановление Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов » после его принятия опубликовано в газете «Вологодские новости» № 25 от 26 июня 2019 года, а также на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок его опубликования, Администрацией города Вологды соблюден.

Постановление Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов » соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно статьям 3, 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающим требования к порядку разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Оспариваемым проектом межевания территории установление, изменение или отмена существующих красных линий, утвержденных в составе проекта планировки района Ананьино города Вологды постановлением Администрации города Вологды от 18 августа 2008 года , не предусматривалось. В проекте межевания территории образовывались земельные участки только на территории общего пользования под улично-дорожную сеть и инженерные коммуникации. Проект межевания территории разрабатывался в целях упорядочения границ существующих земельных участков.

Проведение дополнительных инженерных изысканий для подготовки проекта межевания не требовалось.

Комплексные кадастровые работы на территории кадастровых кварталов были выполнены кадастровыми инженерами МКУ «Градостроительный центр города Вологды» в 2019 году.

Обнаруженные расхождения между фактическим землепользованием и границами земельных участков, принадлежащих административным истцам, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, анализировались на предмет реестровых ошибок, которые выявлены не были.

При этом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Аникиным М.Л. было допущено самовольное занятие части земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, в связи с чем постановлением заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 06 декабря 2019 года Аникин М.Л. привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.

Воловой О.В. было допущено самовольное занятие части земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, и части земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с чем постановлением заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель от 12 ноября 2019 года Волова О.В. привлечена к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.

Таким образом, постановление Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов », Проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Доводы административных истцов о необоснованном использовании при подготовке проекта межевания территории проекта планировки территории с истекшим сроком и недатированного топографического плана подлежат отклонению как несостоятельные.

Действующим законодательством не предусмотрено требований о наличии на топографическом плане территории даты.

Согласно вышеприведенным требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, достаточность материалов инженерных изысканий определяется органом местного самоуправления, по инициативе которого принимается решение о подготовке документации по планировке территории

В силу части 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с Кодексом.

В настоящем случае дополнительных инженерных изысканий для подготовки проекта межевания территории не требовалось. Срок действия утвержденного проекта планировки территории законодательством не установлен, в связи с чем утверждение административных истцов об истекшем сроке действия проекта планировки территории является несостоятельным.

На основании изложенного оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Воловой О. В., Аникину М. Л. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Вологды, Муниципальному казенному учреждению «Градостроительный центр города Вологды» об оспаривании постановления Администрации города Вологды от 21 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов », Проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов в части границ земельных участков с кадастровыми номерами и отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко